Темперамент, характер, способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

«Темперамент», «характер», «способности» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его индивидуальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «способности» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ ……………………………………… 4-10
Общее понятие о темпераменте ……………………………. 4-6
Основные свойства темперамента …………………………. 6-8
Характеристика основных типов темперамента ………….. 8-10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР …………………………………………….. 11-17
2.1. Общее понятие о характере …………………………………… 11-13
2.2. Структура характера …………………………………………… 13-17
ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ ………………………………………. 18-23
3.1. Понятие о способностях ………………………………………. 18-19
3.2. Структура способностей ………………………………………. 19-21
3.3. Формирование способностей …………………………………. 21-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

Психология. Темперамент, характер, способности.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека – врожденный, а от каких именно свойств он зависит, до конца не выяснено. Не следует смешивать свойства темперамента и черты характера. Смелым, добрым, вежливым, умным, талантливым или трусливым, злым, грубым, глупым, бесталанным человек может быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. [1]

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР

2.1. Общее понятие о характере

К индивидуальным особенностям человека, отличающих его от других, относят черты, которые характеризуют его волю, т.е. умение преодолевать препятствия, отношения к другим людям, труду, учебе, даже к самому себе. Все эти особенности обозначаются в психологии понятием «характер».

Характер выражается как устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Характер, как говорят, трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него. Характер включают в личность, когда ее рассматривают широко. В узком представлении личности характер оказывается за ее пределами. Существует шуточная классификация личности, приводимая Б.С. Братусем, которая показывает, что личность и характер не совпадают. Бывает хороший человек с хорошим характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером, плохой человек с плохим характером. В этой классификации характер – не личность. Личность решает, как поступать в той или другой ситуации. Поступать нравственно или нет. Тогда как нравственное поведение бывает неприятно окружающим людям. Так, честный человек способен быть неуживчивым и нудным. Это и говорит, что хороший человек выражает плохой характер. Таким образом, характер выступает как средство выражения личности, но не сама личность в сущности.

Характер и темперамент сходны в том, что они уникальны, принадлежат только определенному человеку, и у других, даже у его брата или сестры, они будут другими. Однако в отличие от темперамента, который является тоже устойчивым, но врожденным, черты характера приобретаются самостоятельно, т.е. к характеру относятся только те качества, которые сформировались в течение жизни, закрепились и стали постоянной характеристикой личности. И уже от самого человека будет зависеть, есть ли у него трудолюбие, честность, аккуратность, скромность, чуткость. На развитие этих качеств влияют также и окружающие люди: учителя, родители и сверстники, которые направляют силы и энергию развивающейся личности в нужном направлении, показывают образцы поведения, убеждают в необходимости поступать в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами и правилами поведения. Таким образом, именно взрослые первоначально определяют весь мир взаимоотношений с другими людьми, симпатии и привязанности.

Нельзя отрицать и того, что некоторые черты характера человека формируются под влиянием героев просмотренных фильмов, прочитанных книг.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся. Поэтому, если подросток кому-то грубо ответил или вспылил это еще не означает, что грубость и вспыльчивость черты его характера. К характеру также не имеют отношение знания и умения. Так, знания по русскому языку или умение петь или танцевать нельзя считать характерными чертами человека.

В психологии понятие характер (от греч. Character – «печать», «чеканка») обозначают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Выступая как прижизненное образование человека, характер продолжает формироваться в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные обстоятельства, в которых проходит жизнь человека. Наиболее важными для формирования характера являются различные группы, в которые входит человек (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для человека наиболее важной и значимой, на какие ценности его ориентирует, - такие черты характера будут развиваться у него. Этот процесс взаимный, благодаря развитию личности развивается и сама группа.

Характер отражает общественные воздействия, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Личность характеризуется не  только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между тем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоят важнейшие задачи. Люди посильно участвуют в их решении, при этом формируется и проверяется их характер. Поэтому характер – не просто любое проявление твердости или упорства, а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, целостности, силы характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет направленность поведения человека, его непреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхность и неустойчивость интересов нередко связаны с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствует о целенаправленности, настойчивости личности. [2]

2.2. Структура характера

Выделяют два типа характера:  
I. Гармоничные.

Развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное).  
II. Дисгармоничные.

Выделяют множество типов дисгармоничных характеров: 
1. Гипертимный.

Характеризуется большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В отношениях с другими людьми проявляется недостаток чувства дистанции, стремление к лидерству. Субъекты с таким характером почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус, хорошее самочувствие, не-редко хороший вид. Они склонны к чревоугодию и другим радостям жизни. Завышенная самооценка сочетается у них с веселостью, легкомыслием (поверхностные люди), деловитостью, изобретательностью, энергичностью, инициативностью. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликта. Для данных лиц характерны вспышки гнева, раздражения (особенно когда встречают противодействие или терпят неудачу). Эти люди склонны к аморальным поступкам. Они тяжело переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.  
2. Гипотивный (дистемический).

 Этот тип противоположен  гипертимному. Для этого субъекта характерна серьезность, подавленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий, заниженная самооценка, неверие в будущее и низкая контактность. Данные лица домоседы, индивидуалисты. Они добросовестны, ценят друзей, обладают обостренным чувством справедливости и замедленностью мышления.  
3. Циклоидный.

Характеризуется сменой гипертимных и гипотивных состояний.  
4. Демонстративный (истероидный).

Для него характерна живость, подвижность, легкость в установлении контактов. Данный тип склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленных на приукрашивание своей персоны. Также он склонен к авантюризму, артистизму и позерству. Этот субъект стремится к лидерству, испытывает потребность в признании, постоянном внимании к своей персоне. Он жаждет власти, похвалы (перспектива остаться незамеченным гнетет его). Рассматриваемый тип отличается высокой приспособляемостью и склонностью к интригам. Его беспредельный эгоцентризм, гипертрофированная самооценка и патологическая способность к вытеснению сочетаются со способностью увлечь других людей неординарностью мышления и поступков.  
5. Застревающий.

Характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям. Часто страдает от мнимой несправедливости. Насторожен и недоверчив. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, мстителен. Он заносчив, честолюбив и самонадеян, в связи с чем часто бывает инициатором конфликтов. Данный тип имеет склонность к аффектам и чрезвычайно ригиден.  
6. Педантичный.

Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. Не конфликтен, но сильно реагирует на любое нарушение порядка. На службе бюрократичен, аккуратен, пунктуален, добросовестен. Данный субъект любит чистоту и порядок во всем. Он склонен жестко следовать плану, усидчив, не тороплив. Во взаимоотношениях уступчив.  
7. Возбудимый (эпилептоидный).

Данный тип недостаточно управляем. Для него характерно ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмливость, гневливость. В связи с этим, данный субъект склонен к хамству, брани, конфликтам, в которых выступает провоцирующей стороной. Он раздражителен, вспыльчив. Отличается замедленностью реакции, тяжеловесностью поступков. Никакой труд для него не привлекателен. Подобные люди равнодушны к будущему, живут настоящим, пытаясь извлечь максимум выгоды и развлечений. Для достижения своих целей они готовы подчиняться более сильному.  
8. Тревожно-мнительный.

 Для него характерна низкая  контактность и настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, охотное подчинение опеке старших. У этого типа рано формируется чувство долга, ответственности, высокие морально-этические требования. Данного субъекта также характеризует испытываемое им чувство неполноценности, обидчивость, чувственность и неумение постоять за себя. Он дружелюбен, самокритичен, исполнителен, беззащитен. Такие люди служат, как правило, «козлами отпущения» и становятся объектами шуток.  
9. Экзальтированный. Способен восторгаться, восхищаться. Для него характерна улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Причины для этого могут быть ничтожны. Эти люди легко переходят к отчаянию. Они контактны, словоохотливы, влюбчивы. В конфликтах чаще активны. Альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус. В силу экзальтированности могут быть паникерами.  
10. Самодостаточный (шизоидный, аутентичный).

 Для него характерен аутизм, отгороженность от окружающего мира. Их поступки и чувства подчиняются внутренним влияниям, поэтому могут казаться другим ненормальными, необъяснимыми. В жизни этих людей считают чудаками. В облике и манере поведения они своеобразны, индивидуальны, неуклюжи и неловки. Мышление также оригинально и своеобразно. Оно находится во власти сформированных схем и рассуждений. Жизненный опыт мало влияет на формирование этих личностей. Они не контактны, не способны чувствовать других людей, равнодушны. Их поступки могут показаться жестокими и бестактными, но объяснить эти поступки можно неумением понять другого человека, а не желанием причинить ему боль. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ

3.1. Понятие о способностях

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. В противном случае оценка на экзамене, ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях человека. Между тем данные психологических исследований свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями: как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способность ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

  Психология, отрицая тождество  способностей и существенно важных  компонентов деятельности – знаний, навыков и умений, подчеркивает  их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Информация о работе Темперамент, характер, способности