Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:02, реферат
Тема работы представляется мне актуальной, т.к. темперамент и характер являются неотъемлемой частью человеческой сущности, изучение которой представляет собой одну из главных задач человечества в области познания собственного бытия.
Целью работы является изучение темперамента и характера. Исходя из поставленной цели, можно определить основные задачи работы: рассмотрение понятия темперамента, его особенностей, анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека.
Введение
1. Темперамент
1.1 Понятие темперамента
1.2 Типы темперамента. Особенности и свойства каждого типа темперамента
1.3 Развитие и изменение представлений о темпераменте
1.4 Темперамент и основные свойства нервной системы человека
1.5 Проявление психологических свойств темперамента личности в познавательных процессах
1.6 Зависимость стиля общения от свойств темперамента
1.7 Темперамент и способности
2. Характер
2.1 Понятие о характере
2.2 Характер как совокупность устойчивых черт личности
2.3 Структура характера
2.4 Формирование характера. Возрастные особенности становления черт характера
2.5 Черты характера и другие личностные свойства
2.6 Экстраверсия и интроверсия как черты характера
2.7 Основные акцентуации характера (по К. Леонгарду)
2.8 Акцентуации характера и неврозы
Заключение
Список литературы
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, отличает очень низкая контактность, оторванность от реальности и склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство и упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.
2.8 Акцентуации характера и неврозы
В зависимости от выраженности А. Е. Личко (1973) выделяет две степени акцентуации характера — явную и скрытую. Только первая является крайним вариантом нормы и ее проявления довольно быстро определяются даже при непродолжительном общении. Она обычно начинает развиваться у детей в период становления характера, четко проявляется в подростковом возрасте, а затем постепенно сглаживается. Социальной дезадаптации, как правило, не бывает. Такие люди обычно занимают положение в соответствии со своими способностями и возможностями. Лишь при общении выявляются некоторое своеобразие и странность их характера.
Скрытая акцентуация — это не крайний, а обычный вариант нормы. Она может длительное время ничем не проявляться и возникает лишь в тех случаях, когда психотравма касается «слабого места» в характере данного человека. Остальные психотравмы, даже выраженные и интенсивные, часто не вызывают ни психических расстройств, ни даже скрытых особенностей характера.
На основании статистических исследований Н. Я. Иванова (1978), акцентуация характера несколько чаще встречается у лиц мужского пола. Так, у мальчиков 14—15 лет она имела место в 52% случаев, 16—17 лет — у 62%, частота ее у девушек такого же возраста составила соответственно 42 и 51%. В то же время при неврозах у подростков частота-акцентуаций характера установлена в 89% случаев.
Следовательно, акцентуация характера является тем благоприятным фоном, который способствует возникновению неврозов под влиянием психотравмирующих воздействий.
Заключение
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
- общая
активность психической
- двигательная,
или моторная, активность показывает
состояние активности
- эмоциональная
активность выражается в
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу, в характере отражаются волевые качества.
Список литературы:
1. Бородина А.В. Психология характера. М.: МГУ, 2005.
2. Березовин Н. А., Чепиков В. Т. , Чеховских М. И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие, Минск, 2008 г., 336 стр.
3. Самыгин С. И., Гулиев
М. А., Ганиева Р. Х., Психология
и педагогика для студентов
вузов 4-е издание, учебное
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов - на-Дону: Феникс,2006.
5. Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие, Мн.: ООО «Новое знание», 2002.