Темперамент в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение структуры личности и темперамента как ее части, ознакомление с основными теориями темперамента, описание его основных типов и выявление связи темперамента с другими свойствами личности.
Задачи исследования. Исследование ставит следующие задачи:
• Дать характеристику понятиям «структура личности» и «темперамент»
• Дать характеристику темперамента как свойству личности
• Изложить основные теории темперамента
• Рассмотреть основные типы темперамента
• Обозначить связь темперамента с другими свойствами личности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………2
Глава I. Общие представления о темпераменте и структуре личности
1.1. Темперамент. Основные характеристики…………………………...……4
1.2. Исследования темперамента…………………………………………...….7
1.3. Типы темперамента и их психологическая характеристика………….….13
1.4. Понятие о личности и ее структуре………………………………….…..17
Глава II. Темперамент как часть структуры личности
2.1 Связь темперамента с другими свойствами личности…………………21
2.2. Темперамент и деятельность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности…………………………………………………………………..…24
2.3. Темперамент и характер…………………………………………………28
2.4. Темперамент как основа впечатлительности, тревожности, импульсивности и эмоциональности…………………………………………..29
2. Заключение………………………………………………………….…….31
3. Библиография…………………………………………………………..…32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.01 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный стиль  не проявляется у человека сам  собой, стихийно. Он формируется в  процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального  стиля деятельности наблюдаются  уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального  стиля определяет комплекс имеющихся  у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые  относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте  и носящие компенсаторный характер  по отношению к недостаткам  индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному  использованию имеющихся у человека  задатков и способностей, в том  числе полезных свойств нервной  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Темперамент и характер.

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных  для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может  определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны  имеет существенное значение для  понимания сложного образа поведения  человека, характера человека. То, насколько  человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит  о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом  складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним  в характере человека. а органически  входит в его структуру. Жизненные  впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости  и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение  в соответствии с общественными  нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется  под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным  процессом.

 

 

2.4. Темперамент как основа впечатлительности, тревожности, импульсивности и эмоциональности

От темперамента зависят  такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и  тревожность. Впечатлительность —  это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме  того, дольше помнит соответствующие  воздействия и дольше сохраняет  реакцию на них. Да и сила соответствующей  реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это  скорость и глубина эмоциональной  реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек  придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем  у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется  в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как  человек успевает обдумать сложившуюся  ситуацию и принять разумное решение  по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных  и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные  с беспокойством эмоциональные  переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств  и создает индивидуальный тип  темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время  от времени отступать от чисто  динамических описаний и включать в  них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Темперамент относится, прежде всего, к биологически обусловленным  подструктурам личности.

Знание типа темперамента и умение определить  тип у  конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения  с ним и в коллективе. Темперамент - совокупность душевных и психических  свойств человеческой личности, характеризующей  степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Психические особенности  человеческой личности характеризуются  различными свойствами, проявляющиеся  при общественной деятельности человека. Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной  деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Свойства темперамента нужно учитывать при формировании индивидуального стиля деятельности.

 

 

 

Библиография

1. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

2. Психология индивидуальных  различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера,  В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

3. Краткий словарь системы  психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984 г.

4. М.Г.Ярошевский “История  психологии”. М., 1976г.

5. Психология личности  в социалистическом обществе. М., 1989г.

6. Р.С.Немов “Психология” 2 тома М., 1994г.

7.К.Г.Юнг “Аналитическая  психология. Прошлое и настоящее”. М., 1995г.

8. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1999. –

9. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 2001.

10. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966.

11. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

12. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,  "Наука", 1984.

13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.

 


Информация о работе Темперамент в структуре личности