Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 00:50, курсовая работа
Целью исследовательской работы является изучение личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.
Объектом исследования в данной работе является личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога.
Предмет исследования – профессиональная характеристика социального педагога.
Испытуемые, результаты которых свидетельствуют среднем уровне профессиональной компетентности, имеют прочные знания в области психологии и возможности правильного применения знаний на практике. Знания используются через призму осмысления проблемы и с учётом собственного опыта. Появляется желание более глубоко изучить различные теоретические подходы и концепции, применить их в своей деятельности. Развиваются творческий подход к выполняемой работе, чувство ответственности, рефлексивный анализ проводимой деятельности. Более точными, безошибочными становятся действия в различных направлениях работы. Решение некоторых профессиональных вопросов требует консультации специалистов, обращения к научным источникам. Существуют сложности в способности менять способ действий в соответствии с меняющимися условиями. Владеет навыками самопроектирования траектории собственной профессиональной деятельности и ситуаций взаимодействия с социумом.
У испытуемых, результаты которых свидетельствуют о низком уровне профессиональной компетентности, теоретические и методологические основы педагогической науки имеют поверхностный характер. Педагог овладевает базовыми понятиями настолько, чтобы осуществлять словесное описание профессиональных действий. В действиях преобладают стереотипные формы, а сами действия выполняются неуверенно. Педагог имеет положительную установку на профессиональную деятельность в образовательной среде, но не имеет достаточных для этого знаний и умений. Рефлексия профессиональной деятельности имеет неосознанный характер, самообразование несистематично. Проектирование как способ организации деятельности используется эпизодически.
Знания по теории и методике профессиональной деятельности имеют низкий уровень сформированности. Профессиональные действия в этом виде деятельности чаще выполняются с опорой на интуицию. Непонимание предназначения профессии, частая смена профессиональных занятий. Неустойчивая профессиональная мотивация, консервативные установки. Познавательный интерес к деятельности имеет профессионально неориентированный характер. Рефлексия своих действий незначительна. Мотивы профессиональной деятельности не сформированы. Преобладание отрицательного эмоционального настроя. Низкий уровень стремления к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Таким образом во второй главе мы описали организацию исследования и характеристику психодиагностических методик, представили анализ результатов экспериментального исследования, выявили уровень сформированности профессиональной компетентности социальных педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав литературу, мы пришли к тому, профессиональная компетентность социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, профессиональные знания и умения. Компетентность обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом. Компетентность социального педагога, во-первых, обеспечивает принадлежность к профессиональной группе, во-вторых, определяет возможность быстрого профессионального роста, в-третьих, побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний.
В характеристике личности и деятельности социального педагога выделяются четыре вида компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная. Специальная компетентность определяет владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне. Социальная - владение приемами профессионального общения, владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством. Личностная компетентность характеризуется приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности. Индивидуальная компетентность определяет готовность к профессиональному росту, владение приемами развития индивидуальности в рамках профессии, умение рационально организовать свой труд.
Таким образом, профессиональной компетентностью социального педагога - это сочетание психических свойств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно в социально-педагогической деятельности. Компетентный специалист готов самостоятельно принимать решения в области социально-педагогической деятельности, реализовать их, и нести ответственность за полученный результат.
Кроме анализа литературы, мы
провели экспериментально-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности