Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследовательской работы является изучение личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.
Объектом исследования в данной работе является личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога.
Предмет исследования – профессиональная характеристика социального педагога.

Файлы: 1 файл

soderzhanie.docx

— 43.19 Кб (Скачать файл)

Испытуемые, результаты которых свидетельствуют среднем уровне профессиональной компетентности, имеют прочные знания в области психологии и возможности правильного применения знаний на практике. Знания используются через призму осмысления проблемы и с учётом собственного опыта. Появляется желание более глубоко изучить различные теоретические подходы и концепции, применить их в своей деятельности. Развиваются творческий подход к выполняемой работе, чувство ответственности, рефлексивный анализ проводимой деятельности. Более точными, безошибочными становятся действия в различных направлениях работы. Решение некоторых профессиональных вопросов требует консультации специалистов, обращения к научным источникам. Существуют сложности в способности менять способ действий в соответствии с меняющимися условиями. Владеет навыками самопроектирования траектории собственной профессиональной деятельности и ситуаций взаимодействия с социумом.

У испытуемых, результаты которых свидетельствуют о низком уровне профессиональной компетентности, теоретические и методологические основы педагогической науки имеют поверхностный характер. Педагог овладевает базовыми понятиями настолько, чтобы осуществлять словесное описание профессиональных действий. В действиях преобладают стереотипные формы, а сами действия выполняются неуверенно. Педагог имеет положительную установку на профессиональную деятельность в образовательной среде, но не имеет достаточных для этого знаний и умений. Рефлексия профессиональной деятельности имеет неосознанный характер, самообразование несистематично. Проектирование как способ организации деятельности используется эпизодически.

Знания по теории и методике профессиональной деятельности имеют низкий уровень сформированности. Профессиональные действия в этом виде деятельности чаще выполняются с опорой на интуицию. Непонимание предназначения профессии, частая смена профессиональных занятий. Неустойчивая профессиональная мотивация, консервативные установки. Познавательный интерес к деятельности имеет профессионально неориентированный характер. Рефлексия своих действий незначительна. Мотивы профессиональной деятельности не сформированы. Преобладание отрицательного эмоционального настроя. Низкий уровень стремления к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

Таким образом во второй главе мы описали организацию исследования и характеристику психодиагностических методик, представили анализ результатов экспериментального исследования, выявили уровень сформированности профессиональной компетентности социальных педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав литературу, мы пришли к тому, профессиональная компетентность социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, профессиональные знания и умения. Компетентность обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом. Компетентность социального педагога, во-первых, обеспечивает принадлежность к профессиональной группе, во-вторых, определяет возможность быстрого профессионального роста, в-третьих, побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний.

В характеристике личности и деятельности социального педагога выделяются четыре вида компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная. Специальная компетентность определяет владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне. Социальная - владение приемами профессионального общения, владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством. Личностная компетентность характеризуется приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности. Индивидуальная компетентность определяет готовность к профессиональному росту, владение приемами развития индивидуальности в рамках профессии, умение рационально организовать свой труд.

Таким образом, профессиональной компетентностью социального педагога - это сочетание психических свойств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно в социально-педагогической деятельности. Компетентный специалист готов самостоятельно принимать решения в области социально-педагогической деятельности, реализовать их, и нести ответственность за полученный результат.

Кроме анализа литературы, мы провели экспериментально-психологические методы исследования. Изучив профессиональную компетентность социального педагога, мы можем утверждать, что практическая часть нашей работы соответствует теоретической. Данные полученные в исследовании, полностью подтверждают нашу гипотезу о том, что что социальный педагог обладает совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительным отношением к работе, требуемого для эффективного выполнения профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бакланов, П.А. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры. - М., 2009. - 55 с.
  2. Басов Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. по- собие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.
  3. Бочарова, В.Г.Социальный педагог: должность, профессия, призвание: научно-методическое пособие / В.Г. Бочарова. – М.: ИСПС РАО, 2007. – 224 с.
  4. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
  5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. –2-е изд. – М., 2010. – 440
  6. Волкова, Т.И Профессиональная подготовка социального педагога / Т. И. Волкова // Среднее профессиональное образование. – 2002. – №3. – С. 53-54.
  7. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
  8. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  9. Клемантович И. Новая профессия—социальный педагог\ Школа.—1998.--№3.—с. 14.
  10. Мустаева Ф. А.Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
  11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарика, 2009.– 269 с.
  12. Нагавкина, Л. С. Социальный педагог: введение в должность / Л. С. Нагавкина, О. К. Крокинская, С. А. Косабуцкая. – СПб. : КАРО, 2002. – 272 с.
  13. Никитина Л. Е. Социальная педагогика / Л. Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003. – 272 с.
  14. Никитина Л. Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. - Ярославль, 2001. - с. 213.
  15. Никитина, Л. Функции и роли социального педагога. //Воспитание школьников. – 2000. - № 8.
  16. Никитина, Л. Узловые моменты профессии (социальный педагог) //Воспитание школьников. – 2000. - № 7. - С. 20-22
  17. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
  18. Самоукина Н..В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. –М.: Издательство ЭКМОС, 2000. – 269 с.
  19. Словарь по социальной педагогике / сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  20. Топчий, Л. В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах : учеб. пособие для студ. Ч. 1 / Л. В. Топчий ; рец. : Т. Е. Демидова, Л. И. Кононова, В. П. Камнева ; РГСУ. - М. : Ассоц. работников соц. служб, 2008. - 89 с.
  21. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. - 512 с.
  22. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы. / Автор-составитель Е. И. Холостова. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 220 с.
  23. Шептенко П. А. Введение в специальность «Социального педагог»: Учеб. пособие /П.А. Шептенко; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013 – 160 с.
  24. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
  25. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

Информация о работе Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности