Темперамент, характер, способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

«Темперамент», «характер», «способности» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его индивидуальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «способности» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ ……………………………………… 4-10
Общее понятие о темпераменте ……………………………. 4-6
Основные свойства темперамента …………………………. 6-8
Характеристика основных типов темперамента ………….. 8-10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР …………………………………………….. 11-17
2.1. Общее понятие о характере …………………………………… 11-13
2.2. Структура характера …………………………………………… 13-17
ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ ………………………………………. 18-23
3.1. Понятие о способностях ………………………………………. 18-19
3.2. Структура способностей ………………………………………. 19-21
3.3. Формирование способностей …………………………………. 21-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

Психология. Темперамент, характер, способности.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Контрольная работа

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

Психология

 

 

Студентки Тимошкиной Виктории

 

Группы 1МБ1

 

Тема: «Темперамент, характер, способности»

                                

                                 Факультет финансовый

 

                                 Специальность менеджмент

 

                                 Отделение дневное

 

                                 Научный руководитель Пацакула Ирина Ивановна

 

 

 

 

 

................................          .......................................         .................................

 

Дата поступления                Допуск к защите.                   Защита работы.              

работы в деканат           Подпись преподавателя.                   Оценка.

                                                                                      Подпись преподавателя.

 

 

 

Калуга, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ ……………………………………… 4-10

    1. Общее понятие о темпераменте ……………………………. 4-6
    2. Основные свойства темперамента …………………………. 6-8
    3. Характеристика основных типов темперамента ………….. 8-10

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР …………………………………………….. 11-17

2.1. Общее понятие о характере …………………………………… 11-13

2.2. Структура характера …………………………………………… 13-17

ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ ………………………………………. 18-23

3.1. Понятие о способностях ………………………………………. 18-19

3.2. Структура способностей ………………………………………. 19-21

3.3. Формирование способностей …………………………………. 21-23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Темперамент», «характер», «способности» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его индивидуальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «способности» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Человек живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. 
В данной работе я рассмотрю факторы, влияющие на достижения социальной успешности индивида, такие как темперамент, характер, способности, охарактеризую наиболее важные качества.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ.

    1. Общее понятие о темпераменте.

Темперамент (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение черт, от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Известный психолог Мерлин образно писал об этом: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой еда заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, умению быстро и легко включиться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от него зависит психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес к себе или другим людям.

Темперамент проявляется в очень раннем возрасте, и уже с первых лет жизни обнаруживаются у ребенка также черты, которые указывают на принадлежность его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети уже овладели речью. Так, если у ребенка громкая, быстрая, отчетливая речь, с правильными интонациями, сопровождаемой живыми жестами, выразительной мимикой, это может отличать признаки сангвиника. Когда речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать об особенностях флегматика. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся; меланхолического – речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Более уверено о типе темперамента можно судить, если достаточно учитываются особенности двигательной и общей активности ребенка.

Вот это позволяет сказать, что темперамент обусловлен биологически. Но обстоятельства жизни, деятельности воспитания не всегда сочетаются с природными свойствами нервной системы, поскольку они обусловлены сферой деятельности и тех задач, которые ставит перед собою человек.

При одних и тех же внешних воздействиях люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, импульсивности проявляемой энергии. Один склонен к медлительности, другой – к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, другому – хладнокровие, одного отличают резкие жесты и выразительная мимика, другого – сдержанность движений, малоподвижность лица.

Все эти индивидуальные качества характера зависят от воспитания и привычек, от ситуации и т.д., но несомненно имеют врожденную основу, что подтверждается тем, что обнаруживаются уже в детстве и отличаются особым постоянством. Можно сказать, что это устойчивые качества личности, обусловленные проявлениями темперамента, повторяемыми в сходных ситуациях. Это позволяет делать наблюдения и выводы о темпераменте людей, предвидеть их действия, лучше разбираться в их индивидуальных различиях. [1]

Психика каждого отдельного человека уникальна, что объясняется. С одной стороны, особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (именно поэтому в классе кто-то бегает быстрее других, кому-то не составляет труда поднять тяжелую штангу, кто-то легко осваивает трудные гимнастические упражнения). С другой – различия касаются неповторимости тех социальных связей и контактов, которые мы приобретаем к определенной стадии возраста. У каждого ученика своя семья, где есть, возможно, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка. Родители могут иметь различные профессии, а могут и не работать. У кого-то есть друзья, товарищи, кто-то ни с кем не дружит. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду прежде всего биологически обусловленные подструктуры, различные по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, впечатлительности, темпу, энергичности действий и другим индивидуально-устойчивым особенностям психической структуры личности, ее поведения и деятельности. Все эти особенности относят к динамической сфере поведения.

1.2. Основные свойства темперамента.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, рекреационной.

Темперамент как динамическая характеристика психической деятельности личности имеет свои свойства, которые положительно или отрицательно сказываются на его проявлениях.

Основные свойства темперамента:

  1. Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Сенситивность является мерой чувствительности человека к явлениям действительности. Неудовлетворенные запросы, конфликты, социальные события у одних людей вызывают яркие реакции, другие относятся к ним спокойно.
  2. Реактивность – это степень нерпоизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданно резкий звук). Особенности такой реакции проявляются в темпе, силе, форме ответа, но ярче всего – в эмоциональной впечатлительности, что находит свое выражение в отношении человека к окружающей действительности и к самому себе. Реактивность как свойство темперамента заметнее всего наблюдается при психических травмах – в реактивной депрессии (угнетенность, торможение двигательное и речевое), аффективно-шоковых реакциях (на катастрофы, аварии, панику), что приводят к беспорядочной двигательной активности, или полному торможению – ступору.
  3. Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другое место проживания и т.д.).
  4. Ригидность – особенность, противоположная пластичности, - сложность или невозможность перестраиваться при выполнении заданий в зависимости от обстоятельств. В познавательной деятельности ригидность проявляется в медленном изменении представлений о жизнедеятельности. В эмоциональной сфере – в закоченелости, вялости, неподвижности чувств. В поведении – в негибкости, инертности мотивов и морально-этических поступков при всей очевидности их нецелесообразности.
  5. Резистентность – способность оказывать сопротивление негативным или неблагоприятным обстоятельствам. Довольно ярко она проявляется в стрессовых ситуациях, при значительном напряжении в деятельности. Одни могут сопротивляться самым сложным и неожиданно возникшим обстоятельствам (аварии, конфликты), другие в чрезвычайных ситуациях теряются, легко сдают позиции, неспособны продолжать работу, хотя в обычных условиях с ними этого не бывает, даже если они устали и работа трудна.
  6. Экстраверсия и интроверсия – направленность реакций и деятельности личности наружу, на других (экстраверты), или на самого себя, на свои внутренние состояния, переживания, представления (интроверты), Считают, что экстраверсия и интроверсия как свойства темперамента – проявление динамических, а не содержательных сторон личности. Экстравертам свойственны сила и подвижность нервных процессов и , в связи с этим, импульсивность, гибкость поведения, инициативность. У интроверта преобладают слабость и инертность нервных процессов, замкнутость, склонность к самоанализу, отсюда – возможные сложности в сфере социальной адаптации.
  7. Активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность, настойчивость в достижении цели, сосредоточенное внимание к длительной работе и т.д.
  8. Темп реакций – это скорость протекания различных психических процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума  т.д.).
  9. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость ее возникновения. [1]
    1. . Характеристика основных типов темперамента.

Основные типы темперамента в современной психологии:

  1. Сангвиник – человек с повышенной реактивностью, но активность и реактивность у него уравновешены. Он живо откликается на все, что привлекает его внимание, обладает выразительной мимикой и движениями. По незначительному поводу может хохотать, или сильно сердиться. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к тому или иному предмету, человеку, событию. У него слабая чувствительность, поэтому он не замечает слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень работоспособным, он с жаром принимается за новое дело, может долго работать, не утомляясь, способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, умеет сдерживать свои чувства и непроизвольность реакций. Ему присущи быстрые движения гибкость ума, находчивость, без всяких усилий включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости его чувств, настроений, интересов и стремлений. Он легко сходится с новыми людьми, без труда привыкает к новым требованиям и обстановке, не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем.
  2. Холерик, как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивность и активностью. Но у него первая явно преобладает над второй, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив, склонен к резкости; менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, но возможны затруднения в переключении внимания. Его чувства ярко выражаются в мимике, жестах, речи; он быстр в движении, и вообще отличается энергичностью и постоянной динамикой. Если берется за дело, доводит до конца. Состояние обиды или гнева бывает устойчивым и продолжительным.
  3. Флегматик обладает высокой активностью, которая значительно преобладает над реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Чувства его отличаются слабой внешней выраженностью; его трудно рассмешить и опечалить; когда другие громко смеются, он может оставаться спокойным. Это тип уравновешенный, медлительный в действиях. Если же его привести в деятельное состояние, он действует настойчиво и кропотливо. Обычно у флегматика бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как и речь. Он находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает свои навыки и привычки, при этом энергичен, работоспособен, терпелив, отличается самообладанием. Как правило, он малообщителен, с трудом сходится с людьми, слабо откликается на внешние впечатления. От конфликтов он обычно стремится уклониться, не обидчив, не очень расположен к веселью.
  4. Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью; отличается медленной, но сильной эмоциональной возбудимостью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, обиду, страдание. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, боится малейшей трудности, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется, мало работоспособен. Ему присуще неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов.

Информация о работе Темперамент, характер, способности