Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение структуры личности и темперамента как ее части, ознакомление с основными теориями темперамента, описание его основных типов и выявление связи темперамента с другими свойствами личности.
Задачи исследования. Исследование ставит следующие задачи:
• Дать характеристику понятиям «структура личности» и «темперамент»
• Дать характеристику темперамента как свойству личности
• Изложить основные теории темперамента
• Рассмотреть основные типы темперамента
• Обозначить связь темперамента с другими свойствами личности
Введение…………………………………………………………………...………2
Глава I. Общие представления о темпераменте и структуре личности
1.1. Темперамент. Основные характеристики…………………………...……4
1.2. Исследования темперамента…………………………………………...….7
1.3. Типы темперамента и их психологическая характеристика………….….13
1.4. Понятие о личности и ее структуре………………………………….…..17
Глава II. Темперамент как часть структуры личности
2.1 Связь темперамента с другими свойствами личности…………………21
2.2. Темперамент и деятельность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности…………………………………………………………………..…24
2.3. Темперамент и характер…………………………………………………28
2.4. Темперамент как основа впечатлительности, тревожности, импульсивности и эмоциональности…………………………………………..29
2. Заключение………………………………………………………….…….31
3. Библиография…………………………………………………………..…32
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Общие представления о темпераменте и структуре личности
1.1. Темперамент. Основные характеристики…………………………...……4
1.2. Исследования темперамента…………………………………………..
1.3. Типы темперамента
и их психологическая
1.4. Понятие о личности и ее структуре………………………………….…..17
Глава II. Темперамент как часть структуры личности
2.1 Связь темперамента с другими свойствами личности…………………21
2.2. Темперамент
и деятельность. Темперамент и индивидуальный
стиль деятельности………………………………………………
2.3. Темперамент и характер…………………………………………………28
2.4. Темперамент
как основа впечатлительности, тревожности,
импульсивности и эмоциональности………………………………………
2. Заключение……………………………………………
3. Библиография………………………………………
Введение.
Актуальность выбранной темы.
Еще в античные времена
предпринимались попытки
Еще в Древней Греции Гиппократ одним из первых начал изучение темперамента. До наших дней сохранились и используются его ученые труды.
На протяжении веков темперамент
исследовали врачи, философы, психологи
в различных аспектах его проявления.
Гиппократ дал описание основным
типам темперамента, охарактеризовал
их, но нашел связь темперамента
не со свойствами нервной системы
человека, а с соотношением жидкостей
в организме: крови, желчи и лимфы.
Первая классификация темпераментов
принадлежит Галену, и она в
достаточно малоизмененном виде дожила
до нашего времени. Последнее из самых
известных ее описаний, используемых
в современной психологии, принадлежит
немецкому философу И. Канту. К. Сиго,
У. Шелдон и Э. Кречмер попытались
связать темперамент с
Объект исследования. Объектом исследования является темперамент в структуре личности.
Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступает темперамент как свойство личности.
Цель исследования. Целью данной работы является рассмотрение структуры личности и темперамента как ее части, ознакомление с основными теориями темперамента, описание его основных типов и выявление связи темперамента с другими свойствами личности.
Задачи исследования. Исследование ставит следующие задачи:
• Дать характеристику понятиям «структура личности» и «темперамент»
• Дать характеристику темперамента как свойству личности
• Изложить основные теории темперамента
• Рассмотреть основные типы темперамента
• Обозначить связь темперамента с другими свойствами личности
Глава I. Общие представления о темпераменте и структуре личности
Когда говорят о темпераменте,
то имеют в виду многие психические
различия между людьми - различия по
глубине, интенсивности, устойчивости
эмоций, эмоциональной
Темперамент отражает динамические
аспекты поведения, преимущественно
врожденного характера, поэтому
свойства темперамента наиболее устойчивы
и постоянны по сравнению с
другими психическим
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые
1. регулируют динамику
психической деятельности в
2. характеризуют особенности
динамики отдельных
3. имеют устойчивый и
постоянный характер и
4. находятся в строго
закономерном соотношении,
5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.
Анализ внутренней структуры
темперамента представляет значительные
трудности, обусловленные отсутствием
у темперамента (в его обычных
психологических
Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй- двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом
темперамента является “эмоциональность“,
представляющая собой обширный комплекс
свойств и качеств, характеризующих
особенности возникновения, протекания
и прекращения разнообразных
чувств, аффектов и настроений. По сравнению
с другими составными частями
темперамента этот компонент наиболее
сложен и обладает разветвленной
собственной структурой. В качестве
основных характеристик “
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера. способностей и др.
Как уже говорилось выше «первооткрывателем» темперамента явился древнегреческий ученый Гиппократ. Он предложил теорию о 4 основных «соков» жизни: кровь, желтая желчь, флегма и черная желчь. На основе этой теории выделилось 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждый тип характеризовался индивидуальными особенностями. Эта концепция создала огромное влияние на ученых в течение многих столетий.
Немецкий философ Иммануил Кант говорил, что типы темперамента зависят от комплекции и конституции тела. Кант также выделил темпераменты чувств и темпераменты деятельности.
К темпераментам чувств Кант отнес сангвинический тип – веселый, жизнерадостный, и противоположность ему - меланхолический – мрачный, угрюмый.
К темпераментам деятельности относятся флегматичный и холерический. Флегматичный человек – рассудительный, спокойный. Холерический тип – вспыльчивый, неусидчивый.
Помимо представленных выше, существовали конституционные типологии. К одной из наиболее известных можно отнести типологию Э. Кречмера, в которой автор утверждает, что у людей с определенным типом сложения есть определенные психические свойства. На основе этой теории выделилось 4 конституционных типа:
1. Лептосоматик. Обладает хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом яйцеобразной формы (анфас).
2. Пикник. Ему свойственны чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее.
3. Атлетик. Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию.
4. Диспластик. Имеет непропорциональное сложение тела.
С названными типами строения тела, Кречмер ассоциирует 3 типа темперамента: шизотимик, циклотимик и иксотимик. У щизотимика астеническое телосложение, он замкнут, имеет неустойчивую психику, склонность к колебаниям эмоций. Иксотимик имеет атлетическое телосложение. Спокойный, с невыразительными эмоциями человека, маловпечатлительный. У циклотимика пикническое телосложение, легко идет на контакт с людьми, эмоционален, эмоции могут легко колебаться между радостью и печалью.
Типология Кречмера получила свою распространенность в Европе, а в США популярной стала теория Шелдона, который как и Кречмер выделял типы темперамента на основе телосложения. Шелдон считал, что темперамент и телосложение это два параметра человека, которые связаны между собой. Он выделил 3 типа:
Термины для своей классификации Шелдон позаимствовал из эмбриологии.
Эти типам телосложения по Шелдону соответсвуют определенные типы темперамента, которые он назвал в зависимости от выполняемых функицй: висцертония, соматотония и церебротония.
Висцертония – внутренности, соматотония – кожа, церебротония – мозг.
В психологии конституционные теории прошли строгую критику. В них не учитывается среда, в которой развивается человек, открыто игнорируется социальное окружение человека, которые имеют огромное влияние на психическое развитие личности.
Давно известна зависимость поведения и протекания психических процессов от функционирования нервной системы.
На основе этого И.П. Павлов выделил свою теорию.
И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность (сменяемость).
И.П. Павлов, различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.
Сила возбуждения отражает
работоспособность нервной
Сила торможения понимается
как функциональная работоспособность
нервной системы при реализации
торможения и проявляется в способности
к образованию различных