Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:45, контрольная работа
«Темперамент», «характер», «способности» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его индивидуальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «способности» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ ……………………………………… 4-10
Общее понятие о темпераменте ……………………………. 4-6
Основные свойства темперамента …………………………. 6-8
Характеристика основных типов темперамента ………….. 8-10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР …………………………………………….. 11-17
2.1. Общее понятие о характере …………………………………… 11-13
2.2. Структура характера …………………………………………… 13-17
ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ ………………………………………. 18-23
3.1. Понятие о способностях ………………………………………. 18-19
3.2. Структура способностей ………………………………………. 19-21
3.3. Формирование способностей …………………………………. 21-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Контрольная работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Психология
Студентки Тимошкиной Виктории
Группы 1МБ1
Тема: «Темперамент, характер, способности»
Отделение дневное
..............................
Дата поступления Допуск к защите. Защита работы.
работы в деканат
Подпись преподавателя.
Калуга, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ ……………………………………… 4-10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР …………………………………………….. 11-17
2.1. Общее понятие о характере …………………………………… 11-13
2.2. Структура характера …………………………………………… 13-17
ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ ………………………………………. 18-23
3.1. Понятие о способностях ………………………………………. 18-19
3.2. Структура способностей ………………………………………. 19-21
3.3. Формирование способностей …………………………………. 21-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 25
ВВЕДЕНИЕ
«Темперамент», «характер», «способности» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его индивидуальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «способности» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
Человек живет и действует в этом мире,
творя его для себя с целью удовлетворения своих
материальных, духовных и иных потребностей,
совершает определенные поступки. Для
того чтобы понять и объяснить человеческие
поступки, мы обращаемся к такому понятию,
как личность. В свою очередь психические
процессы, состояния и свойства человека,
особенно в их высших проявлениях, вряд
ли могут быть осмыслены до конца, если
их не рассматривать в зависимости от
условий жизни человека, от того, как организовано
его взаимодействие с природой и обществом
(деятельность и общение). Психические
процессы, свойства и состояния человека,
его общение и деятельность разделяются
и исследуются отдельно, хотя в действительности
они тесно связаны друг с другом и составляют
единое целое, называемое жизнедеятельностью
человека.
В данной работе я рассмотрю факторы,
влияющие на достижения социальной успешности
индивида, такие как темперамент, характер,
способности, охарактеризую наиболее
важные качества.
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ.
Темперамент (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение черт, от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Известный психолог Мерлин образно писал об этом: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой еда заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, умению быстро и легко включиться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от него зависит психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес к себе или другим людям.
Темперамент проявляется в очень раннем возрасте, и уже с первых лет жизни обнаруживаются у ребенка также черты, которые указывают на принадлежность его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети уже овладели речью. Так, если у ребенка громкая, быстрая, отчетливая речь, с правильными интонациями, сопровождаемой живыми жестами, выразительной мимикой, это может отличать признаки сангвиника. Когда речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать об особенностях флегматика. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся; меланхолического – речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Более уверено о типе темперамента можно судить, если достаточно учитываются особенности двигательной и общей активности ребенка.
Вот это позволяет сказать, что темперамент обусловлен биологически. Но обстоятельства жизни, деятельности воспитания не всегда сочетаются с природными свойствами нервной системы, поскольку они обусловлены сферой деятельности и тех задач, которые ставит перед собою человек.
При одних и тех же внешних воздействиях люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, импульсивности проявляемой энергии. Один склонен к медлительности, другой – к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, другому – хладнокровие, одного отличают резкие жесты и выразительная мимика, другого – сдержанность движений, малоподвижность лица.
Все эти индивидуальные качества характера зависят от воспитания и привычек, от ситуации и т.д., но несомненно имеют врожденную основу, что подтверждается тем, что обнаруживаются уже в детстве и отличаются особым постоянством. Можно сказать, что это устойчивые качества личности, обусловленные проявлениями темперамента, повторяемыми в сходных ситуациях. Это позволяет делать наблюдения и выводы о темпераменте людей, предвидеть их действия, лучше разбираться в их индивидуальных различиях. [1]
Психика каждого отдельного человека уникальна, что объясняется. С одной стороны, особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (именно поэтому в классе кто-то бегает быстрее других, кому-то не составляет труда поднять тяжелую штангу, кто-то легко осваивает трудные гимнастические упражнения). С другой – различия касаются неповторимости тех социальных связей и контактов, которые мы приобретаем к определенной стадии возраста. У каждого ученика своя семья, где есть, возможно, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка. Родители могут иметь различные профессии, а могут и не работать. У кого-то есть друзья, товарищи, кто-то ни с кем не дружит. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду прежде всего биологически обусловленные подструктуры, различные по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, впечатлительности, темпу, энергичности действий и другим индивидуально-устойчивым особенностям психической структуры личности, ее поведения и деятельности. Все эти особенности относят к динамической сфере поведения.
1.2. Основные свойства темперамента
Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, рекреационной.
Темперамент как динамическая характеристика психической деятельности личности имеет свои свойства, которые положительно или отрицательно сказываются на его проявлениях.
Основные свойства темперамента:
Основные типы темперамента в современной психологии: