Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа
Целью данной работы явление изучение технологии развития критического мышления.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- анализ литературы по теме исследования;
- изучение основных принципов развития критического мышления;
- изучение различных методик развития критического мышления;
- изучения опыта практического применения данной технологии.
Введение 3
1.Значение 5
2.Критическое мышление как образовательная технология 7
3.Технология «Развитие критического мышления» 10
4.Основные положения технологии развития критического мышления 13
5.Приёмы данной технологии 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28-30
- уметь длительное время (
- уметь вычленять главное в
информационном сообщении,
Суть медиаобразования ясно отражена в мыслях Я.А. Коменского, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Цель данной
образовательной технологии –
развитие мыслительных навыков
учащихся, необходимых не только
в учёбе, но и в обычной
жизни (умение принимать
Критическое
мышление – это способность
анализировать информацию с
Признаки критического мышления:
- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.
- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.
- Аргументированное мышление (убедительные
доводы позволяют принимать
- Многогранное мышление (проявляется
в умении рассматривать
- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.
- Социальное мышление (работа осуществляется
в парах, группах; основной
приём взаимодействия
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа технологии
– трёхфазовая структура урока:
Технология развития
критического мышления
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Важным условием
является применение данных
Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы:
- составление списка «известной
информации», рассказ-
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей
типа двойных дневников,
Вывод:
происходит непосредственный
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
- заполнение кластеров, таблиц,
установление причинно-
- возврат к ключевым словам,
верным и неверным
- ответы на поставленные
- организация устных и
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Данная технология
удачно согласуется с
Противники
технологического подхода к
Чтобы избежать
подобных ошибок и сохранить
целостность урока, как в
На уроках
можно работать с двумя видами
текстов – информационными (
Ведущим приёмом могут стать гроздья (кластеры). Грозди – графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Другой приём, «верные или неверные утверждения».
Например, началом урока могут быть предложены высказывания.
Затем попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Ещё один приём данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».
ИНСЕРТ
I – interactive
N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе
R – reading чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
T - thinking
Во время чтения текста
необходимо попросить учащихся
делать на полях пометки, а
после прочтения текста
В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.
Авторы программы предлагают
множество приёмов и методов
визуальной организации
Приём «Выглядит, как… Звучит, как…»
Этот приём направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология».
Выглядит как… |
Звучит как… |
- - Часы - Конвейер - Ступеньки лестницы - Яркая картинка |
- - «Это ново!» - «Это интересно!» - песня: куплет, припев |
На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.
На стадии вызова работает и приём «П» - «М» - «И»: таблица «Плюс – минус - интересно», либо модификация данной таблицы «Плюс – минус - вопрос».
Заполнение
таблицы помогает организовать
работу с информацией и на
стадии осмысления. Новая информация
заносится в таблицу, по ходу
чтения параграфа или
В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).
Информация о работе Технологии развития критического мышления