Теоретические аспекты формирования социально-психологических взаимоотношений в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в изучении теоретических аспектов формирования социально – психологических взаимоотношений в коллективе, сопоставлении полученных знаний с действительностью, выработке рекомендаций, разработки мероприятий по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия.

Файлы: 1 файл

12.doc

— 643.00 Кб (Скачать файл)

Реализация  данной задачи возможна при условии, если менеджмент рассматривает предприятие  с позиции социально-технической  системы и развивает социально - психологическую составляющую.

В данной работе в целях совершенствования СПК  коллектива предложено сосредоточить  усилия на разработке и использовании  следующих направлений.

1. Разработка  политики управления персоналом  МП «Тепловые сети» ориентированной не на техническую, а на социальную составляющую:

- готовность  действовать в интересах предприятия;

- признание  корпоративных норм и требований;

- вознаграждение  за заслуги;

- развитие коммуникаций;

- знание персоналом  целей, задач, общей стратегии предприятия;

- равенство  всех перед нормами;

- поддержание  и вознаграждение самостоятельности,  инициативы.

2. Создание системы  управления карьерой руководителями (работниками АУП) предприятия,  которая позволит:

- иметь "портрет"  перспективных руководителей;

- стимулировать  руководителей по средствам возможности  карьерного роста;

- иметь резерв  работников АУП;

- формировать  команду руководителей на основе  корпоративной культуры;

- сократить  время "вхождения руководителя  в должность";

- реализовывать корпоративную политику выдвижения собственных кадров;

- система оценки  и отбора "страхует" от некомпетентных  работников;

- при назначении  используется комплексный подход  в оценке: профессионализм, позиция  в коллективе, собственная оценка, что позволяет получить компетентного и "социального" руководителя, оптимиста, который верит в свои силы и человеческий ресурс команды;

- предлагаемые  способы оценки результатов деятельности  системы управления карьерой  позволяет оценить ее эффективность  и скорректировать работу.

3. Одна из  основных проблем менеджмента  - отсутствие социальной информации  о неформальных структурах коллективов  предприятия. Предложенная методика  позволяет:

- иметь программу  исследования СПДК;

- показатели, подлежащие  анализу;

- определить  цели и ценности персонала, их коррекцию внутри группы и целями предприятия;

- определить  лидеров неформальных групп их  позиции, отношения с формальными  руководителями;

- позиции членов  коллектива в группе, их статус  и ролевые функции.

Полученные  результаты позволяют определить ведущее звено в коллективе, его позиции, способы взаимодействия и влияния. Взаимодействие формальных и неформальных структур обеспечит эффективное развитие коллектива в целом и решения им производственных задач.

4. Без реорганизации  и изменений функционала отдела кадров менеджмент сталкивается с проблемами:

- обеспечения  методической базы;

- отсутствия  профессионального консультирования  по вопросам управления персоналом;

- отсутствия  базы данных и информации, обеспечивающих  принятие решений по предприятию как социально-технической системы.

Данные рекомендации объективны, реальны не требуют значительных экономических затрат, так как  их внедрение зависит от реорганизации  отдела кадров и разработок директора  по социальным вопросам данной программы действий, ожидаемый эффект социального характера - формирование социально ориентированной корпоративной культуры, позволяющей в дальнейшем обеспечивать производственные цели:

- качество работ;

- своевременность;

- надежность;

- инициативность  и рационализаторство.

 

Библиографический список

  1. Балковская Т.З., Голикова И.В. Социально – психологические и организационные основы управления персоналом. Ч.1. Социология труда: Учеб. пособие. Хабаровск. ХГАЭП, 1997. 
  2. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.
  3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.: Дело, 1991. –205 с.
  4. Ваше преуспевание в ваших руках. -М.: Республика, 1992. –177 с.
  5. Грачев М. Капиталистическое управление, уроки 80. -М.: Экономика, 1991. –366 с.
  6. Грачев М. Суперкадры. -М.: Дело, 1993. –231 с.
  7. Друкер П. Менеджерская организация // Директор. –1996 -№ 8,9. –С. 3-15.
  8. Кричевский Р. Если вы руководитель. -М.: Дело, 1991. –174 с.
  9. Козлова А. Организация управления промышленным предприятием. -М.: Экономика, 1981. –372 с.
  10. Курс для высшего управленческого персонала, Под ред. Терещенко. -М.: Экономика 1971. –288 с.
  11. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. -М.: Экономика, 1989. –226 с.
  12. Кузьмин Е., Волков Н. Руководитель и коллектив. -М.: Экономика, 1989. –395 с.
  13. Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 1990. – 216 с.
  14. Неймер Ю.Л. Социально – психологический климат коллектива предприятия // СОЦИС. 1990.- № 11.
  15. Парыгин Б.Д, Основы социально – психологической теории. –М.: Наука, 1971. – 186 с.
  16. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М.: Экономика, 1986. –216 с.
  17. Подполек Я. Практические вопросы психологии управления. -М.: В/Ш, 1987. –377 с.
  18. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997.
  19. Свеницкий А. Социальная психология управления. -Л.: 1986. –315 с.
  20. Социальная психология: Хрестоматия \ Под ред. Е.П. Белинской. М.: Аспект Пресс, 1999. – 475 с.
  21. Социально – психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979 г. – 176 с.
  22. Степкин Ю.Авторитет руководителя. -Л. 1982. –330 с.
  23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособие. 2 – е изд.- Ростов – на – Дону: Феникс. 1997 г.
  24. Страков С. Шведская модель управления // Управление персоналом. –1997. -№6. –С. 16-22.
  25. Старобинский Э. Как управлять персоналом. -М.: Бизнес школа, 1998. –С. 4-11.
  26. Таранов П. Золотая книга руководителя. -М.: "SН", 1996. –126 с.
  27. Терещенко К. Социально-психологические аспекты руководства. -К., 1973.
  28. Толмачев Н.Г. Хурс М.Н. Социально – психологический климат трудового коллектива: условия формирования и возможности регулирования.- Минск: Изд- во Белорусского филиала НИИ труда СССР, 1990. – 218 с.
  29. Управление - наука и искусство. -М.: Республика, 1991. –281 с.
  30. Хоскинг А.  Курс предпринимательства. -М.: Отношения, 1993. –218 с.
  31. Хекхаузен Х.  Мотивация и деятельность. -М.: ВШ, 1986. –388 с.
  32. Шанхалов Ф. Американский менеджмент. -М.: Наука, 1993. –319 с.
  33. Шекшня С. Управление персоналом современной организации. -М.: "ИС", 1996. –274 с.
  34. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248 с.
  35. Шмунк И.Я., Топильский А.И. Задачи социального развития трудового коллектива в условиях перехода к рынку. – М.: Высшая школа, 1991. – 216 с.
  36. Эртов В. Управление персоналом предприятия в современных условиях // РЭЖ. –1997. -№6. -С. 18-25.
  37. Юшкевич С. Современные методы управления персоналом // Директор. –1995. -№6. –С. 7-14.
  38. Яхнович С. Культура и управление персоналом // Кадры. –1993. -№9. –С. 22- 27.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования социально-психологических взаимоотношений в коллективе