Темперамент в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение структуры личности и темперамента как ее части, ознакомление с основными теориями темперамента, описание его основных типов и выявление связи темперамента с другими свойствами личности.
Задачи исследования. Исследование ставит следующие задачи:
• Дать характеристику понятиям «структура личности» и «темперамент»
• Дать характеристику темперамента как свойству личности
• Изложить основные теории темперамента
• Рассмотреть основные типы темперамента
• Обозначить связь темперамента с другими свойствами личности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………2
Глава I. Общие представления о темпераменте и структуре личности
1.1. Темперамент. Основные характеристики…………………………...……4
1.2. Исследования темперамента…………………………………………...….7
1.3. Типы темперамента и их психологическая характеристика………….….13
1.4. Понятие о личности и ее структуре………………………………….…..17
Глава II. Темперамент как часть структуры личности
2.1 Связь темперамента с другими свойствами личности…………………21
2.2. Темперамент и деятельность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности…………………………………………………………………..…24
2.3. Темперамент и характер…………………………………………………28
2.4. Темперамент как основа впечатлительности, тревожности, импульсивности и эмоциональности…………………………………………..29
2. Заключение………………………………………………………….…….31
3. Библиография…………………………………………………………..…32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.01 Кб (Скачать файл)

Темперамент Ананьев относит  к индивидным свойсвам, а точнее к психодинамическим свойствам  индивида. Темперамент – это биологический  полюс интеграции психологических  свойств. С точки зрения Ананьева, он является природной основой личности. Темперамент, как центральное образование  в структуре психодинамики, определяет формально-динамическую, процессуальную сторону психики человека и при  его характеристике он отвечает на вопрос «как». Таким образом, темперамент  характеризует человека со стороны  динамических особенностей его психической деятельности.

В своей концепции К. К. Платонов реализует идеи структурного подхода к пониманию личности человека. Он рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов  и связей между ними, при сохранении функции. В данной системе Платонов выделяет четыре подструктуры: направленность, опыт, индивидуальные особенности психических  процессов и биопсихические свойства.

Подструктура направленности и отношений личности, которые  проявляются в виде моральных  черт. Она является социально обусловленной  и формируется в процессе воспитания. Она включает различные формы проявления направленности: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. По К. К. Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

Подструктура опыта, которая  объединяет знания, навыки, умения и  привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных  свойств личности. Закрепление этих свойств в процессе обучения, делает их типичными, что позволяет их считать  свойствами личности. Ведущая форма  развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень  их анализа – психолого-педагогический.

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов  или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Платонов подчеркивает их биологическую и  генетическую обусловленность. В его  понимании особенно это касается памяти как психического процесса, поскольку психическая память развивалась  на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается  данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые  и возрастные свойства личности, типологические свойства личности, т.е. темперамент. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических  особенностей мозга, а социальные влияния  их только субординируют и компенсируют. Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

С точки зрения понятия  темперамента интересна трехфакторная  теория личности Г. Айзенка. Она включает такие факторы или конструкты, как психотизм, нейротизм и экстраверсию-интроверсию. Психотизм характеризует предрасположенность  человека к различного рода психическим  отклонениям. Нейротизм представляет собой склонность к тревожности. Показатель экстраверсии-интроверсии  отражает ориентировку субъекта на внешний  или внутренний мир соответственно. Айзенк описывает типичных экстравертов и интровертов следующим образом.

Типичный экстраверт —  личность общительная, имеющая широкий  круг знакомств, импульсивен, оптимистичен, но при этом слабо контролирует свои эмоции и чувства.

Типичный интроверт —  человек спокойный, застенчивый, интроспективный, отдален от всех, кроме близких  людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

Нейрофизиологическая обусловленность  выделенных Айзенком элементов структуры  личности дает основания предположить, что их можно отнести к характеристикам  темперамента человека, хотя в его  теории они обозначаются как биологические  свойства личности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Темперамент  как часть структуры личности

2.1     Связь темперамента  с другими свойствами личности

Как известно, темперамент, включенный в структуру личности, отражает динамическую характеристику ее психических процессов. Традиционно в структуру личности, помимо темперамента, включают характер, способности, направленность личности и мотивацию. Составляя единое целое, эти компоненты не могут быть не взаимосвязаны друг с другом.

