Технологии развития критического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явление изучение технологии развития критического мышления.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- анализ литературы по теме исследования;
- изучение основных принципов развития критического мышления;
- изучение различных методик развития критического мышления;
- изучения опыта практического применения данной технологии.

Содержание работы

Введение 3
1.Значение 5
2.Критическое мышление как образовательная технология 7
3.Технология «Развитие критического мышления» 10
4.Основные положения технологии развития критического мышления 13
5.Приёмы данной технологии 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28-30

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

- уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год  или другой отрезок  времени)  собирать и систематизировать  тематическую информацию;

- уметь вычленять главное в  информационном сообщении, отчленять  его от «белого шума» и т.д. 

Суть медиаобразования  ясно отражена в мыслях Я.А. Коменского, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

  • Основные положения  технологии развития критического мышления

        Цель данной  образовательной технологии –  развитие мыслительных навыков  учащихся, необходимых не только  в учёбе, но и в обычной  жизни (умение принимать взвешенные  решения, работать с информацией,  анализировать различные стороны  явлений и др.).

          Критическое  мышление – это способность  анализировать информацию с позиции  логики и личностно-психологического  подхода с тем, чтобы применять  полученные результаты, как к  стандартным, так и к нестандартным  ситуациям, вопросам, проблемам.  Это способность ставить новые  вопросы, вырабатывать разнообразные  аргументы, принимать независимые,  продуманные решения.

      Признаки  критического мышления:

- Формируется позитивный опыт  из всего, что происходит с  человеком.

- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.

- Аргументированное мышление (убедительные  доводы позволяют принимать продуманные  решения).

- Многогранное мышление (проявляется  в умении рассматривать явление  с разных сторон).

- Индивидуальное мышление (формирует  личностную культуру работы с  информацией.

- Социальное мышление (работа осуществляется  в парах, группах; основной  приём взаимодействия дискуссия).

       Основная идея  – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.        

       Основа технологии  – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

       Технология развития  критического мышления представляет  собой целостную систему, формирующую  навыки работы с информацией  через чтение и письмо. Она  представляет собой совокупность  разнообразных приёмов, направленных  на то, чтобы сначала заинтересовать  ученика (пробудить в нём исследовательскую,  творческую активность), затем предоставить  ему условия для осмысления  материала и, наконец, помочь  ему обобщить приобретённые знания.

       Технология развития  критического мышления (ТРКМ) – это  проект сотрудничества учёных, учителей  всего мира. Она была предложена  в 90-е годы 20 века американскими  учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?  Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

      Важным условием  является применение данных приёмов  в контексте трёхфазового построения  урока, полное воспроизведение  трёхфазового технологического  цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

       Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что  ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует  информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы:

- составление списка «известной  информации», рассказ-предположение  по ключевым словам;

- систематизация материала  (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки  и т.д.

      Вывод:  информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая  стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность учителя  на этой стадии: сохранение интереса к  теме при непосредственной работе с  новой информацией, постепенное  продвижение от знания «старого»  к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт  записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

- маркировка с использованием  значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей  типа двойных дневников, бортовых  журналов;    - поиск ответов  на поставленные в первой части  урока вопросы и т.д.

           Вывод:  происходит непосредственный контакт  с новой информацией (текст,  фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально  или в парах.

          Третья стадия (фаза) – рефлексия  (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть  учащихся к первоначальным записям  – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские  или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных  связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных  круглых столов;

- организация различных видов  дискуссий;

- написание творческих работ  (пятистишия-синквейны, эссе).

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной  информации; работа ведётся индивидуально  – в парах – группах.   

 Данная технология  удачно согласуется с традиционными  формами преподавания, некоторые  элементы «Критического мышления»  хорошо знакомы российским педагогам,  но, в целом, данная разработка  является новой для нашей Школы.

         Противники  технологического подхода к уроку  часто говорят о том, что  структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от  содержания.

         Чтобы избежать  подобных ошибок и сохранить  целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане,  предлагаются некоторые рекомендации  по работе с различными видами  текста.

         На уроках  можно работать с двумя видами  текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными.  Приёмы технологии, в основном, одинаково  «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление - рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий.

 

  • Приёмы данной технологии

Ведущим приёмом могут  стать гроздья (кластеры). Грозди – графический приём в систематизации материала.  Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

 

 

 

 

 

Другой приём, «верные или неверные утверждения».

Например, началом урока  могут быть предложены высказывания.

Затем попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая  свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить  их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

 Ещё один приём данной  технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».

ИНСЕРТ

I – interactive

N – noting   самоактивизирующая «V» - уже знал

S – system системная разметка «+» - новое

E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе

R – reading  чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы

T - thinking 

    Во время чтения текста  необходимо попросить учащихся  делать на полях пометки, а  после прочтения текста заполнить  таблицу, где значки станут  заголовками граф таблицы. В  таблицу кратко заносятся сведения  из текста.

     В технологии развития  критического мышления большое  значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

            Авторы программы предлагают  множество приёмов и методов  визуальной организации материала,  которые могут быть использованы  на уроках, проводимых по технологии  развития критического мышления.

    Приём «Выглядит,  как… Звучит, как…»

Этот приём направлен  на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы  зрительные и слуховые  ассоциации, которые у них возникают при  данном слове, или в связи с  данным понятием. Например, понятие  «технология».

 

Выглядит как…

Звучит как…

-

- Часы

- Конвейер

- Ступеньки лестницы

- Яркая картинка

-

- «Это ново!»

- «Это интересно!»

- песня: куплет, припев


 

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться  к данной таблице.

         На стадии вызова работает и приём  «П» - «М» - «И»: таблица «Плюс – минус - интересно», либо модификация данной таблицы «Плюс – минус - вопрос».

        Заполнение  таблицы помогает организовать  работу с информацией и на  стадии осмысления. Новая информация  заносится в таблицу, по ходу  чтения параграфа или прослушивания  лекции заполняются соответствующие  графы. Этот приём можно использовать  и на стадии рефлексии. Так  или иначе, пошаговое знакомство  с новой информацией, увязывающей  её с уже имеющейся, - это способ  активной работы с текстом.  Данный приём нацелен на актуализацию  эмоциональных отношений в связи  с текстом. При чтении текста  предлагается фиксировать в соответствующих  главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «П» заносится  информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся  в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).

Информация о работе Технологии развития критического мышления