При использовании данного
приёма информация не только более
активно воспринимается (прослушивается,
записывается), систематизируется, но
и оценивается. Подобная форма организации
материала позволяет провести обсуждение,
дискуссию по спорным вопросам.
Графические
формы организации материала
могут стать ведущим приёмом
на смысловой стадии, например, дневники и «бортовые журналы».
Бортовые журналы –
обобщающее название различных приёмов
обучающего письма, согласно которым
учащиеся во время изучения темы записывают
свои мысли. Когда бортовой журнал применяется
в самом простейшем варианте, перед
чтением или иной формой изучения
материала, учащиеся записывают ответы
на следующие вопросы.
Что мне известно
по данной теме? |
Что нового я узнал из
текста? |
|
|
Встретив в тексте ключевые
моменты, учащиеся заносят их в свой
бортовой журнал. При чтении, во время
пауз и остановок, учащиеся заполняют
графы бортового журнала, связывая
изучаемую тему со своим видением
мира, со своим личным опытом. Проводя
подобную работу, учитель вместе с
учениками старается продемонстрировать
все процессы зримо, с тем, чтобы
потом ученики могли этим воспользоваться.
На стадии
рефлексии «работают» все выше
перечисленные приёмы. Таблицы, схемы
становятся основой для дальнейшей работы:
обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий
и т.д. Но возможно и отдельное применение
приёмов, например, после изучения материала,
темы мы просим учащихся составить кластеры
(систематизировать материал).
Вы видите,
что существует множество способов
графической организации материала.
Среди них самыми распространёнными
являются таблицы. Можно рассматривать
данные приёмы, как приёмы стадии
рефлексии, но в большей степени – это
стратегии ведения урока в целом.
Приём «Концептуальная
таблица» особенно полезен, когда
предполагается сравнение трёх и более
аспектов или вопросов. Таблица строится
так: по горизонтали располагается то,
что подлежит сравнению, а по вертикали
– различные черты и свойства, по которым
это сравнение происходит.
Учащиеся получают следующий
алгоритм работы по тексту (текст параграфа
разделён на 5 отрывков по количеству учеников
в группе):
- Чтение текста.
- Выделение главного, пересказ.
- Обсуждение информации в группе.
- Выделение линий сравнения
и их запись на отдельных
листах (карточках).
(Можно использовать вопросы,
предложенные на стадии вызова).
На стадии размышления группам предлагается
презентовать «свои» линии сравнения.
За презентацией следует
обсуждение вопроса: Какая важная информация
не вошла в таблицу?
В качестве домашнего задания
учащимся предлагается выбрать одну
из известных графических форм организации
материала (таблицы, схемы), либо придумать
собственное задание, которое они
хотели бы выполнить.
На данном уроке приём
«Концептуальная таблица» использовался
на стадии рефлексии, но данный приём
может использоваться и на других
стадиях урока.
Таблицы вопросов.
Большое значение
в технологии развития критического
мышления отводится приёмам, формирующим
умение работать с вопросами.
В то время как традиционное
преподавание строится на готовых «ответах»,
которые преподносятся ученикам, технология
развития критического мышления ориентирована
на вопросы, как
основную движущую силу мышления. Бесконечные
знания, факты, которые надо запомнить
и повторить, - всё это напоминает топтание
на месте в транспорте, который, к сожалению,
уже не едет. Вместо этого учащихся необходимо
обращать к их собственной интеллектуальной
энергии. Мысль остаётся живой только
при условии, что ответы стимулируют дальнейшие
вопросы. Только ученики, которые имеют
вопросы, по-настоящему думают и стремятся
к знаниям. Начнём с простых приёмов.
Таблица
«Толстых» и «Тонких» вопросов
может быть использована на
любой из трёх фаз урока:
на стадии вызова – это вопросы
до изучения темы, на стадии
осмысления – способ активной
фиксации вопросов по ходу
чтения, слушания, при размышлении
– демонстрация понимания пройденного.
Таблица «толстых»
и «тонких» вопросов
? |
? |
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет,
если…?
Что, если…?
|
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли? |
На стадии
рефлексии «работают» все выше
перечисленные приёмы. Таблицы, схемы
становятся основой для дальнейшей работы:
обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий
и т.д. Но возможно и отдельное применение
приёмов, например, после изучения материала,
темы мы просим учащихся составить кластеры
(систематизировать материал).
Существует множество
способов графической организации материала.
Среди них самыми распространёнными являются
таблицы. Можно рассматривать данные приёмы,
как приёмы стадии рефлексии, но в большей
степени – это стратегии ведения урока
в целом.
Цели технологии развития
критического мышления отвечают целям
образования на современном этапе,
формируют интеллектуальные качества
личности, вооружают ученика и
учителя способами работы с информацией,
методами организации учения, самообразования,
конструирования собственного образовательного
маршрута.
Преимущества технологии
- Повышается ответственность за
качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы
с текстами любого типа и
с большим объёмом информации;
овладевают умением интегрировать
информацию.
