Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:45, контрольная работа
«Темперамент», «характер», «способности» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его индивидуальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «способности» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ ……………………………………… 4-10
Общее понятие о темпераменте ……………………………. 4-6
Основные свойства темперамента …………………………. 6-8
Характеристика основных типов темперамента ………….. 8-10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР …………………………………………….. 11-17
2.1. Общее понятие о характере …………………………………… 11-13
2.2. Структура характера …………………………………………… 13-17
ГЛАВА 3. СПОСОБНОСТИ ………………………………………. 18-23
3.1. Понятие о способностях ………………………………………. 18-19
3.2. Структура способностей ………………………………………. 19-21
3.3. Формирование способностей …………………………………. 21-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 25
Серьезной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной проверки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на том лишь основании, что ребенок не овладел еще необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приемами работы. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему заслуженную славу. Альберт Эйнштейн в средней школе считался весьма заурядным учеником, и ничего, казалось бы, не предвещало его грядущей гениальности.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. [4]
3.2. Структура способностей
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
1. Способности и деятельность.
2. Общие и специальные
Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, можно выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти способности могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.
Общие способности или общие качества личности – вполне конкретные психологических проявления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из двух доминирующих типов людей:
Структура каждой конкретной способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные. [3]
3.3. Формирование способностей
Хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Если у животных передача достижений, предшествующих поколений предыдущим осуществляется главным образом путем наследственных морфологических изменений организма, то у человека это происходит общественно-историческим путем, т.е. с помощью орудий труда, языка, произведений искусства и т.п. Каждому человеку предстоит принять эстафету: он должен применять орудия, пользоваться языком, наслаждаться произведениями художественного творчества и т.д. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества.
Существенно важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальный интерес – это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности.
Возникновение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано с пробуждением способности к ней и служит отправной точкой для их развития. «Наши желания, - по словам Гёте, - предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить». Упрочившиеся интересы ребенка – это «лакмусовая бумажка» его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься – не дают ли себя знать зарождающиеся способности.
У подростка эти интересы приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности. Педагогически важным является такое отношение воспитателей к сфере интересов подростков или юношей, которое предполагает углубление и расширение их познавательных потребностей. Вместе с тем педагог не должен негодовать по поводу того, что увлечения подростка имеют зачастую мимолетный характер.
Конечно, оптимально такое положение вещей, при котором школьник очень рано обнаруживает (при посредстве и помощи взрослых) устойчивые специальные интересы и развивает соответствующие способности, позволяющие ему безошибочно определить свое призвание. Это бывает, как известно, далеко не со всяким. Но даже если выпускник уйдет из школы без стойко выраженного интереса к какой-то профессии (речь здесь идет об интересе, а не о необходимых для вступления в жизнь знаниях и психологической готовности к труду), это будет лучше, чем если учащийся неверно и скоропалительно определит свой интерес, опираясь на чисто внешние признаки «заманчивых» профессий. [3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совокупность понятий «темперамент, характер, способности» - основа личности. Каждый человек индивидуален именно благодаря сочетанию этих определений. Темперамент заложен в человеке с рождения, и его сложно изменить. Способности заложены в человеке с рождения, но их можно изменить и сформировать, развить. Характер человека формируется в течение всей жизни. Изучив все эти понятия, можно узнать о себе больше, выяснить причины каких-либо проблем, попробовать изменить себя или же подстроиться под свои индивидуально-психологические способности, а также под особенности других личностей, что немаловажно. Более того, можно, изменив себя, изменить свою жизнь и сделать ее более гармоничной и интересной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
РЕЦЕНЗИЯ
на контрольную работу
по дисциплине: Психология
по теме: «Темперамент, характер, способности»
Студентки Тимошкиной Виктории
Группа 1МБ1
Факультет финансовый
Специальность менеджмент
Отделение дневное
Научный руководитель
(ФИО, ученая степень, звание)
Калуга, 2013