Наряду с понятием «темперамент»  широко используют и понятие «характер». Под характером подразумевают устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обуславливает для нее типичные способы поведения. В психологии вопрос о соотношении темперамента и характера поднимался неоднократно. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев выделили четыре группы мнений, касающиеся этого вопроса: отождествление темперамента и характера, противопоставление темпераменту характера, признание темперамента элементом характера и признание темперамента основой характера. Первая точка зрения является довольно распространенной в зарубежной психологии, где понятие «темперамент» приравнивается к понятиям «характер» и «личность». Сторонником этой точки зрения является Кречмер, а в отечественной психологии близкие взгляды разделял А. Ф. Лазурский, который и темперамент, и характер относил к эндопсихике.

Сторонники второй точки  зрения отмечают, что темперамент  представляет собой врожденную первичную  реакцию личности, а характер –  это проявление вторичной, приобретенной  в опыте реакции. Между первичной  и вторичной реакциями возникает  антагонизм: вторичная тормозит первичную. Эту точку зрения разделял Н. Д. Левитов, который полагает, что характер может  вступать в конфликт с темпераментом. Д. В. Ермолович связывает темперамент с его свойствами обеспечивающими гармоничное развитие личности, а характер с акцентуацией его черт.

Третья точка зрения нашла  свое отражение в теории И. П. Павлова.

К сторонникам четвертой  точки зрения относят Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. М. Русалова и др. Они рассматривают темперамент  как врожденную основу характера, как  динамичную сторону характера и личности.

Одной из основных проблем  соотношения темперамента и характера  является проблема понимая их свойств, т.к. большинство свойств личности трудно отнести к той или иной структуре. В общем виде можно  сказать, что темперамент представляет собой совокупность генетически  обусловленных свойств, а в характере  сочетаются и врожденные, и приобретенные  свойства личности. Итак, темперамент  – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях  и чувственная основа характера. Преобразуюсь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера.

Способности, так же как  и темперамент, характеризуются  целостным единством взаимообусловленных  качественных особенностей отдельных  психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Среди этих особенностей существенное значение имеют и особенности, характеризующие динамику психической  деятельности. Отличительным признаком  темперамента от способностей является рассмотрение индивидуально-психических  особенностей при характеристике темперамента в отрыве от продуктивности деятельности. При характеристике способностей индивидуально-психические свойства всегда рассматриваются в отношении продуктивности.

Я. Стреляу исследовал взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента.

Исследование дало отрицательный  результат. Корреляционных связей между  уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.

Таким образом, хотя темперамент  и способности имеют общие  генетические предпосылки, темперамент характеризует лишь способ реализации способностей, но не определяет их.

Направленность личности характеризуется совокупностью  устойчивых, независимых от текущих  ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его  интересами, склонностями, убеждениями  и идеалами. Однако, если мотивы обуславливают  динамику психической деятельности в целом, т.е. поведение человека в целом в определенной ситуации, то темперамент, кроме динамики психической  деятельности, характеризует и динамику ее отдельных психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.     Темперамент  и деятельность. Темперамент и  индивидуальный стиль деятельности

Особенности темперамента следует  учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так  как они зависят от объективных  причин – от содержания деятельности.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной  деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного  человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и  обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы  инертного типа, внимание которых  очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда  надо ликвидировать простой станков  или обрыв нити, это положительное  свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются  от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также  положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость  внимания, так как эти работницы  быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе  свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как  летчик-испытатель, диспетчер большой  энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов  работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому  им нужны более частые перерывы для  отдыха, чем другим лицам. Зависит  от темперамента также и эмоциональная  сфера личности, а отсюда и эффективность  дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

От темперамента зависит  влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа  работы, влияние дисциплинарных воздействий. Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в  зависимости от типа нервной системы  и темперамента человека применяется  хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в  индивидуализации предъявляемых к  человеку требований, условий и способов работы ( индивидуальный подход).

Существуют и третий тип  приспособления темперамента к требованиям  деятельности. Он заключается в преодолении  отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

Темперамент и  индивидуальный стиль деятельности

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности –  формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания  и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью  осуществлены различными приемами и  способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного  человека и целесообразна для  достижения успешного результата.

При формировании индивидуального  стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и  творчески относиться к выполняемой  работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые  в наибольшей степени соответствуют  его темпераменту. Наиболее соответствующие  темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом  часто совершенно непроизвольных и  неподотчетных форм реагирования и  особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Информация о работе Темперамент в структуре личности