Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:28, контрольная работа
Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения является умение слушать собеседника. Оно подразумевает тонкий активный мыслительный процесс, требующий определенной организации, дисциплины, энергетических затрат. Умение слушать — это восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; такое поощрительное отношение к говорящему, которое подталкивает его к продолжению акта общения и развитию мысли. Умение слушать как способ «принятия» и понимания партнера по общению повышает самооценку человека, поскольку говорящий чувствует интерес к себе, а это, в свою очередь, придает ему уверенности.
Уважаемые коллеги, познакомьтесь, пожалуйста, с предлагаемой структурой изучения и выполнения заданий по дисциплине «Речевые коммуникации»!
Материал для изучения размещен в обоих блоках:
Таким образом, для отчетности по дисциплине «Речевые коммуникации», Вам необходимо прислать по электронной почте Irastorgueva@gmail.com три выполненных задания: 1 и 2 (согласно предлагаемой мною нумерации) и третье на выбор – из 3-го, 4-го или 5-го заданий.
Речь как средство коммуникации.
Технология активного слушания
Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения является умение слушать собеседника. Оно подразумевает тонкий активный мыслительный процесс, требующий определенной организации, дисциплины, энергетических затрат. Умение слушать — это восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; такое поощрительное отношение к говорящему, которое подталкивает его к продолжению акта общения и развитию мысли. Умение слушать как способ «принятия» и понимания партнера по общению повышает самооценку человека, поскольку говорящий чувствует интерес к себе, а это, в свою очередь, придает ему уверенности. Оно помогает ослабить воздействие стресса, поскольку, с одной стороны, человеку предоставляется возможность выговориться, а с другой — активный слушатель является своеобразной эмоциональной подпиткой для партнера, так как, в свою очередь, показывает ему свое участие и понимание. Умение слушать, что и как мы говорим, помогает человеку понять самого себя, позволяет не только реагировать на ситуацию автоматически, но и отбирать, накапливать информацию. Внимательное слушание поощряет сотрудничество, так как говорящий видит и чувствует, что его ценят, с ним считаются. Умение слушать как метод восприятия информации и средство взаимопонимания используется людьми гораздо чаще, чем другие аспекты общения. Так, например, на письмо отводится 9% времени, на чтение — 16%, на говорение — 35%, а на слушание — 40%. Умение слушать следует отличать от инстинктивного слышания. Как это ни странно, но мы часто слышим, но не слушаем говорящего, т. е. происходит бессознательное игнорирование усилий по овладению техникой активного, внимательного, понимающего слушания.
Чтобы научиться слушать эффективно, требуется много усилий, но потом это значительно экономит время, энергию как слушателя, так и говорящего, поскольку не надо тратить усилий на устранение ошибок от неправильного восприятия или недопонимания.
Человек проходит три уровня слушания (М. Беркли-Ален), каждый из которых характеризуется определенным типом поведения, влияющего на восприятие информации и понимание говорящего. Деление процесса слушания на уровни весьма условно, так как они могут меняться в зависимости от ситуации, типа реакции говорящего, а также от индивидуальных особенностей самого слушателя.
1-й уровень. Слушание-сопереживание
На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место. К некоторым характеристикам этого уровня относятся следующие моменты: ощущение присутствия в данном месте и в данное время; уважение к говорящему и ощущение контакта с ним; сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего, включая язык тела; сопереживание чувствам и мыслям собеседника; игнорирование своих собственных мыслей и чувств — внимание направлено исключительно на процесс слушания. Слушание-сопереживание требует установки «я — о'кей, ты — о'кей», а также проявления слушателем вербального и невербального подтверждения того, что он действительно слушает. Главное внимание уделяется при этом искренности данного процесса, пониманию, выражению заботы и сочувствия.
2-й уровень. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем
На этом уровне люди остаются как бы на поверхности общения, не понимая всей глубины сказанного. Они пытаются услышать, что говорит собеседник, но не предпринимают попыток понять его намерения, больше сосредоточиваясь на содержании, чем на чувствах, оставаясь, таким образом, эмоционально отчужденными от акта общения. Такое слушание может привести к опасному недопониманию, так как человек недостаточно сконцентрирован на том, что говорится. Если на 3-м уровне ясно, что человек не слушает вообще, то на 2-м у говорящего может сложиться обманчивое впечатление, что его слушают и понимают.
