Реализация
данной задачи возможна при условии,
если менеджмент рассматривает предприятие
с позиции социально-технической
системы и развивает социально - психологическую
составляющую.
В данной работе
в целях совершенствования СПК
коллектива предложено сосредоточить
усилия на разработке и использовании
следующих направлений.
1. Разработка
политики управления персоналом
МП «Тепловые сети» ориентированной не на техническую,
а на социальную составляющую:
- готовность
действовать в интересах предприятия;
- признание
корпоративных норм и требований;
- вознаграждение
за заслуги;
- развитие коммуникаций;
- знание персоналом
целей, задач, общей стратегии предприятия;
- равенство
всех перед нормами;
- поддержание
и вознаграждение самостоятельности,
инициативы.
2. Создание системы
управления карьерой руководителями
(работниками АУП) предприятия,
которая позволит:
- иметь "портрет"
перспективных руководителей;
- стимулировать
руководителей по средствам возможности
карьерного роста;
- иметь резерв
работников АУП;
- формировать
команду руководителей на основе
корпоративной культуры;
- сократить
время "вхождения руководителя
в должность";
- реализовывать корпоративную политику выдвижения
собственных кадров;
- система оценки
и отбора "страхует" от некомпетентных
работников;
- при назначении
используется комплексный подход
в оценке: профессионализм, позиция
в коллективе, собственная оценка,
что позволяет получить компетентного и "социального"
руководителя, оптимиста, который верит
в свои силы и человеческий ресурс команды;
- предлагаемые
способы оценки результатов деятельности
системы управления карьерой
позволяет оценить ее эффективность
и скорректировать работу.
3. Одна из
основных проблем менеджмента
- отсутствие социальной информации
о неформальных структурах коллективов
предприятия. Предложенная методика
позволяет:
- иметь программу
исследования СПДК;
- показатели, подлежащие
анализу;
- определить
цели и ценности персонала, их коррекцию
внутри группы и целями предприятия;
- определить
лидеров неформальных групп их
позиции, отношения с формальными
руководителями;
- позиции членов
коллектива в группе, их статус
и ролевые функции.
Полученные
результаты позволяют определить ведущее
звено в коллективе, его позиции, способы
взаимодействия и влияния. Взаимодействие
формальных и неформальных структур обеспечит
эффективное развитие коллектива в целом
и решения им производственных задач.
4. Без реорганизации
и изменений функционала отдела
кадров менеджмент сталкивается с проблемами:
- обеспечения
методической базы;
- отсутствия
профессионального консультирования
по вопросам управления персоналом;
- отсутствия
базы данных и информации, обеспечивающих
принятие решений по предприятию как социально-технической
системы.
Данные рекомендации
объективны, реальны не требуют значительных
экономических затрат, так как
их внедрение зависит от реорганизации
отдела кадров и разработок директора
по социальным вопросам данной программы действий, ожидаемый эффект
социального характера - формирование
социально ориентированной корпоративной
культуры, позволяющей в дальнейшем обеспечивать
производственные цели:
- качество работ;
- своевременность;
- надежность;
- инициативность
и рационализаторство.
Библиографический
список
- Балковская Т.З., Голикова И.В. Социально – психологические и организационные основы управления персоналом. Ч.1. Социология труда: Учеб. пособие. Хабаровск. ХГАЭП, 1997.
- Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.: Дело, 1991. –205 с.
- Ваше преуспевание в ваших руках. -М.: Республика, 1992. –177 с.
- Грачев М. Капиталистическое управление, уроки 80. -М.: Экономика, 1991. –366 с.
- Грачев М. Суперкадры. -М.: Дело, 1993. –231 с.
- Друкер П. Менеджерская организация // Директор. –1996 -№ 8,9. –С. 3-15.
- Кричевский Р. Если вы руководитель. -М.: Дело, 1991. –174 с.
- Козлова А. Организация управления промышленным предприятием. -М.: Экономика, 1981. –372 с.
- Курс для высшего управленческого персонала, Под ред. Терещенко. -М.: Экономика 1971. –288 с.
- Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. -М.: Экономика, 1989. –226 с.
- Кузьмин Е., Волков Н. Руководитель и коллектив. -М.: Экономика, 1989. –395 с.
- Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 1990. – 216 с.
- Неймер Ю.Л. Социально – психологический климат коллектива предприятия // СОЦИС. 1990.- № 11.
- Парыгин Б.Д, Основы социально – психологической теории. –М.: Наука, 1971. – 186 с.
- Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М.: Экономика, 1986. –216 с.
- Подполек Я. Практические вопросы психологии управления. -М.: В/Ш, 1987. –377 с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997.
- Свеницкий А. Социальная психология управления. -Л.: 1986. –315 с.
- Социальная психология: Хрестоматия \ Под ред. Е.П. Белинской. М.: Аспект Пресс, 1999. – 475 с.
- Социально – психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979 г. – 176 с.
- Степкин Ю.Авторитет руководителя. -Л. 1982. –330 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособие. 2 – е изд.- Ростов – на – Дону: Феникс. 1997 г.
- Страков С. Шведская модель управления // Управление персоналом. –1997. -№6. –С. 16-22.
- Старобинский Э. Как управлять персоналом. -М.: Бизнес школа, 1998. –С. 4-11.
- Таранов П. Золотая книга руководителя. -М.: "SН", 1996. –126 с.
- Терещенко К. Социально-психологические аспекты руководства. -К., 1973.
- Толмачев Н.Г. Хурс М.Н. Социально – психологический климат трудового коллектива: условия формирования и возможности регулирования.- Минск: Изд- во Белорусского филиала НИИ труда СССР, 1990. – 218 с.
- Управление - наука и искусство. -М.: Республика, 1991. –281 с.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства. -М.: Отношения, 1993. –218 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. -М.: ВШ, 1986. –388 с.
- Шанхалов Ф. Американский менеджмент. -М.: Наука, 1993. –319 с.
- Шекшня С. Управление персоналом современной организации. -М.: "ИС", 1996. –274 с.
- Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248 с.
- Шмунк И.Я., Топильский А.И. Задачи социального развития трудового коллектива в условиях перехода к рынку. – М.: Высшая школа, 1991. – 216 с.
- Эртов В. Управление персоналом предприятия в современных условиях // РЭЖ. –1997. -№6. -С. 18-25.
- Юшкевич С. Современные методы управления персоналом // Директор. –1995. -№6. –С. 7-14.
- Яхнович С. Культура и управление персоналом // Кадры. –1993. -№9. –С. 22- 27.