Сущность социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Авторы концепций социального конфликта чаще всего соотносят суть конфликта с источниками его возникновения: конкуренцией, антагонистическими отношениями, осознанием несовместимости позиций или действий, замечая в конфликте определенную борьбу за ресурсы, власть или престиж. Целью в данной борьбе является, как правило, нейтрализация или устранение соперника с нанесением ему какого-либо вреда. Каждая из противоборствующих сторон старается занять позицию, противоположную интересам другой стороны, вызывая абсолютную несовместимость своих позиций.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.77 Кб (Скачать файл)

15Также можно охарактеризовать возможные исходы конфликтных ситуаций следующим образом:

    • Уход от конфликта. Стороны делают вид, что конфликта нет, и переводят разговор в другое русло, тем самым не исчерпав конфликт, но разрешив его  на какое-то время.
    • Так же возможно сглаживание конфликта. Одна из сторон уступает другой в ущерб своим интересам и ценностям. Этот исход не сулит решения конфликта, так как внутреннее противоречие, взявшего вину на себя, возрастает ещё больше.
    • Компромисс. Оппоненты открыто обсуждают конфликт, выслушивают интересы друг друга, называя аргументы и в свою, и в чужую сторону. Решение не откладывается на потом и не склоняется к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Стороны находят, так называемое, «среднее арифметическое»
    • Этот вариант несет собой неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта. Никто из участников не принимает позицию другого. Такая ситуация возникает из-за того, что один оппонент накопил достаточно мелких обид и подготовил достаточно веских аргументов, которые не сможет отразить другая сторона. Единственный положительный момент в том, что такой исход позволит узнать подробнее интересы и цели друг друга.
    • Самый неблагоприятный вариант – принуждение. Это прямолинейное навязывание своих интересов стороне.

Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеют переговоры. Именно в правильно выстроенной коммуникации кроется разумное зерно, которое, определённо, даст свои плоды. 16Для того, чтобы грамотно провести беседу с конфликтной стороной, руководителю необходимо:

  1. Выяснить причину конфликта;
  2. Определить цели оппонента;
  3. Наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
  4. Уточнить поведенческие особенности оппонента;

Это небольшое исследование поможет увидеть общую картину конфликта во всех её ракурсах. 17Помимо этого также стоит проанализировать полученную информацию следующим способом:

    • Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
    • Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих?
    • Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями организации? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Касаются ли разногласия сторон цели деятельности или средств для ее достижения?
    • Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
    • Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?

Предварительное изучение конфликта способствует эффективному проведению беседы. Непосредственно в ходе разговора руководитель должен контролировать ходом обсуждений, направлять его в нужное русло, не терять логическую нить и своей цели. Всё должно проходить динамично. Заранее подготовленная и обдуманная линия поведения, эффективное обсуждение с участниками ситуации поспособствует рациональному и успешному исходу конфликтной ситуации.

Для руководителя организации обязательно знать основные черты конфликтной личности. 18Человек, пребывание которого в вашей компании сопутствуется различного рода разногласиями, обладает такими качествами как:

    1. неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих;
    2. стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
    3. консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
    4. излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
    5. определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

 

    1. Управление внутриличностными конфликтами

Поскольку внутриличностных конфликтов избежать невозможно, то следует научиться создавать условия, предупреждающие их негативные последствия, использовать многообразные способы их профилактики и вовремя разрешать дисфункциональные конфликты в том случае, если они уже возникли. На сегодняшний день конфликтология разработала целую систему способов и мер по предупреждению и разрешению внутриличностных конфликтов.

Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя» («Nosce te ipsum»). Это изречение было высечено на колонне при входе в храм Апполона в древнегреческом городе Дельфы в качестве призыва к каждому входящему. И не случайно в философии Сократа этот принцип занимает ведущее место.19

Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» и т.п. То есть необходимо прежде всего создать правильный «Я-образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие — второстепенными; за какие следует пойти на костер, а мимо каких — пройти не заметив.

Однако познание самого себя — дело не из легких. Личность постоянно находится в процессе становления, она многогранна и многокачественна. Поэтому на быстрый успех здесь рассчитывать не приходится. Бербель и Хайнц Швальбе рекомендуют несколько способов и приемов для лучшего познания самого себя. Приведем некоторые, ключевые:20

    1. Прежде всего попробуйте ответить на следующие вопросы:

• Не зануда ли я?

• Склонен ли я к необдуманной критике?

• Избегаю ли я говорить о негативных вещах?

• Не слишком ли много я говорю о материальных вещах?

• Присуще ли мне инстинктивное поведение?

• Есть ли такие слова или раздражающие моменты, при которых я тут же выхожу из себя?

• Испытываю ли я страх, опасения или постоянное напряжение?

• Часто ли я позволяю себе неодобрительно или пессимистически высказываться?

• Пользуюсь ли я в разговоре двусмысленными оборотами?

• Ношу ли я в себе неопределенное чувство вины?

• Есть ли у меня определенная материальная жизненная цель, которой подчинен весь мой теперешний образ жизни?

• Часто ли я болею, впадаю в депрессию или тоску?

21После ответов на эти вопросы можно утверждать, что вы уже лучше знаете самого себя.

  1. Следующий шаг — выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда, при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха? Ответив на этот вопрос, вы получите новые сведения о своих способностях. Добавьте к этому вопросы:

• В какой сфере проявляются ваши способности: духовной или физической?

