Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение структуры личности и темперамента как ее части, ознакомление с основными теориями темперамента, описание его основных типов и выявление связи темперамента с другими свойствами личности.
Задачи исследования. Исследование ставит следующие задачи:
• Дать характеристику понятиям «структура личности» и «темперамент»
• Дать характеристику темперамента как свойству личности
• Изложить основные теории темперамента
• Рассмотреть основные типы темперамента
• Обозначить связь темперамента с другими свойствами личности
Введение…………………………………………………………………...………2
Глава I. Общие представления о темпераменте и структуре личности
1.1. Темперамент. Основные характеристики…………………………...……4
1.2. Исследования темперамента…………………………………………...….7
1.3. Типы темперамента и их психологическая характеристика………….….13
1.4. Понятие о личности и ее структуре………………………………….…..17
Глава II. Темперамент как часть структуры личности
2.1 Связь темперамента с другими свойствами личности…………………21
2.2. Темперамент и деятельность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности…………………………………………………………………..…24
2.3. Темперамент и характер…………………………………………………28
2.4. Темперамент как основа впечатлительности, тревожности, импульсивности и эмоциональности…………………………………………..29
2. Заключение………………………………………………………….…….31
3. Библиография…………………………………………………………..…32
Темперамент Ананьев относит
к индивидным свойсвам, а точнее
к психодинамическим свойствам
индивида. Темперамент – это
В своей концепции К. К. Платонов реализует идеи структурного подхода к пониманию личности человека. Он рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В данной системе Платонов выделяет четыре подструктуры: направленность, опыт, индивидуальные особенности психических процессов и биопсихические свойства.
Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Она является социально обусловленной и формируется в процессе воспитания. Она включает различные формы проявления направленности: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. По К. К. Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.
Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Закрепление этих свойств в процессе обучения, делает их типичными, что позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.
Подструктура индивидуальных
особенностей психических процессов
или функций памяти, эмоций, ощущений,
мышления, восприятия, чувств, воли. Платонов
подчеркивает их биологическую и
генетическую обусловленность. В его
понимании особенно это касается
памяти как психического процесса,
поскольку психическая память развивалась
на основе физиологической и генетической
памяти, а без нее не могли бы
существовать другие психические процессы
и функции. Процесс формирования
и развития индивидуальных особенностей
психических процессов
Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности, т.е. темперамент. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.
С точки зрения понятия
темперамента интересна трехфакторная
теория личности Г. Айзенка. Она включает
такие факторы или конструкты,
как психотизм, нейротизм и экстраверсию-
Типичный экстраверт — личность общительная, имеющая широкий круг знакомств, импульсивен, оптимистичен, но при этом слабо контролирует свои эмоции и чувства.
Типичный интроверт — человек спокойный, застенчивый, интроспективный, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.
Нейрофизиологическая
Глава II. Темперамент как часть структуры личности
2.1 Связь темперамента с другими свойствами личности
Как известно, темперамент, включенный в структуру личности, отражает динамическую характеристику ее психических процессов. Традиционно в структуру личности, помимо темперамента, включают характер, способности, направленность личности и мотивацию. Составляя единое целое, эти компоненты не могут быть не взаимосвязаны друг с другом.
Наряду с понятием «темперамент» широко используют и понятие «характер». Под характером подразумевают устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обуславливает для нее типичные способы поведения. В психологии вопрос о соотношении темперамента и характера поднимался неоднократно. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев выделили четыре группы мнений, касающиеся этого вопроса: отождествление темперамента и характера, противопоставление темпераменту характера, признание темперамента элементом характера и признание темперамента основой характера. Первая точка зрения является довольно распространенной в зарубежной психологии, где понятие «темперамент» приравнивается к понятиям «характер» и «личность». Сторонником этой точки зрения является Кречмер, а в отечественной психологии близкие взгляды разделял А. Ф. Лазурский, который и темперамент, и характер относил к эндопсихике.
Сторонники второй точки
зрения отмечают, что темперамент
представляет собой врожденную первичную
реакцию личности, а характер –
это проявление вторичной, приобретенной
в опыте реакции. Между первичной
и вторичной реакциями
Третья точка зрения нашла свое отражение в теории И. П. Павлова.
К сторонникам четвертой точки зрения относят Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. М. Русалова и др. Они рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамичную сторону характера и личности.
Одной из основных проблем соотношения темперамента и характера является проблема понимая их свойств, т.к. большинство свойств личности трудно отнести к той или иной структуре. В общем виде можно сказать, что темперамент представляет собой совокупность генетически обусловленных свойств, а в характере сочетаются и врожденные, и приобретенные свойства личности. Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуюсь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера.
Способности, так же как
и темперамент, характеризуются
целостным единством
Я. Стреляу исследовал взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента.
Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.
Таким образом, хотя темперамент и способности имеют общие генетические предпосылки, темперамент характеризует лишь способ реализации способностей, но не определяет их.
Направленность личности
характеризуется совокупностью
устойчивых, независимых от текущих
ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность
человека в соответствии с его
интересами, склонностями, убеждениями
и идеалами. Однако, если мотивы обуславливают
динамику психической деятельности
в целом, т.е. поведение человека
в целом в определенной ситуации,
то темперамент, кроме динамики психической
деятельности, характеризует и динамику
ее отдельных психических
2.2. Темперамент
и деятельность. Темперамент и
индивидуальный стиль
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамику
деятельности, может влиять на ее продуктивность.
В разных видах деятельности роль
темперамента неодинакова. В учебной
деятельности и в массовых профессиях
(токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач,
учитель, инженер ) одни свойства темперамента,
необходимы для успешной деятельности
и слабо выражаются у данного
человека, могут быть компенсированы
у него за счет других свойств и
обусловленных ими приемов
В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента зависит
влияние различных факторов, определяющих
уровень нервно-психического напряжения
(например, оценка деятельности, ожидания
контроля деятельности, ускорение темпа
работы, влияние дисциплинарных воздействий.
Такое регулировании
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления
темперамента к требованиям деятельности
возможна также благодаря перевоспитанию
(тренировки) отдельных свойств
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.