3-й уровень. Слушание с временным отключением
Слушающий как бы слушает и не слышит, отдавая себе некоторый отчет в происходящем, но в основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому. Слушание 3-го уровня — это пассивный процесс без реакции на сказанное. Часто слушающий человек теряет нить, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения и советы, а также придумывая, что сказать самому. Такой собеседник отличается «пустым» взглядом и более заинтересован в процессе говорения, чем слушания.
Большинство из нас в разное время в течение дня слушают на различных уровнях, однако нашей задачей должна стать выработка в себе умения слушать на первом уровне в любых ситуациях.
На процесс слушания влияют наши воспоминания, ценности, убеждения, интересы, ожидания, сильные чувства, установки, предположения, прошлый опыт, окружение, предрассудки. Все они вместе взятые и каждый по отдельности выполняют роль своеобразных фильтров слушания.
Навыки активного слушания начинают формироваться в детстве. Отношения, сложившиеся в семье, вербальные и невербальные модели общения, тип личности отца и матери, внимание (ласка) или порицание как методы воспитания не только способствуют социализации личности, но и закладывают основу культуры внимательного слушателя. Здесь не последнюю роль играют также родительские установки, которые притупляют процесс слушания: «Не спорь со мной!», «Ты сам не понимаешь, о чем говоришь!», «Не перебивай старших!», «Не лезь вперед батьки в пекло!», «Замолчи и лучше послушай!», «Детей должно быть видно, но не слышно!», «Успокойся!», «Ты еще слишком мал, чтобы это понять», «Не раскрывай рта, пока к тебе не обратятся!», «Смотри на меня, когда я с тобой разговариваю!».
Процесс социализации включает в себя формирование определенных психологических установок на отношение к себе и другим, которые можно назвать установками о 'кей (ОК). Они тоже важны для активного слушания, потому что выражают наше ощущение благополучия. Бывают установки четырех видов: 1) «я — ОК, ты — ОК», 2) «я — ОК, ты — не ОК», 3) «я — не ОК, ты — ОК» и 4) «я — не ОК, ты — не ОК» (Т. А. Харрис).
Поведение человека как слушателя, в зависимости от типа такой установки, бывает разным. У людей проявляются различные «слушательские» характеристики, которые включают в себя их ощущения относительно себя и других, причем эти ощущения, в свою очередь, влияют и на отношения с людьми. Установка «я — не ОК, ты — не ОК» очень сказывается на умении слушать и процессе общения в целом. Чаще всего такие люди слушают на 3-м уровне и в результате обычно не слышат других. Собеседники не предпринимают усилий, чтобы прислушаться к тому, что говорится, а так как ни те ни другие не принадлежат к категории «ОК», то никто из них не видит причин, почему надо было работать над умением слушать, и редко интересуются тем, что говорят другие. Обычно их так и воспринимают, как людей замкнутых, пессимистично и негативно настроенных, которых другие мало заботят. Такое поведение ведет в никуда, его носители чувствуют, что они — «в замкнутом круге», им бывают свойственны замешательство, раздражительность, вспыльчивость и неверие в собственные силы. Бывает, что от них можно услышать: «Ничего не могу поделать, положение безвыходное, никто с ним не справится!» Из-за этой установки, как правило, и не делается почти ничего — проблемы не решаются, их только становится все больше и больше.
В то же время, если родители, педагоги и другие взрослые сами служат примером эффективного слушания, сосредоточивая свое внимание на говорящем и тем самым признавая его значимость, не осуждая его, используя жестикуляцию, выражение лица, тон голоса и важные для говорящего слова, то в детях с большей вероятностью будут сформированы положительные установки, которые проявятся впоследствии в эффективном умении слушать,— они будут действовать на основе установки «я — ОК, ты — ОК». Умение слушать эффективно, как и склонность к неэффективному слушанию, — навык усваиваемый, входящий в привычку. От неверных моделей поведения можно избавиться, хотя для этого потребуется осознанное желание и время.
Если установка «не ОК» обычно препятствует общению, то общение на базе психологической установки «я — ОК, ты — ОК» отличается открытостью, свободой, пониманием, логикой, участием и отсутствием осуждения.
Знание установок «ОК», их влияния на поведение человека и на то, как он слушает, может оказаться чрезвычайно полезным для быстрого совершенствования своего умения слушать. Это простой путь к тому, чтобы за короткое время исправить свое поведение.
