Технология активного слушания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:28, контрольная работа

Описание работы

Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения является умение слушать собеседника. Оно подразумевает тонкий активный мыслительный процесс, требующий определенной организации, дисциплины, энергетических затрат. Умение слушать — это восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; такое поощрительное отношение к говорящему, которое подталкивает его к продолжению акта общения и развитию мысли. Умение слушать как способ «принятия» и понимания партнера по общению повышает самооценку человека, поскольку говорящий чувствует интерес к себе, а это, в свою очередь, придает ему уверенности.

Файлы: 1 файл

Активный слушатель.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)
  • вступление-10-15%;
  • основная часть - 60-65%;
  • заключение - 20-30%.

Вступление - важная часть, так как именно оно более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоит - оно должно быть кратким.

Основная часть - всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному).

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует созданию хорошего впечатления от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно заявлением, подводящим итог выступлению.

При построении речи необходимо помнить, что начало и финал - два ключевых фрагмента выступления. Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого обращения. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, превратит слушателей в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер размера текста речи - время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, это обусловлено психофизиологическими причинами (идеально - 7 минут для одного послания, а обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Учитывайте темп и ритм вашей речи. Наиболее благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками удобно пользоваться во время выступления. Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы.

 

Литература:

 

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 2004. – 272 с.
  2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия», 2005. – 416 с.
  3. Масюкевич Н.В., Кожуховская Л.С. Психология эффективного общения. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 384 с.
  4. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие для вузов/ Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
  5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

Информация о работе Технология активного слушания