Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:32, реферат
Целью данной работы является изучение взаимосвязи мысли и слова. Задачи:
Изучить понятие и виды мышления;
Исследовать операции и формы мышления;
Проанализировать понятие и виды речи.;
Рассмотреть речь как средство общения и как инструмент мышления людей;
Проследить взаимосвязь мышления и речи.
Введение 3
1 Психология мышления 5
1.1 Понятие и виды мышления 5
1.2 Операции и формы мышления 11
2 Понятие и сущность человеческой речи 14
2.1 Понятие и виды речи. 14
2.2 Происхождение речи 17
3 Речь как средство общения и как инструмент мышления людей. 19
4 Связь и соотношение мышления и речи. 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей, отношений и свойств. Это проникновение осуществляется при помощи операций анализа и синтеза.
Анализ — логическая операция расчленения сложного предмета на элементы с последующим выяснением связей, существующих между этими элементами в составе сложного целого. Результатом анализа становится познание строения или структуры сложно устроенного объекта.
Синтез — это логическая операция, противоположная анализу. Она заключается в соединении элементов или частей друг с другом в единое целое с последующим изучением свойств образованного таким образом целого.
Анализ и синтез обычно дополняют друг друга и осуществляются вместе. «Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-либо чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное» [12]. Теоретический и практический, абстрактный и образный интеллект в своем формировании напрямую связаны с совершенствованием логических операций анализа и синтеза.
Абстракция (или абстрагирование) — это выделение какой-либо стороны или аспекта некоторого объекта или явления с целью их отдельного изучения. Абстракция выполняется для более тщательного исследования какого-либо свойства, которое вне конкретных объектов как самостоятельное не существует. Например, можно абстрагировать и отдельно изучать такие свойства разнообразных объектов, как форма, цвет, величина. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
Обобщение выступает как выделение общего, существенного в том или ином классе предметов или явлений. Слово, как понятие, представляет собой одну из форм мысленного обобщения свойств предметов. В результате обобщения выделяется то общее, что присуще многим предметам и явлениям.
Конкретизация выступает как логическая операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего понятия выводится суждение о принадлежности данного или иного конкретного свойства определенному предмету или явлению.
Кроме рассмотренных видов и операций мышления имеются и процессы мышления, которые в логике называют его формами. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Суждение — это высказывание, содержащее в себе определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как суждение о некотором классе предметов (явлений), выделяющее их наиболее общие признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему и наоборот. Индукция предполагает вывод общего суждения из частных посылок, а дедукция — вывод частного суждения из общей посылки.
Хотя логические операции органически входят в состав высокоразвитого мышления человека, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В этот процесс вмешиваются и нередко существенно на него влияют потребности и эмоции людей. Мышление, регулируемое эмоциями, считают менее совершенным и менее развитым, чем мышление, регулируемое логикой. Вот что по этому поводу писал СЛ. Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью... следует "принципу удовольствия" вопреки "принципу реальности"... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения» [12].
Процесс познания у людей мыслительного типа существенно отличается от процесса познания людей интуитивного типа. Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на полезное использование знаний, вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно, — вот его жизненное кредо.
Таким образом, мышление – это действительно сложный, многоуровневый процесс, который включает в себя множество понятий и явлений.
Речь можно определить как психическую функцию, связанную со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач. Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать информацию. Он также был бы лишен способности узнать, что думают и делают окружающие, его современники и представители прошлых поколений. У него не было бы возможности ни с кем поделиться своими собственными мыслями и чувствами. Благодаря речи индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь лично им приобретенным опытом, обогащается опытом других людей.
По своему жизненному назначению речь полифункциональна. Она выступает не только как средство общения, но также и как инструмент мышления, как носитель и выразитель сознания и памяти людей, как средство управления собственной психикой, психикой и поведением других людей.
У человека имеются следующие виды речи: устная и письменная, внешняя и внутренняя, диалогическая и монологическая, вербальная и невербальная.
С помощью устной речи человек, облекая свои мысли в звучащие слова, передает их другим людям. Посредством письменной речи он также может общаться с другими людьми, но эта разновидность речи выполняет в его жизни еще одну важную роль: она служит средством записи и сохранения информации.
Внешней называют речь, которая обладает соответствующими внешними признаками (звуковыми, знаково-письменными, двигательными и др.). Эта речь с помощью ее внешне воспринимаемых признаков может передаваться другим людям, которые могут ее воспринимать и понимать.
Внутренняя речь — не имеет внешних признаков, она не только не воспринимается окружающими, но и не осознается самим человеком, который к ней прибегает. Внутренняя речь не используется людьми как средство общения и употребляется лишь для того, чтобы регулировать собственную психику и поведение человека изнутри, включая его мышление.
Рисунок 2.1 Классификация видов речи [6]
Кроме указанных выше признаков внутренняя речь имеет такие свойства, как предиактивность и агглютинированность.
