Темперамент и характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:02, реферат

Описание работы

Тема работы представляется мне актуальной, т.к. темперамент и характер являются неотъемлемой частью человеческой сущности, изучение которой представляет собой одну из главных задач человечества в области познания собственного бытия.

Целью работы является изучение темперамента и характера. Исходя из поставленной цели, можно определить основные задачи работы: рассмотрение понятия темперамента, его особенностей, анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека.

Содержание работы

Введение

1. Темперамент
1.1 Понятие темперамента
1.2 Типы темперамента. Особенности и свойства каждого типа темперамента
1.3 Развитие и изменение представлений о темпераменте
1.4 Темперамент и основные свойства нервной системы человека
1.5 Проявление психологических свойств темперамента личности в познавательных процессах
1.6 Зависимость стиля общения от свойств темперамента
1.7 Темперамент и способности

2. Характер
2.1 Понятие о характере
2.2 Характер как совокупность устойчивых черт личности
2.3 Структура характера
2.4 Формирование характера. Возрастные особенности становления черт характера
2.5 Черты характера и другие личностные свойства
2.6 Экстраверсия и интроверсия как черты характера
2.7 Основные акцентуации характера (по К. Леонгарду)
2.8 Акцентуации характера и неврозы

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 

1. Темперамент

1.1 Понятие темперамента

1.2 Типы темперамента. Особенности  и свойства каждого типа темперамента

1.3 Развитие и изменение  представлений о темпераменте

1.4 Темперамент и основные  свойства нервной системы человека

1.5 Проявление психологических свойств темперамента личности в познавательных процессах

1.6 Зависимость стиля общения  от свойств темперамента

1.7 Темперамент и способности

 

2. Характер

2.1 Понятие о  характере

2.2 Характер как совокупность  устойчивых черт личности

2.3 Структура характера

2.4 Формирование характера. Возрастные особенности становления черт характера

2.5 Черты характера и  другие личностные свойства

2.6 Экстраверсия и интроверсия как черты характера

2.7 Основные  акцентуации характера (по К.  Леонгарду)

2.8 Акцентуации  характера и неврозы

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние  особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень  подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.

 

Психические особенности  человеческой личности характеризуются  различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

 

Характер же – это каркас личности, в который  входят только наиболее выраженные и  тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

 

Тема работы представляется мне актуальной, т.к. темперамент и характер являются неотъемлемой частью человеческой сущности, изучение которой представляет собой одну из главных задач человечества в области познания собственного бытия.

 

Целью работы является изучение темперамента и характера. Исходя из поставленной цели, можно  определить основные задачи работы: рассмотрение понятия темперамента, его особенностей, анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Темперамент

 

1.1. Понятие  темперамента

Наиболее  важные и интересные разделы общей  психологии – те, в которых осуществляется целостный подход к человеку. В них человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его неповторимой индивидуальности.

 

Главные понятия, которые здесь используются,- индивид и личность. Трактовка этих понятий в психологической литературе неоднозначна. Выберем лишь одну из них – ту, которая принадлежит А. Н. Леонтьеву.

 

Об  индивиде говорят, когда рассматривают  человека как представителя вида «homo sapiens». В понятии «индивид»  отражается по крайней мере два основных признака: во-первых, неделимость, или целостность субъекта и, во-вторых, наличие у него особенных (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.

Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конструкция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

 

Личность  – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни  человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определённого возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

 

Это развиваемое  А. Н. Леонтьевым представление о  личности достаточно сложно и требует  пояснений.

 

Прежде  всего замечу, что оно не совпадает с более традиционной, расширенной трактовкой понятия «личность». Согласно этой трактовке в структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма вплоть до особенностей обмена веществ.

 

 

Популярность  и стойкость такого расширенного понимания личности в психологической  литературе объясняется, наверное, тем  что оно совпадает с общежитейским  значением этого слова: для обыденного сознания личность – это конкретный человек со всеми его индивидуальными особенностями, всё то, что, по меткому выражению А. Н. Леонтьева, «заключено под его кожей».

 

Однако  научные понятия не всегда совпадают  с житейскими по своим содержанию, объёму, границам. Иногда они входят в противоречие с так называемым здравым смыслом и, несмотря на это, а может быть и благодаря этому, становятся мощным оружием понятия действительности.

Так обстоит  дело с понятием «личность» в узком  смысле слова. Оно позволяет вычленить  очень важный аспект бытия человека, который связан с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, которые отсутствуют у него, если его рассматривать в качестве изолированного, несоциального индивида.

Чтобы лучше понять эти качества, рассмотрим их с точки зрения интересов и задач общества. Человеческое общество, чтобы существовать, должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем таких, которые способны поддерживать его устойчивость и развитие.

 

Но  в лице каждого своего члена общество встречается с активным субъектом, деятельность которого определяется прежде всего его потребностями и мотивами. Отсюда главный путь действительного воспроизводство члена общества — это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиями общества. Конечно, «требования» эти могут быть очень разными. Они могут отражать интересы небольшой социальной группы, класса или человечества в целом («общечеловеческие идеалы»). От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, — пишет С. Л. Рубинштейн, — чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

 

Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

 

Академик  И. П. Павлов изучил физиологические  основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что  два основных нервных процесса –  возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

«безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту холерика);

«живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип  нервной системы – соответствует  темпераменту сангвиника);

«спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип  нервной системы – соответствует темпераменту флегматика);

«слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный  тип нервной системы – обусловливает  темперамент меланхолика).

 

1.2  Типы темперамента. Особенности и свойства каждого типа темперамента

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

 

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его  поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности.

 

Он  продуктивный деятель, но лишь тогда, когда  много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

 

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

 

Меланхолик  – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью  даже к слабым раздражителям, а сильный  раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

 

1.3 Развитие и изменение представлений о темпераменте

Термин  «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуаль­но-психологических  различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количест­венного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в орга­низме. Такими необходимыми для жизни «соками» считались кровь, желчь, черная желчь и слизь (флегма), и предполагалось, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение.

 

 Римские  врачи, работавшие несколькими  столетиями позже, для обозначения  «пропорции» в смешении жидкостей  стали использо­вать слово temperamentum, что означает «надлежащее соотноше­ние частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что не только телесные функции, но и психические особенности людей представляют собой выражение их темперамента, т.е. за­висят от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки». Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента.

Впоследствии  представителями античной медици­ны  число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.                                       

 

Смешение  жидкостей в организме, характеризующееся  преоб­ладанием крови, было названо  сангвиническим темпераментом (от латинского - слова « сангвис » - кровь); смешение, при котором,. преобладает лимфа - флегматическим темпераментом (от грече­ского слова «флегма» - слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от греческого слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греческих слов «мелайна холэ» — черная желчь).

Эти названия темпераментов сохранились до сих  пор, но прежние представления об органической основе психологических различий между людьми имеют теперь по преимуществу исто­рический интерес.

 

В течение  многих столетий прошедших со времен античной науки, выдвигались новые  различные гипотезы, стремившиеся объяснить  причину различий динамических проявлений психики. В истории изучения этой проблемы можно выделить три основных системы взглядов. Самая древняя из них, как мы уже знаем, связывает причину индивидуальных различий с ролью тех или иных жидких сред организма. К этим гуморальным теориям (от латинского humor — влага, сок) относятся получившие широ­кое распространение уже в новое время представления об особом значении крови.

 

Так, немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), внесший  большой вклад в систематизацию психологических представлений  о темпераментах, считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома и врача П.Ф. Лесгафта, писавшего (в конце XIX - начале XX в.) о том, что в ос­нове проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д.,

Информация о работе Темперамент и характер