Еще один способ заставить слуховое восприятие работать на вас — знать характеристики, свойственные человеку, умеющему слушать активно. Были выявлены следующие характеристики активного слушателя: пытливый ум и открытое сердце; умение улавливать новые мысли и идеи, соотнося услышанное с уже известным; способность сосредоточиваться и слушать всем своим существом; способность слушать сердцем, без предубеждений, не осуждая говорящего; сознательный отказ слепо следовать за толпой; умение осознанно воспринимать происходящее и оценивать возможности развития ситуации, не упуская важные детали; направленность на восприятие новых идей, методов и способов, улавливание сути; способность быть начеку, подчеркивая, проясняя, соглашаясь или дополняя; стремление к критической проверке, пониманию и трансформации своих собственных ценностей, психологических установок и отношения к самому себе и другим людям; сосредоточенность на идеях и замыслах говорящего с помощью своих ощущений, чувств и интуиции.
Активный слушатель совершенствует свои слушательские навыки такими способами:
1. Стремится найти в услышанном что-то полезное и интересное для себя.
Если вы положительно относитесь к теме разговора, то всегда можете услышать нечто, что может расширить ваш кругозор. В любом обсуждении всегда присутствует что-то, что раньше или позже сможет вам пригодиться. Одним из аспектов умения активно слушать является анализ и сортировка собственных представлений. Что из сказанного я могу применить? Как это соотносится с тем, что мне уже известно? Что я могу предпринять?
2. Берет инициативу на себя.
Попробуйте определить, что известно говорящему. Посмотрите на него и сосредоточьтесь на сказанном, стараясь сделать все возможное, чтобы создать атмосферу беседы с глазу на глаз. Если внешний вид или личность говорящего вас отвлекают, постарайтесь их не замечать. Главное — это основная идея, заключенная в воспринимаемых вами словах. Стимулируйте говорящего своим вниманием и выражением интереса. Продемонстрируйте свой интерес путем вставок типа «да-да», «м-да, это интересно», «а как насчет...» и т. п.
3. Слушая, работает.
Активное слушание требует определенных затрат энергии. Если предмет обсуждения известен заранее, подготовьтесь к нему — прочитайте соответствующие материалы, обсудите их или продумайте, сформируйте свою точку зрения. После этого слушайте активно и энергично.
4. Сосредоточивает свое внимание на основных мыслях и идеях. Прислушайтесь к говорящему. Иногда вам удастся распознать стандартные приемы построения речи — вступление к основной теме, мостики от одного предмета обсуждения к другому, примеры и словесные иллюстрации, а также заключение, резюме и призыв к действию. Отмечайте основные идеи по мере их представления собеседником, отделяйте факты от принципов, идеи от примеров, а доказательства от домыслов.
5. Конспектирует.
Улучшить свою способность запоминать и усваивать материал можно с помощью кратких записей основных положений выступления. Позже посмотрите записи: что можно использовать, с чем вы согласны или не согласны. Чтобы записи впоследствии пригодились, нужно для каждого случая верно подбирать способ конспектирования, однако каким бы он ни был, записи должны быть краткими, понятными и разборчивыми. В зависимости от рода разговора поэкспериментируйте с подготовкой резюме, мысленного или письменного, и выпиской ключевых слов (фраз, мыслей). Будьте гибкими — у большинства выступающих нет четкого плана речи.
6. Не отвлекается на внешние обстоятельства.
Сядьте там, откуда вам будет видно и слышно докладчика, где вас не будут отвлекать. В этом случае вы будете осознавать внешние шумы и помехи, но они не смогут вас отвлечь.
7. Воздерживается от возражений.
Не позволяйте эмоциональным словам и выражениям влиять на вас. Научитесь распознавать высказывания, доводящие до той стадии, когда вы перестаете слушать и начинаете мысленно готовить свои возражения. Одним из способов противодействия является быстрый анализ причин, по которым эти слова и выражения вас задевают, и суммирование услышанного. Воздержитесь от «приговоров» до тех пор, пока детально не поймете, на чем делает акцент собеседник. Другим способом является формулирование основных возражений в виде вопросов, но не зацикливайтесь на этом. Оба способа помогут сохранить ясную голову, и вы сможете продолжить внимательно слушать.