Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:45, контрольная работа
«Темперамент», «характер», «способности» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его индивидуальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «способности» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ ……………………………………… 4-10
Общее понятие о темпераменте ……………………………. 4-6
Основные свойства темперамента …………………………. 6-8
Характеристика основных типов темперамента ………….. 8-10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР …………………………………………….. 11-17
2.1. Общее понятие о характере …………………………………… 11-13
2.2. Структура характера …………………………………………… 13-17
ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ ………………………………………. 18-23
3.1. Понятие о способностях ………………………………………. 18-19
3.2. Структура способностей ………………………………………. 19-21
3.3. Формирование способностей …………………………………. 21-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 25
Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека – врожденный, а от каких именно свойств он зависит, до конца не выяснено. Не следует смешивать свойства темперамента и черты характера. Смелым, добрым, вежливым, умным, талантливым или трусливым, злым, грубым, глупым, бесталанным человек может быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. [1]
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР
2.1. Общее понятие о характере
К индивидуальным особенностям человека, отличающих его от других, относят черты, которые характеризуют его волю, т.е. умение преодолевать препятствия, отношения к другим людям, труду, учебе, даже к самому себе. Все эти особенности обозначаются в психологии понятием «характер».
Характер выражается как устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Характер, как говорят, трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него. Характер включают в личность, когда ее рассматривают широко. В узком представлении личности характер оказывается за ее пределами. Существует шуточная классификация личности, приводимая Б.С. Братусем, которая показывает, что личность и характер не совпадают. Бывает хороший человек с хорошим характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером, плохой человек с плохим характером. В этой классификации характер – не личность. Личность решает, как поступать в той или другой ситуации. Поступать нравственно или нет. Тогда как нравственное поведение бывает неприятно окружающим людям. Так, честный человек способен быть неуживчивым и нудным. Это и говорит, что хороший человек выражает плохой характер. Таким образом, характер выступает как средство выражения личности, но не сама личность в сущности.
Характер и темперамент сходны в том, что они уникальны, принадлежат только определенному человеку, и у других, даже у его брата или сестры, они будут другими. Однако в отличие от темперамента, который является тоже устойчивым, но врожденным, черты характера приобретаются самостоятельно, т.е. к характеру относятся только те качества, которые сформировались в течение жизни, закрепились и стали постоянной характеристикой личности. И уже от самого человека будет зависеть, есть ли у него трудолюбие, честность, аккуратность, скромность, чуткость. На развитие этих качеств влияют также и окружающие люди: учителя, родители и сверстники, которые направляют силы и энергию развивающейся личности в нужном направлении, показывают образцы поведения, убеждают в необходимости поступать в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами и правилами поведения. Таким образом, именно взрослые первоначально определяют весь мир взаимоотношений с другими людьми, симпатии и привязанности.
Нельзя отрицать и того, что некоторые черты характера человека формируются под влиянием героев просмотренных фильмов, прочитанных книг.
Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся. Поэтому, если подросток кому-то грубо ответил или вспылил это еще не означает, что грубость и вспыльчивость черты его характера. К характеру также не имеют отношение знания и умения. Так, знания по русскому языку или умение петь или танцевать нельзя считать характерными чертами человека.
В психологии понятие характер (от греч. Character – «печать», «чеканка») обозначают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Выступая как прижизненное образование человека, характер продолжает формироваться в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные обстоятельства, в которых проходит жизнь человека. Наиболее важными для формирования характера являются различные группы, в которые входит человек (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для человека наиболее важной и значимой, на какие ценности его ориентирует, - такие черты характера будут развиваться у него. Этот процесс взаимный, благодаря развитию личности развивается и сама группа.
Характер отражает общественные воздействия, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между тем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоят важнейшие задачи. Люди посильно участвуют в их решении, при этом формируется и проверяется их характер. Поэтому характер – не просто любое проявление твердости или упорства, а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, целостности, силы характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет направленность поведения человека, его непреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхность и неустойчивость интересов нередко связаны с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствует о целенаправленности, настойчивости личности. [2]
2.2. Структура характера
Выделяют два типа характера:
I. Гармоничные.
Развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку
эффективно и рационально выстраивать
свое поведение (приемлемое и эффективное).
II. Дисгармоничные.
Выделяют множество типов дисгармоничных характеров:
1. Гипертимный.
Характеризуется большой подвижностью, общительностью,
болтливостью, выраженностью жестов, мимики,
пантомимики. В отношениях с другими людьми
проявляется недостаток чувства дистанции,
стремление к лидерству. Субъекты с таким
характером почти всегда имеют хорошее
настроение, высокий жизненный тонус,
хорошее самочувствие, не-редко хороший
вид. Они склонны к чревоугодию и другим
радостям жизни. Завышенная самооценка
сочетается у них с веселостью, легкомыслием
(поверхностные люди), деловитостью, изобретательностью,
энергичностью, инициативностью. Большое
стремление к самостоятельности может
служить источником конфликта. Для данных
лиц характерны вспышки гнева, раздражения
(особенно когда встречают противодействие
или терпят неудачу). Эти люди склонны
к аморальным поступкам. Они тяжело переносят
условия жесткой дисциплины, монотонную
деятельность и вынужденное одиночество.
2. Гипотивный (дистемический).
Этот тип противоположен
гипертимному. Для этого субъекта характерна
серьезность, подавленность настроения,
медлительность, слабость волевых усилий,
заниженная самооценка, неверие в будущее
и низкая контактность. Данные лица домоседы,
индивидуалисты. Они добросовестны, ценят
друзей, обладают обостренным чувством
справедливости и замедленностью мышления.
3. Циклоидный.
Характеризуется сменой гипертимных
и гипотивных состояний.
4. Демонстративный (истероидный).
Для него характерна живость, подвижность,
легкость в установлении контактов. Данный
тип склонен к фантазерству, лживости
и притворству, направленных на приукрашивание
своей персоны. Также он склонен к авантюризму,
артистизму и позерству. Этот субъект стремится
к лидерству, испытывает потребность в
признании, постоянном внимании к своей
персоне. Он жаждет власти, похвалы (перспектива
остаться незамеченным гнетет его). Рассматриваемый
тип отличается высокой приспособляемостью
и склонностью к интригам. Его беспредельный
эгоцентризм, гипертрофированная самооценка
и патологическая способность к вытеснению
сочетаются со способностью увлечь других
людей неординарностью мышления и поступков.
5. Застревающий.
Характеризуется умеренной общительностью, занудливостью,
склонностью к нравоучениям. Часто страдает
от мнимой несправедливости. Насторожен
и недоверчив. Чувствителен к обидам и
огорчениям, уязвим, подозрителен, мстителен.
Он заносчив, честолюбив и самонадеян,
в связи с чем часто бывает инициатором
конфликтов. Данный тип имеет склонность
к аффектам и чрезвычайно ригиден.
6. Педантичный.
Характеризуется ригидностью и инертностью психических
процессов. Не конфликтен, но сильно реагирует
на любое нарушение порядка. На службе
бюрократичен, аккуратен, пунктуален,
добросовестен. Данный субъект любит чистоту
и порядок во всем. Он склонен жестко следовать
плану, усидчив, не тороплив. Во взаимоотношениях
уступчив.
7. Возбудимый (эпилептоидный).
Данный тип недостаточно управляем. Для него характерно ослабление контроля
над влечениями и побуждениями, повышенная
импульсивность, инстинктивность, грубость,
занудство, угрюмливость, гневливость.
В связи с этим, данный субъект склонен
к хамству, брани, конфликтам, в которых
выступает провоцирующей стороной. Он
раздражителен, вспыльчив. Отличается
замедленностью реакции, тяжеловесностью
поступков. Никакой труд для него не привлекателен.
Подобные люди равнодушны к будущему,
живут настоящим, пытаясь извлечь максимум
выгоды и развлечений. Для достижения
своих целей они готовы подчиняться более
сильному.
8. Тревожно-мнительный.
Для него характерна низкая
контактность и настроение, робость,
пугливость, неуверенность в себе,
охотное подчинение опеке
9. Экзальтированный. Способен восторгаться,
восхищаться. Для него характерна улыбчивость,
ощущение счастья, радости, наслаждения.
Причины для этого могут быть ничтожны.
Эти люди легко переходят к отчаянию. Они
контактны, словоохотливы, влюбчивы. В
конфликтах чаще активны. Альтруисты,
имеют чувство сострадания, хороший вкус.
В силу экзальтированности могут быть
паникерами.
10. Самодостаточный (шизоидный, аутентичный).
Для него характерен аутизм, отгороженность от окружающего мира. Их поступки и чувства подчиняются внутренним влияниям, поэтому могут казаться другим ненормальными, необъяснимыми. В жизни этих людей считают чудаками. В облике и манере поведения они своеобразны, индивидуальны, неуклюжи и неловки. Мышление также оригинально и своеобразно. Оно находится во власти сформированных схем и рассуждений. Жизненный опыт мало влияет на формирование этих личностей. Они не контактны, не способны чувствовать других людей, равнодушны. Их поступки могут показаться жестокими и бестактными, но объяснить эти поступки можно неумением понять другого человека, а не желанием причинить ему боль. [1]
ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ
3.1. Понятие о способностях
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. В противном случае оценка на экзамене, ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях человека. Между тем данные психологических исследований свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.
Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями: как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся и т.д.
Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способность ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Психология, отрицая тождество
способностей и существенно