Технологии развития критического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явление изучение технологии развития критического мышления.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- анализ литературы по теме исследования;
- изучение основных принципов развития критического мышления;
- изучение различных методик развития критического мышления;
- изучения опыта практического применения данной технологии.

Содержание работы

Введение 3
1.Значение 5
2.Критическое мышление как образовательная технология 7
3.Технология «Развитие критического мышления» 10
4.Основные положения технологии развития критического мышления 13
5.Приёмы данной технологии 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28-30

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

  1. Значение 5
  2. Критическое мышление как образовательная технология 7
  3. Технология «Развитие критического мышления» 10
  4. Основные положения технологии развития критического мышления 13
  5. Приёмы данной технологии 19

Заключение 27

Список используемой литературы 28

 

  • Введение 

 

      В последние годы  в сфере российского образования  происходят кардинальные изменения.  Они касаются не только содержания, но и методики образования.  Заказ современной школы сформулирован  в ежегодном Послании Президента  Российской Федерации к Федеральному  Собранию 12 ноября 2009 года: «Главная  задача современной школы –  это раскрытие способностей каждого  ученика, воспитание личности, готовой  к жизни в высокотехнологичном,  конкурентном мире» и является  одним из основных положений  Национальной Образовательной Инициативе  «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни.

      С другой стороны,  именно общественные дисциплины  призваны наиболее полно подготовить ребёнка к социализации, успешной жизни в обществе. Поэтому в первую очередь необходимо говорить о практикоориентированности обществоведческих курсов. И здесь, наиболее адекватно данной цели использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации, как развитие критического мышления, интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение.     

     Теория развития критического  мышления стала известна в  России с 1997 г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и Письмо для Развития Критического мышления».

С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно.

Целью данной работы явление изучение технологии развития критического мышления.

Для этого были поставлены следующие  задачи:

- анализ литературы по теме  исследования;

- изучение основных принципов  развития критического мышления;

- изучение различных методик  развития критического мышления;

- изучения опыта практического  применения данной технологии.

Объект – технология развития критического мышления.

Предмет – процесс изучения теоретических  основ и опыта практического  применения технологии и развития критического мышления.

 

 

 

  • Значение

 

Критическое мышление —  это поиск здравого смысла: как  рассудить объективно и поступить  логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление»  связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он  мыслит слишком критично», то подразумеваем  излишнюю недоверчивость человека, его  нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким  уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны  учителя, но (что принципиально важно  для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны  ученика.

В узком смысле критическое  мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется  как «мышление о мышлении». Одно из распространённых определений —  «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать». Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».

Для дополнительного прояснения вопроса о том, что такое критическое  мышление, Ричард Пол предложил подразделение критического мышления на слабое и сильное. Он определяет критическое мышление в слабом смысле как мышление высококвалифицированного, но имеющего эгоистичную мотивацию псевдо-интеллектуала, занятого собственной карьерой и всерьёз не думающего об этических последствиях своих действий. Носитель такого мышления часто высоко образован, но применяет свои знания для следования несправедливым и эгоистичным целям. С другой стороны, критическое мышление в сильном смысле — мышление личности, проникающей в логику проблем с целью их объективного изучения без эгоцентрического или социоцентрического уклона. В этом смысле критическое мышление направлено на чистосердечное преодоление препятствий на пути к истине.

 

Психолог Диана Халперн рассматривает критическое мышление как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Эти методы используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений и требуют навыков, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Она дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи.

 

 

Критическое мышление и  качество образования

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании  говорилось и раньше. Например, еще  в начале двадцатого века князь Николай  Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами  интерпретации и оценки информационного  сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать  свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность  в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые  разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет  эффективно взаимодействовать с  информационными пространствами, принципиально  принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования  современным социально-экономическим  условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в  будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство  образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т. д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения  к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную  позицию. Эта позиция значительно  повышает надежность образования –  потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный  потенциал личности.

 

  • Критическое мышление как образовательная технология

В чем же специфика образовательной  технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально  обеспечены таким образом, что преподаватель  может быть максимально гибким и  аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации  дискуссий и процесса реализации проектов.

 В-третьих, стратегии технологии  позволяют все обучение проводить  на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую  заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

 

Набор ключевых навыков, необходимых  для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность  к интерпретации, анализу, выведению  заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет  логику, а также опирается на метазнания и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки  также являются составными частями критического мышления.

Технология  «Развитие критического мышления»

Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования  в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет  добиваться таких образовательных  результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно  обновляющимся информационным потоком  в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению  к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность  самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Поскольку в настоящее  время школа  призвана воспитать  свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться  в условиях  постоянно меняющегося  мира.

            Формирование критического мышления  в период расширения информационного  пространства приобретает особую  актуальность. Под критическим мышлением  в обучающей деятельности понимают  совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень  исследовательской культуры студента  и преподавателя, а также “мышление  оценочное, рефлексивное”, для  которого знание является не  конечной, а отправной точкой, аргументированное  и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.», а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Однако на уроках английского  языка нередко  приходилось видеть скучающие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с  отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего  задания, да и  с нежеланием учиться  вообще.  Поскольку это еще  и английский язык, то порой кажется, что такое пассивное отношение  к предмету может быть вследствие  недопонимания заданий, неумения ориентироваться  в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.

          В качестве  целей при изучении, в частности,  иностранного языка выступает  не обучение как таковое, при   котором содержанием будут лишь  практические знания, навыки и  умения, а образование личности. При этом важно сформировать  у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:

- находить требующуюся информацию  в различных источниках;

- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

- систематизировать информацию  по заданным признакам; 

- переводить визуальную информацию  в вербальную знаковую систему  и обратно; 

- видоизменять объем, форму,  знаковую систему информации;

- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки  зрения и высказывать обоснованные  аргументы; 

- устанавливать ассоциативные  и практически целесообразные  связи между информационными  сообщениями; 

Информация о работе Технологии развития критического мышления