«Предикативность внутренней речи проявляется в том, что в содержащихся в ней высказываниях присутствует только предикат и отсутствует субъект. Субъектом в логике и лингвистике обычно называют то, о чем идет речь в том или ином речевом высказывании, а предикатом — то, что в данном высказывании говорится о субъекте. Пользуясь сравнением с привычной грамматической структурой предложения, можно сказать, что во внутренней речи нет подлежащего с относящимися к нему служебными словами, а есть только сказуемое и связанные с ним (поясняющие его) слова.
Агглютинированность внутренней речи означает, что входящие в ее состав слова образованы методом агглютинации. Так в лингвистике называют способ образования новых слов из известных путем их слияния друг с другом и сокращения их звукового или буквенного состава. Именно таким способом образованы в языке сложносокращенные слова» [1].
Диалогическая — это речь, в порождении которой принимают участие два человека, причем высказывания каждого из них выступают как реплики (ответы) на высказывания другого.
Монологическая речь
целиком и полностью
Вербальная — это речь, выраженная в звучащих словах или имеющая соответствующее звуковое оформление, по которому ее можно воспринимать со стороны. Для вербальной речи характерны два ряда признаков — лингвистические и паралингвистические. Лингвистические признаки речи — это такие ее признаки, которые изучаются в языкознании в форме, например, норм и правил написания или произношения слов. К паралингвистическим признакам речи относятся громкость, темп, интонация, паузы, ударение и тембр речи.
Невербальной называют речь, содержание которой передается не в звуковой, а какой-либо иной форме, например с помощью жестов, мимики и пантомимики. Иногда к невербальным речевым признакам относят также разнообразные физиологические реакции организма, по которым можно судить о психическом состоянии человека в данный момент времени: покраснение или побледнение кожи, напряженность или расслабленность мышц, частота и ритмика сердечных сокращений, дыхания человека и т.п.
Всеми этими видами речи человек пользуется для того, чтобы с их помощью решать разнообразные задачи. Хотя все перечисленные виды речи функционально взаимосвязаны, они все же выполняют в жизни людей различные функции. С помощью внешней речи люди главным образом общаются друг с другом; посредством внутренней речи организуются психологическая саморегуляция и процесс мышления человека; письменная речь используется как средство управления памятью. Один и тот же вид речи может иметь разное функциональное назначение и употребляется человеком для решения самых различных задач. Устная и письменная речь, например, может служить и средством общения, и инструментом мышления.
Для психологов профессиональный интерес представляет не только классификация разновидностей речи, но также и решение вопроса о происхождении речи человека. Ориентировка в нем позволяет понять особенности формирования и развития речи как одной из психических функций человека, а также использовать речь при решении практических психологических задач (например, в процессе психодиагностики или в психотерапевтических целях). Следует рассмотреть в этой связи основные теории, объясняющие происхождение и формирование речи человека.
Одна из теорий происхождения речи человека называется теорией научения. Эта теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе к подражанию звукам человеческой речи. Подкрепляясь со стороны взрослых людей, подражание ребенка ведет к быстрому усвоению им сначала отдельных звуков человеческой речи, затем фонем, слов, высказываний, правил их построения. Так формируется и развивается речь ребенка согласно данной теории.
Теория научения, однако, не в состоянии удовлетворительно объяснить многое в естественном процессе усвоения ребенком речи, в частности ту скорость, с какой в раннем возрасте формируется и развивается речь. За два года — с годовалого и до трехлетнего возраста — ребенок осваивает родную речь в таком же объеме, в каком речь на иностранном языке осваивают школьники, обучаясь ей семь и более лет. Этот факт только научением объяснить невозможно, поскольку дети раннего возраста еще не настолько способны к научению, чтобы быстро осваивать столь сложные вещи, как язык и речь. Кроме того, их способности к обучению явно менее развиты, чем способности к обучению у школьников. Отсюда следует, что существует, по-видимому, генетическая программа или основа развития речи, которая особенно активно работает именно в период от года до трех лет.
Автором другой теории происхождения и развития речи, учитывающей критические замечания, высказанные в адрес теории научения, является американский лингвист Н. Хомский. Он утверждал, что в мозге человека и его организме с рождения имеются специфические задатки к освоению речи и врожденная программа развития речи, которая включает в себя, например, овладение грамматически правильной речью («врожденная грамматика»). Соответствующие задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного речевого развития ребенка с одного года до трех лет.
Третья популярная теория происхождения речи носит название когнитивной. Согласно этой теории «развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и перерабатывать информацию. Этим, в частности, объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развитости мышления, а не наоборот» [10].
Установлено (и это одно из основных исходных положений данной теории), что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, часто говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияют потребности ребенка.
Основная трудность, которую необходимо преодолеть для того, чтобы найти однозначный ответ на вопрос о наличия или отсутствии у человека врожденных (генотипически обусловленных) факторов, определяющих усвоение языка и речи, состоит в том, что многие факты, которые обычно используются для доказательства или опровержения положений, связанных с обсуждаемой проблемой, допускают различные толкования. Да и сами эти факты порой достаточно противоречивы.