Связь мысли и слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение взаимосвязи мысли и слова. Задачи:
Изучить понятие и виды мышления;
Исследовать операции и формы мышления;
Проанализировать понятие и виды речи.;
Рассмотреть речь как средство общения и как инструмент мышления людей;
Проследить взаимосвязь мышления и речи.

Содержание работы

Введение 3
1 Психология мышления 5
1.1 Понятие и виды мышления 5
1.2 Операции и формы мышления 11
2 Понятие и сущность человеческой речи 14
2.1 Понятие и виды речи. 14
2.2 Происхождение речи 17
3 Речь как средство общения и как инструмент мышления людей. 19
4 Связь и соотношение мышления и речи. 24
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Связь мысли и слова.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Большое значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по следующему закону: в речи в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему словами (предикативность внутренней речи). Примеры предикативности высказываний и реплик обнаруживаются и в диалогах хорошо знакомых друг с другом людей, которые часто «без слов» хорошо понимают друг друга. Таким людям нет, например, никакой необходимости всякий раз называть предмет своего разговора, в каждом предложении указывать его подлежащее: оно им в большинстве случаев хорошо известно. Отдельно взятый человек, размышляя во внутреннем диалоге, который реализуется с помощью внутренней речи, также не обозначает для себя предмет своих размышлений.

Слово, функционируя и  развиваясь в мышлении и речи, «впитывает»  в себя новые значения и смыслы. В результате этого значения употребляемых слов обогащаются разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней речи — и в этом состоит еще одна ее отличительная особенность — преобладание смысла над значением слова доведено до высшего уровня. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней речи имеет свернутую, предикативную форму и развернутое смысловое содержание.

Третьей особенностью семантики  внутренней речи является агглютинация. «Возникающее в результате агглютинации новое слово как бы обогащается значениями и смыслами тех слов, которые в нем оказались соединенными вместе. В пределе можно за счет агглютинации дойти до слова, которое вберет в себя смысл целого предложения, станет «концентрированным сгустком смысла» [2].

Существуют прямые доказательства участия внутренней речи в процессе мышления. Например, А.Н. Соколов показал, что в мышлении внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, неосознаваемый процесс. Беспрепятственное течение внутренней речи необходимо для полноценного мышления. В результате опытов Соколова с взрослыми людьми, где в процессе восприятия ими осмысленного текста одновременно предлагалось вслух произносить хорошо выученные стихи или простые слоги (например, «ба-ба» или «ля-ля»), было установлено, что как восприятие смысла текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняется при торможении внутренней речи. В процессе восприятия текста в этом случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл человеком улавливался плохо. Это означает, что мышление присутствует в ходе осмысленного чтения и предполагает внутреннюю, скрытую от сознания человека работу его артикуляционного аппарата. Данный аппарат с помощью внутренней речи переводит воспринимаемые слова в значения и смыслы, на базе которых и строится далее мышление. [14]

Еще более показательными оказались опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (например, зажим языка зубами) вызывала серьезные нарушения в мышлении, чтении и понимании текста, приводила к грубым ошибкам в письме.

Промежуточное положение  между внутренней и внешней речью по своей структуре занимает эгоцентрическая речь. Это речь, которая наблюдается у детей и сопровождает индивидуальную игру ребенка в возрасте примерно от трех до пяти лет. Она активизируется в те моменты игры, когда ребенок решает в уме какую-либо сложную задачу и старается не отвлекаться от процесса ее решения. Эгоцентрической эта речь называется потому, что направлена на самого ребенка и не предназначена для ее восприятия другими людьми. Хотя эгоцентрическая речь имеет форму «одностороннего диалога» (ребенок, пользуясь ею, произносит какие-то реплики, будто бы адресованные другому человеку, но не ждет реакции на них и не отвечает на такие реакции), на самом деле она представляет собой внутренний диалог, то есть вынесенную наружу внутреннюю речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т.е.  создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Мышление человека органично  связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.

В данной работе  рассмотрены индивидуальные особенности таких сложных, многоуровневых явлений, как мышление и речь, а также развитие той формы интеллектуализированной речи, которая связана с мышлением. Мышление в своем развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и следует своим законам развития в течение достаточно длительного времени, по крайней мере, до тех пор, пока мысль не сольется с речью, а речь не станет осмысленной. Даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление полностью друг с другом не совпадают. Это означает, что свои корни и собственные законы онтогенетического развития должны быть также и у речи. Рассмотрим некоторые аргументы в пользу такого утверждения.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как  язык может существовать и развиваться  независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

              Слово, лишенное значения, не есть слово, оно есть звук пустой, следовательно, значение есть необходимый, конституирующий признак самого слова. Оно есть само слово, рассматриваемое с внутренней стороны. Таким образом, мы как будто вправе рассматривать его с достаточным основанием как феномен речи. Но значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении исследования, есть не что иное, как обобщение, или понятие. Обобщение и значение слова суть синонимы. Всякое же обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый несомненный акт мысли. Следовательно, мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления.

 

           Таким образом, значение слова  оказывается одновременно речевым  и интеллектуальным феноменом,  причем это не означает чисто внешней сопринадлежности его к двум различным областям психической жизни. Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слове, и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1   Выготский Л.С. Сборник сочинений: В 6 т. Т. 2. М, / Выготский Л.С: под ред. В.В. Давыдова. – М.: Проблемы общей психологии: Педагогика, 1982. 5 – 361с.

2 Выготский Л.С. Сборник сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1983. 164-200с / Выготский Л.С: под ред. В.В. Давыдова.–М.: Развитие устной речи. Предыстория письменной речи 254-273с. К вопросу о многоязычии в детском возрасте  329-337с.

3  Гальперин П.Я Введение в психологию: Учебное пособие по психологии / Выготский Л.С.-М: Изд-во Книжный дом "Университет", 1996.-260с.

4   Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Жинкин Н.И.- М.: Изд-во "Лабиринт", 1998с.

5   Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / Крутецкий В.А.- М.: Издательство «Просвещение». 1980с.

6    Леонтьев А. Л. Основы психолингвистики: Учебное пособие / Леонтьев А. Л.-М: Изд-во Смысл, Лань, 1999.-288с

7       Линден Ю. Обезьяны, человек и язык: Учебное пособие / Ю. Линден.-М.: Издательство «Мир» Москва 1981.-225с.

8       Лурия А.Р. Язык и сознание: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Лурия А.Р.-М.: Изд-во Моск. ун-та 1979.-320с.

9      Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений / Маклаков А.Г.-М.: Из-во Питер 2001.-592с.

10      Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Учебное пособие для психологов / Сост., нов. ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова, Пиаже Ж.-М.: - СПб.: Педагогика-Пресс, 1999. - 527 с.

11     Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. (Генезис речи-мышления): Учебник для студентов факультетов психологии / Поршнев Б.Ф.-М.: Изд-во "Мысль", Москва, 1974.- 380-485с.

12 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебник для студентов, педагогических вузов / Рубинштейн С.Л.-М.: Изд-во «Питер», 2000 - 712 с.

13 Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика: Учебник для студентов, педагогических вузов / Слобин Д, Грин Дж.-М.: изд-во: М.: Прогресс 1976.-350с.

14  Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление: Учебник для студентов, педагогических вузов / Соколов А.Н.-М.: изд-во Просвещение, Москва 1968.-247с.

15  Ушакова Т.Н. Речь человека в общении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ушакова Т.Н, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова, отв. ред. В.Д. Шадриков; АН СССР-М.: изд-во: Наука 1989.-192с.

16 Хомский Н. Язык и мышление: Учебное пособие для судентов педагогических вузов / Хромский Н.-М.: Изд-во Московского университета, 1972. - 126 c.

17   Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965. С. 86—234.




Информация о работе Связь мысли и слова