Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:32, реферат
Целью данной работы является изучение взаимосвязи мысли и слова. Задачи:
Изучить понятие и виды мышления;
Исследовать операции и формы мышления;
Проанализировать понятие и виды речи.;
Рассмотреть речь как средство общения и как инструмент мышления людей;
Проследить взаимосвязь мышления и речи.
Введение 3
1 Психология мышления 5
1.1 Понятие и виды мышления 5
1.2 Операции и формы мышления 11
2 Понятие и сущность человеческой речи 14
2.1 Понятие и виды речи. 14
2.2 Происхождение речи 17
3 Речь как средство общения и как инструмент мышления людей. 19
4 Связь и соотношение мышления и речи. 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Содержание
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе внимание психологов. Многие современные ученые считают, что хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности.
Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Т.е. для человека характерно то , что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание , иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию.
Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем.
К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи мысли и слова.
Задачи:
Мышление — надчувственная форма отражения объективной реальности в виде целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания связей и отношений вещей. Мышление возникает в процессе общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно в форме понятий и категорий, в которых закреплен и обобщен социально-исторический опыт человечества. Опираясь на чувственное познание, мышление преобразует его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Тем самым оно неизмеримо расширяет познавательные возможности человека, повышает его интеллект, позволяя проникать в закономерности природы, общества и самого мышления [9].
Мышление — это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую можно достичь путем преобразования заданных условий.
Мышление — это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком (например, познание структуры микромира или химического состава вещества).
Мышление — это обобщенное познание человеком действительности, то есть получение знаний о ней в форме понятий и идей (в отличие от ее конкретного познания через непосредственное восприятие с помощью органов чувств).
Мышление — это опосредствованное познание мира, то есть получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т.п.
Мышление в его абстрактном выражении — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.
Мышление — это
особого рода теоретическая и
практическая деятельность, предполагающая
систему включенных в нее умственных и
практических действий и операций; ориентировочно-
Из приведенного выше достаточно сложного и разностороннего описательного определения мышления следует, что у человека имеется множество разных видов мышления. Их, в свою очередь, можно выделять и делить по следующим основаниям:
По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое и нетворческое.
Рисунок 1.1 Структура мышления
Теоретическое — это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятиями, в содержании которых эти знания представлены. Результатом теоретического мышления может стать определение понятия, формулирование и доказательство гипотезы путем рассуждений в уме, предложение и обоснование теории, объясняющей определенную совокупность фактов или явлений.
Практическое — это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. В таком мышлении человек ставит и решает практические задачи, в число которых входят многие задачи, за исключением тех, которые решаются при помощи теоретического мышления.
Творческое мышление (его иногда называют продуктивным) — это мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создает нечто такое, что до него никто еще не придумал и не создал.
Нетворческое (репродуктивное) — это мышление, открывающее для человека уже известные знания. Например, если учащийся на уроке математики в школе решает обычные учебные задачи, то он, несомненно, занимается мышлением. Однако его мышление в данном случае ничего нового не открывает и поэтому называется репродуктивным мышлением.
По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются следующие его виды: мышление, совершаемое в уме (с помощью действий с образами или понятиями), и мышление, совершаемое с помощью практических действий.
Заметим, что мышление, совершаемое в уме, — это не то же самое, что теоретическое мышление, а мышление, выполняемое при помощи практических действий, может отличаться от практического мышления. Мышление, которое включает в себя действия с образами, — это, конечно, мышление, совершаемое в уме, но оно теоретическим не является, поскольку не предлагает обобщенного объяснения чего-либо. Практическое мышление может включать в себя и умственные действия, связанные с решением практических задач, в то время как мышление, выполняемое с помощью практических действий, умственных действий в свой состав не включает. [15]
По использованию логики мышление делится на логическое и интуитивное.
Логическое — это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить с начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики.
Интуитивным называют мышление, в котором человек в поиске истины или на пути к намеченной цели руководствуется не логикой, а тем, что называют здравым смыслом. Основу здравого смысла составляет особого рода чувство, подсказывающее человеку, что он на правильном пути. Интуитивно мыслящий человек не всегда может объяснить, каким образом он пришел к тому или иному решению, не в состоянии его обосновать, но, тем не менее, найденные им решения не менее часто оказываются правильными, чем решения, предлагаемые логически мыслящим человеком.
По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь, в свою очередь, теми формами деятельности, в которых возникают соответствующие задачи. Так, например, можно выделить математическое, техническое, физическое, химическое, психологическое и множество других подобных видов мышления. Их специфика заключается в том, что для решения соответствующих задач человеку необходимо хорошо ориентироваться в данной области профессиональной деятельности.
По уровню развития (генезису, последовательности появления в процессе интеллектуального развития человека) различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядно-действенное — это простейший вид мышления, который полностью сводится к действиям с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Данный вид мышления свойственен не только человеку, но и низшим животным, а у людей он встречается у детей раннего возраста, от одного года до трех лет. Наглядно-действенным называют мышление, в котором задачи решаются с помощью действий с образами предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. Предполагается, что человек воспринимает соответствующие предметы в данный момент времени, но, решая задачу, действует не с ними, а с образами соответствующих предметов, то есть фактически в уме. Этот вид мышления встречается у детей в возрасте от трех до пяти лет, а далее сменяется более развитым, словесно-логическим мышлением.
В свою очередь, словесно-логическим называют такой вид мышления, в котором задачи решаются в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Первые признаки наличия такого мышления отмечаются у детей в возрасте около пяти лет, однако полного развития данный вид мышления достигает лишь к подростковому возрасту, продолжая совершенствоваться и дальше, особенно у людей умственного труда.
Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут участвовать в одной и той же деятельности. В зависимости от ее характера и конечной цели в мышлении человека, связанном с данной деятельностью, может преобладать тот или иной вид мышления. По степени сложности, по требованиям, которые разные виды мышления предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все они, за исключением наглядно-действенного и наглядно образного, не уступают друг другу. Однако наличие в мышлении логики делает его более точным и обоснованным. Кроме того, логический вид мышления может быть развит у человека за счет освоения им логики.
Научное мышление — это всегда логическое мышление. Его принципиальное отличие от мышления, основанного на здравом смысле, образно подчеркнул один из известных исследователей творческого (продуктивного) мышления, психолог К. Гальперин. В одной из своих работ он писал: «У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы». [3] С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к жизненному опыту, ни к тому чувству, которое составляет основу здравого смысла.
Отсутствие строгой логики делает такое мышление бездоказательным и не гарантирует от ошибок. Во всяком случае, ошибку в интуитивном или основанном на здравом смысле мышлении обнаружить гораздо труднее, чем в логически выдержанном и последовательном мышлении. [17]
Мышление для логики — это
абстрактный процесс
Тем не менее, когда психологи изучают мышление человека, они также не могут пройти мимо его логики, должны знать и учитывать логику мышления, по крайней мере, при решении следующих чисто психологических задач:
■ изучение мышления в процессе его развития у детей (это развитие напрямую связано с освоением детьми логики мышления);
■ исследование нарушений мышления при разных заболеваниях (эти нарушения часто касаются именно логики мышления).
Логические операции входят в структуру развитого мышления. Соответственно в логике мышления можно выделить следующие операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.
Сравнение — это логическая операция, которая обнаруживает общее и различное в сравниваемых друг с другом объектах, а результатом сравнения, как логической операции, становится точное описание того, в чем сходны и в чем различны сравниваемые между собой объекты. Итогом сравнения также может стать классификация соответствующих объектов, их разделение на группы по тем или иным признакам[4].