- Формируется умение вырабатывать
собственное мнение на основе
осмысления различного опыт, идей
и представлений, строить умозаключения
и логические цепи доказательств
(развивается системное логическое
мышление).
- Развиваются творческие и аналитические
способности, умения эффективно
работать с другими людьми; формируется
умение выражать свои мысли
ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна
при изучении материала, по
которому может быть составлен
интересный, познавательный текст.
Цели работы достигнуты, задачи решены.
Список используемой
литературы
- Дьюи Д. Демократия и образование [текст] — М., 2000. — С. 138— 144.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : [учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений] / Е.С. Полат, М. Ю. 3.
- Бухаркина. [текст]— М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления (недоступная ссылка с 13.05.2013).[текст]— СПб.: Питер, 2000.— 512c. ISBN 5-314-00122-5, ISBN 9785314001226
- Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. [текст]— Изд. 2-е — М.: Словарное издательство ЭТС. — 2000. — 368 с.
- Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления. [текст]Вопросы психологии, 1981, №4, стр. 108-112
- Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» [текст]// Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. [Учеб.-метод. Пособие] М.: Мирос, 2002. – 176 с.
- Арсеньев А. С. Проблема цели в воспитании и образовании. Научное образование и нравственное воспитание [текст]/ Арсеньев А. С. // Философско-психологические проблемы развития образования; под ред. В. В. Давыдова / Российская Академия образования. — М. : ИНТОР, 1994. — С. 49-67.
- Борисенков В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [текст] / Борисенков В. П. // Педагогика. — 2004. — № 1. — С. 3-10.
- Валицкая А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора [текст] / Валицкая А. П. // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 3-8.
- Важеевская Н. Е. Гносеологические корни науки в системе школьного образования [текст] / Важеевская Н. Е. // Педагогика. — 2002. — № 4. — С. 3-9.
- Войтик И. М. Оценка и развитие рефлексивного мышления : [учебное пособие] / Войтик И. М., Семенов И. Н. — Новосибирск : СибАГС, 2001. — 144 с.
- Иванова И. Н. О тенденциях развития современного образования [текст] / Иванова И. Н. // Инновации в образовании. — 2004. — № 3. — С. 5-23.
- Маланов С. В. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и учебной деятельности: [монография] / Маланов С. В. / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола. — 2001. — С 54.
- Малькова З. А. Разорванное образовательное пространство [текст]/ Малькова З. А. // Педагогика. — 1999. — № 5. — С. 103—110.
- Максименко С. Д. Мислення // Общая психология: [учебник для студентов высш. учеб. заведений] / С. Д. Максименко, В. О. Зайчук, В. В. Клименко, В. О. Соловьенко; под ред. акад. С. Д. Максименка. — К. : Форум, 2000. — С. 202—217.
- Михайлов Ф. Т. Эмпирическое и диалектическое понимание личности [текст] / Михайлов Ф. Т. // Философско-психологические проблемы развития образования; под ред. В. В. Давыдова / Российская Академия образования. — М. : ИНТОР, 1994. — С. 22-34.
- Митюшин А. А. Рефлексия [текст]/ Митюшин А. А. // Философский энциклопедический словарь / [ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др.]. — [2-е изд.]. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — С. 555—556.
- Монахов В. М. Проектирование современной модели дистанционного образования [текст] / Монахов В. М. // Педагогика. — 2004. — № 6. — С. 11-20.
- Ланда Л. Н. Умение думать. Как ему учить? [текст] / Ланда Л. Н. — М. : Знание, 1975. — 64 с.
- Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? [текст]/ Лернер И. Я. — М. : Знание, 1978. — 48 с.
- Тягло А. В. Критическое мышление: Проблема мирового образования ХХІ века [текст] / Тягло А. В., Воропай Т. С. — Х. : Изд-во Ун-та внутренних дел, 1999. — 284 с.
- Тягло А. В. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХI века [текст]/ Тягло А. В., Воропай Т. С. // Постметодика. — 2001. — № 3 (35). — С. 19-26.
- Тягло А. В. Логика критического мышления (в конспективном изложении) [текст] / Тягло А. В. — Х. : Харьковский институт управления, 1996. — 72 с.
- Тягло А. В. Критическое мышление: [научное пособие] / Тягло А. В. — Х. : Основа, 2008. — 187 с.
- Узнадзе Д. Н. Психология установки [текст]/ Узнадзе Д. Н. — СПб. : Питер, 2001. — 416 с.
- Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия [текст]/ Щедровицкий Г. П. // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М. : Шк. Культ. Полит., 1995. — С. 449—514.
- Щедровицкий П. Пространство свободы [текст]/ Щедровицкий П. // Народное образование. — 1997. — № 1. — С. 46-51.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления [текст] / Пер. с англ. Н. М. Никольской; Под ред. Н. Д. Виноградова. — Москва: Мир, 1915.- С.202
- Педагогический энциклопедический словарь [текст] / [гл. ред. Б. М. Бим-Бад]. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528