Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:51, контрольная работа
Цель: Развитие навыков построения правильных взаимоотношений в коллективе с учетом особенностей своего темперамента.
Задачи:
Выяснить, что такое темперамент.
Узнать о типах темперамента, его роли в деятельности человека.
Определить тип темперамента коллег по работе, провести практическую работу по тесту-опроснику Г. Айзенка.
По результатам теста-опросника работникам и работодателю дать рекомендации по построению правильных взаимоотношений в коллективе.
Введение. Цель и задачи.
Понятие темперамента.
Физиологические основы темперамента.
Типы темперамента.
Роль темперамента в деятельности человека.
Тест-опросник Г. Айзенка. Анализ теста-опросника.
Выводы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, на земле нет людей
с одинаковыми отпечатками на
пальцах рук, на дереве нет совершенно
одинаковых листьев. Точно так же в природе
не существует абсолютно одинаковых человеческих
личностей - личность каждого человека
неповторима. Однако человек не рождается
уже сложившейся личностью. Ею он становится
постепенно. Но еще раньше, чем человек
станет личностью, у него наблюдается
индивидуальные особенности психики.
Эти особенности психики весьма консервативны,
устойчивы. Они образуют у каждого человека
своеобразную психическую почву, на которой
впоследствии, в зависимости от ее особенностей,
вырастают свойства личности, присущие
только данному человеку. Это значит, что
психика ребенка не похожа на гладкую
доску, где можно писать любые узоры, и
что в процессе воспитания и обучения
ребенка надо опираться на имеющиеся у
него от рождения свойства. Эти свойства
у всех разные. Мы всегда обращаем внимание
на индивидуальные различия людей. Одни
быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот,
медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует
отметить, что эти различия касаются не
содержания личности, а некоторых внешних
проявлений. Вот эта сторона и характеризует
понятие "темперамент".
Цель: Развитие навыков построения правильных взаимоотношений в коллективе с учетом особенностей своего темперамента.
Задачи:
ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
Слово "темперамент" в переводе
с латинского обозначает "надлежащее
соотношение частей", равное ему
по значению греческое слово "красис"
ввел древнегреческий врач Гиппократ
(5-4 вв. до н.э.). Под темпераментом
он понимал и анатомо-физиологичес
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуальные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), 2)психический ритм и темп, 3)интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли), 4)направленность психической деятельность на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.
Напротив свойства темперамента проявляются
одним и тем же образом в
самых различных видах
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
Научное объяснение природы темперамента
дал И. П. Павлов в учение основных
свойств нервной системы. Изучая
высшую нервную деятельность животных,
И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются
по характеру образования и
Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и торможение.
Были установлены три свойства
процессов возбуждения и
1) сила процессов,
2) уравновешенность процессов,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или процесс возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной системы - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиация и концентрация), быстротой появления нервных процессов в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от сочетания свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешивания процессов различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою очередь, подразделил на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы И. П. Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Так была создана классификация типов нервной деятельности. Кратко охарактеризуем каждый тип.
Слабый тип. Представители этого типа нервной системы не могут выдержать сильные, длительные и концентрированные раздражения. Слабыми являются процессы возбуждения и торможения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действие раздражителей.
Сильный неуравновешенный тип. Отличается сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижности их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной быстроте образования и относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Типы высшей деятельности относятся к природным наследственным данным, это врожденное свойство нервной системы.
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у одной группы людей. Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.
Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.
Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).
Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.
Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.
Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.
Пластичность и
Экстраверсия и
Информация о работе Темперамент. Роль темперамента в деятельности человека