Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа
Целью данной работы явление изучение технологии развития критического мышления.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- анализ литературы по теме исследования;
- изучение основных принципов развития критического мышления;
- изучение различных методик развития критического мышления;
- изучения опыта практического применения данной технологии.
Введение 3
1.Значение 5
2.Критическое мышление как образовательная технология 7
3.Технология «Развитие критического мышления» 10
4.Основные положения технологии развития критического мышления 13
5.Приёмы данной технологии 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28-30
Оглавление
Введение 3
Заключение 27
Список используемой литературы 28
В последние годы
в сфере российского
С другой стороны,
именно общественные
Теория развития критического мышления стала известна в России с 1997 г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и Письмо для Развития Критического мышления».
С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно.
Целью данной работы явление изучение технологии развития критического мышления.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- анализ литературы по теме исследования;
- изучение основных принципов
развития критического
- изучение различных методик
развития критического
- изучения опыта практического применения данной технологии.
Объект – технология развития критического мышления.
Предмет – процесс изучения теоретических основ и опыта практического применения технологии и развития критического мышления.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.
В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении». Одно из распространённых определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать». Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».
Для дополнительного прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Ричард Пол предложил подразделение критического мышления на слабое и сильное. Он определяет критическое мышление в слабом смысле как мышление высококвалифицированного, но имеющего эгоистичную мотивацию псевдо-интеллектуала, занятого собственной карьерой и всерьёз не думающего об этических последствиях своих действий. Носитель такого мышления часто высоко образован, но применяет свои знания для следования несправедливым и эгоистичным целям. С другой стороны, критическое мышление в сильном смысле — мышление личности, проникающей в логику проблем с целью их объективного изучения без эгоцентрического или социоцентрического уклона. В этом смысле критическое мышление направлено на чистосердечное преодоление препятствий на пути к истине.
Психолог Диана Халперн рассматривает критическое мышление как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Эти методы используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений и требуют навыков, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Она дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи.
Критическое мышление и качество образования
О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».
Школьник, умеющий критически мыслить,
владеет разнообразными способами
интерпретации и оценки информационного
сообщения, способен выделять в тексте
противоречия и типы присутствующих
в нем структур, аргументировать
свою точку зрения, опираясь не только
на логику (что уже немаловажно),
но и на представления собеседника.
Такой ученик чувствует уверенность
в работе с различными типами информации,
может эффективно использовать самые
разнообразные ресурсы. На уровне ценностей,
критически мыслящий учащийся умеет
эффективно взаимодействовать с
информационными
Когда мы говорим о качестве образования,
то зачастую подразумеваем под этим
надежность сформированных характеристик,
адекватность полученного образования
современным социально-
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
В-третьих, стратегии
Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнания и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.
Технология «Развитие критического мышления»
Эта технология является системой
стратегий и методических приемов,
предназначенных для
Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Формирование критического
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.», а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Однако на уроках английского
языка нередко приходилось видеть
скучающие лица учеников, сталкиваться
с низкой активностью на уроке, с
отсутствием интереса к предмету
и культуры выполнения домашнего
задания, да и с нежеланием учиться
вообще. Поскольку это еще
и английский язык, то порой кажется,
что такое пассивное отношение
к предмету может быть вследствие
недопонимания заданий, неумения ориентироваться
в учебнике, работать самостоятельно
с различными источниками, находить
и систематизировать
В качестве
целей при изучении, в частности,
иностранного языка выступает
не обучение как таковое, при
котором содержанием будут
- находить требующуюся
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации,
воспринимать альтернативные
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
Информация о работе Технологии развития критического мышления