Темперамент и характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:02, реферат

Описание работы

Тема работы представляется мне актуальной, т.к. темперамент и характер являются неотъемлемой частью человеческой сущности, изучение которой представляет собой одну из главных задач человечества в области познания собственного бытия.

Целью работы является изучение темперамента и характера. Исходя из поставленной цели, можно определить основные задачи работы: рассмотрение понятия темперамента, его особенностей, анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека.

Содержание работы

Введение

1. Темперамент
1.1 Понятие темперамента
1.2 Типы темперамента. Особенности и свойства каждого типа темперамента
1.3 Развитие и изменение представлений о темпераменте
1.4 Темперамент и основные свойства нервной системы человека
1.5 Проявление психологических свойств темперамента личности в познавательных процессах
1.6 Зависимость стиля общения от свойств темперамента
1.7 Темперамент и способности

2. Характер
2.1 Понятие о характере
2.2 Характер как совокупность устойчивых черт личности
2.3 Структура характера
2.4 Формирование характера. Возрастные особенности становления черт характера
2.5 Черты характера и другие личностные свойства
2.6 Экстраверсия и интроверсия как черты характера
2.7 Основные акцентуации характера (по К. Леонгарду)
2.8 Акцентуации характера и неврозы

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 с  чем связаны быстрота и сила  кровотока и как следствие  — мера возбудимости организма и продолжитель­ность реакций в ответ на различные стимулы. Давние представ­ления о значении жидких сред организма получили частичное подтверждение в современных эндокринологических исследовани­ях, показавших, что такие свойства психики, как та или иная динамика реактивности, чувствительность, эмоциональная урав­новешенность, в значительной степени зависят от индивидуаль­ных различий в функционировании гормональной системы.

    

 

На  рубеже XIX и начала XX вв. сформировалась так назы­ваемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и телосложением. Широкую известность получили труды немецкого психиатра Э. Кречмера (20-е годы нашего века), в которых обосновываются представ­ления о том, что различия в типах строения тела (некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела) указывают и на определенные различия в темпераменте.. Американский ученый У. Шелдон (40-е годы нашего века) также ставил в прямую связь телесные особенности, выступающие в той или иной сте­пени развития различных тканей организма, и особенности темперамента. Соматические теории не следует чрезмерно проти­вопоставлять гуморальным: как тип строения тела, так и дина­мические свойства психики могут быть следствием одной и той же причины — результатом действия гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

 

Параллельно с представлениями о гуморальных, соматических источниках различий по темпераменту развивались (начиная  с середины XVIII в.) идеи» получавшие все более полное и доказательное  обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. Самой важной вехой на этом пути явилось обращение И.П. Пав­лова" к изучению свойств головного мозга, органа психики. Ве­ликим физиологом было разработано (в 20—30-е годы нашего века) учение о типах нервной системы, или, что то же самое, типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

 

Сила нервной системы — самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость. Важное значение имеет и другой показатель - подвижность нервных процессов: установлено, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорости, с которой происходит смена одного нервного процесса другим.

 

 

Весьма  значимый показатель и уравновешенность нервной системы:

известно, например, что нередко тормозной  процесс отстает по силе от возбудительного, степень уравновешенности между ними бывает различной. То или иное сочетание указанных свойств и составляет тип нервной системы.

 

Некоторые из сочетаний свойств типа, которые  встречаются чаще других или же выступают  наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпера­ментов, которая известна с глубокой древности. А именно:

сангвиническому темпераменту соответствует сильный  уравновешен­ный быстрый тип  нервной системы, флегматическому  темперамен­ту — сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту — сильный неуравновешенный тип  меланхолическому темпераменту - слабый тип нервной системы.

 

Подход  к различиям в динамической стороне  психики со стороны свойств типа нервной системы положил" начало новому этапу в изучении физиологических основ темперамента. В трудах психологов Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына (50-60-е годы) уточня­лись и обогащались представления о свойствах тала высшей, нервной деятельности человека. Были открыты новые свойства  нервной системы. Одно из них — лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного про­цесса, в отличие от подвижности, характеризующей, быстроту смены одного процесса другим). Именно в функциональных осо­бенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах типов нервной деятельности (регулирующих  накопление и расход энергии) видит современная наука ближайшие причины индивидуальных разли­чий по темпераменту (исследования В. С. Мерлина, Я.Стреляу и др.). При этом в последние годы получает распространение точка зрения, согласно которой в основании темперамента лежит общая конституция организма (охватывающая биологические основы психики разного уровня), в которой особо значимое место при­надлежит мозговым механизмам (В.М. Русалов).

 

1.4 Темперамент и основные свойства нервной системы человека

Каждый человек  рождается с определенным набором  биологических особенностей его  личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении  людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных  братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

 

Темперамент -это понятие  психологическое, а тип нервной системы -физиологическое.

Темперамент -проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические  особенности личности, в которых  проявляется подвижность его  нервных процессов, сила, уравновешенность.

 

В нервных центрах  коры человеческого мозга протекают  в сложном взаимодействии два  противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение  одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

 

 

 

Возбуждение и  торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

 

Тип нервной  системы определяется именно сочетаемостью  силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом .

 

Следует иметь  в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

 

Включаясь в  развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут  привести к различным свойствам  характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой.

Во всех своих  проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными  условиями и конкретным содержанием  жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении  человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатком. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого -- другие.

 

Бесспорно, что  при любом темпераменте можно  развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно  зависят от темперамента. Поэтому  темперамент -- важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

 

Описание особенностей различных темпераментов может  помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Исследования  показывают, что в зависимости  от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться  комплексом как положительных, так  и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.

 

1.5 Проявление  психологических свойств темперамента  личности в познавательных процессах

Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь.

 

Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Восприятие- процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств.

 

Память- процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.

Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти.

 

Внимание- избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы.

Речь- процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. 

 

 

1.6 Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Трудно точно  ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого  человека. Тип нервной системы  хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

 

Темперамент –  это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и  поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

 

Темперамент накладывает  отпечаток на способы поведения  и общения, например сангвиник почти  всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.

Он склонен  любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку  у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

 

Продуктивность  работы человека тесно связана с  особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

 

В поведенческом  общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с  разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент  определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и  «великая» и социально-ничтожная  личность.

 

Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности., по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств.

 

 

1.7 Темперамент и способности

Люди различаются  не только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям достижения успехов в труде, т.е. по способностям.

 

Способности –  это совокупность таких индивидуально-психологических  особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Информация о работе Темперамент и характер