• Есть ли у вас наличие художественных, творческих способностей?

• Склонны ли вы к точным наукам?

• В каком виде деятельности у вас были наибольшие результаты?

• Часто ли вы формулируете оригинальные идеи?

• Какие качества помогают вам неизменно справляться с вашими проблемами?

Составив классификацию своих способностей, всех сильных сторон, ответьте на вопрос, какие качества вашей личности вам следовало бы «подтянуть» или развивать более интенсивно? Но при этом следует иметь в виду, что каждый человек помимо уже проявившихся и известных ему способностей обладает еще и скрытыми возможностями, которые могут проявиться в дальнейшем.

  1. Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:

• Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы нести ее самим.

• Другим мы верим больше, чем самим себе, потому что сами не знаем, что для нас главное.

• Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к деградации наших чувств.

• Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.

• Мы позволяем заглушить в себе силу, дающую нам независимость, фантазию.

• Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.

22По каждому из выявленных недостатков или по каждой всякий раз встречающейся ошибке задайте себе три вопроса:

(1). Вызывают ли у меня выявленные ошибки и недостатки сильное беспокойство?

(2).  Так ли уж волнуют меня эти ошибки и недостатки?

(3). Может быть, мне вообще не стоит беспокоиться по поводу этих ошибок и недостатков?

Если выяснится, что те или иные ошибки и недостатки дают основание для беспокойства, то следует сразу же заняться их исправлением. При этом следует иметь в виду, что к наиболее значимым недостаткам относятся те, на которые нам указали другие, и что невозможно сразу взять и переделать себя.

      1. Управление конфликтами в семье

23В системе семейных отношений четко выделены две позиции субъектов этих отношений:

  1. Концентрация и учет только собственных интересов;
  2. Взаимное внимание к интересам всех членов семьи;

В зависимости от выбора одной из позиции отдельного индивида можно определить конфликтогенный потенциал каждого участника семейных отношений.

Конфронтация характеризуется довольно высоким уровнем конкуренции и низким уровнем сотрудничества в семье. Участники данных отношений не желают принимать точки зрения друг друга, настаивая на своём до последнего. Такая ситуация ведет к накоплению раздражения, обид и т.д.

Средним уровнем сотрудничества в семье характеризуется компромисс. Соглашение, достигаемое в семье благодаря компромиссу, довольно шаткое, оно постоянно нарушается.

Так же в семейных отношениях имеет место быть уклонение (избегание) конфликта – низкий уровень сотрудничества и соперничества одновременно. Проблемы не решаются, а накапливаются, усложняя тем самым ситуацию. Решение конфликта откладывается на неопределённый срок.

В разрешении семейных конфликтов применимо так же приспособление. Этот способ можно охарактеризовать высоким уровнем сотрудничества и низким уровнем соперничества. Такое соотношение нельзя назвать благоприятным, ведь уступки не смогут продолжаться всегда. Такое решение конфликта устраивает только одного из членов семьи, ущемляя тем самым интересы других. Достигается внешнее благополучие, когда как кризис может наступить внезапно.

Преобладание данных способов конфликтного поведения в семейных отношениях со стороны одного или обоих Cyпpyгов приводит к разрешению конфликта по схеме либо - «проигрыш выигрыш», либо «проигрыш-проигрыш», потере гибкости, обострению и даже разрыву семейных отношений.

В свою очередь при разрешении семейных конфликтов необходимо стремиться к реализации схемы «выигрыш-выигрыш». В семейных отношениях не должно быть проигравших сторон.

24Х. Корнелиус и Ш. Фейр определили 4 ступеней по осуществлению схемы «выигрыш – выигрыш». В семейных отношениях не должно быть проигравших сторон.

1-я ступень - установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны; 
2- я ступень - узнать, в чем разногласия компенсируют друг друга; 
3- я ступень - разработать новые варианты решений, наиболее удовлетворяющие потребности каждого; 
4- я ступень - сделать это вместе, явно показывая, что конфликтующие - партнеры, а не противники.

 

Выделим стандартные методы разрешения семейных конфликтов:

      1. Спокойная беседа между членами семьи в корректной форме с нахождением причин и разрешения создавшейся ситуации.
      2. Избегание разного рода конфликтных ситуаций.
      3. Сглаживание с целью снять напряженность и добиться нормальных отношений.
      4. Рассудительное восприятие любых семейных ситуаций.
      5. Интуитивная взаимная уступка между супругами.

Семейный конфликт способен закалить отношения субъектов, но и расколоть их при неправильном подходе к его решению. Поэтому стоит тщательно анализировать каждый, пусть даже самый мелкий, конфликт во избежание неблагоприятного конца.

 

Заключение

Хотим мы этого или нет, всю нашу жизнь мы идем рука об руку с разного рода конфликтами. В разумном отношении к ним человек может развить свою личность до очень высокого уровня. Нельзя воспринимать конфликт только как отрицательное явление. Да, он несёт неудобства, порой даже катастрофические исходы, но только благодаря столкновениям интересов, несоответствиям точек зрения, наш мир эволюционирует с небывалой скоростью.

В умелых руках конфликт может стать рычагом для открытий, развития своего творческого, умственного, физического и духовного потенциала. Всем нам необходим рациональный подход к решению наших проблем. Конфликты поджидают человека во всех сферах его жизнедеятельности и таят в себе в первую очередь пользу, а не яд, отравляющий существование.

Информация о работе Сущность социального конфликта