Теоретические аспекты компьютерной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Развитие у ребенка раннего интереса к компьютерной техники в раннем возрасте накладывают определенный отпечаток на его личность в последующих годах жизни. Мощный поток новой информации, компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей в дальнейшем подростков и молодых людей. Компьютеры уже давно стали частью повседневной жизни людей, для кого-то они незаменимые помощники, средство для общения и поиска информации, а для кого-то развлечение, способ уйти от реальности своей жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1. Теоритические аспекты компьютерной зависимости…………………..4
1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………….4
1.2. Причины появления компьютерной зависимости………………………....9
1.3. Формирование компьютерной зависимости у детей……………………..11
2.Практическая часть………………………………………………………...14
2.1 Организация исследования………………………………………..………..14
2.2 Методы исследования………………………………………………………14
2.3 Результаты исследования…………………………………………………...15
2.4 Методы профилактики компьютерной зависимости……………………..17
Заключение……………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

комп. зависимость детей.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

1. Теоритические аспекты компьютерной зависимости…………………..4

1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………….4

1.2. Причины появления  компьютерной зависимости………………………....9

1.3. Формирование компьютерной зависимости у детей……………………..11

2.Практическая  часть………………………………………………………...14

2.1 Организация исследования………………………………………..………..14

2.2 Методы исследования………………………………………………………14

2.3 Результаты исследования…………………………………………………...15

2.4 Методы профилактики компьютерной зависимости……………………..17

Заключение……………………………………………………………………..21

Список литературы…………………………………………………………...23

Приложения……………………………………………………………………25

 

 

Введение

Развитие у ребенка раннего интереса к компьютерной техники в раннем  возрасте накладывают определенный отпечаток на его личность в последующих годах жизни. Мощный поток новой информации, компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей в дальнейшем подростков и молодых людей. Компьютеры уже давно стали частью повседневной жизни людей, для кого-то они незаменимые помощники, средство для общения и поиска информации, а для кого-то развлечение, способ уйти от реальности своей жизни.

Актуальность данной темы обусловлена интересом детей к компьютерной деятельности, а так же увеличивающейся вероятностью, что у ребёнка сформируется в будущем компьютерная зависимость.

 С развитием компьютерных технологий, также появляется новая форма зависимости - компьютерная зависимость, которая поражает как взрослых людей с устоявшейся психикой, так и у детей, находящихся на начальных стадиях своего формирования. С недавних пор дети предпочитают большую часть своего времени проводить  за компьютером, играя в компьютерные игры и общаясь в социальных сетях, что пагубно влияет на их не сформировавшиеся психическое и физическое здоровье.

Объектом исследования данной работы является компьютерная зависимость среди детей.

Предметом данной работы является комплекс мер по предотвращению компьютерной зависимости.

Целью курсовой работы является изучение профилактических мер и методов борьбы с компьютерной зависимостью.

 

Задачи курсовой работы:

  1. Выяснить, как понятие компьютерной зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
  2. Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимости и ее причины.
  3. Рассмотреть формирование компьютерной зависимости у детей.
  4. Провести исследование среди детей на предмет компьютерной зависимости и проанализировать его.
  5. Проанализировать программы профилактики компьютерной зависимости.
  6. Выяснить превентивные меры и методы борьбы с компьютерной зависимостью.

Методом исследования интернет зависимости будет являться закрытое анкетирование составленное психологом  В.В. Сатари.[21]

 Изучением данной проблемы занимались Кимберли Янг «Диагноз-интернет зависимость», И. Голдберг «WWW ведет к депрессии», Ю.Д. Бабаева «Интернет: воздействие на личность». Изучения работ этих авторов показывают, что на возникновение компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности ребенка. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивое поведение человека.

 

1 Теоритические аспекты компьютерной зависимости

1.1  Понятие и виды компьютерной зависимости

   В начале 80-х годов американские ученые впервые подняли тему о компьютерной зависимости. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

  В 90-х годах появился новый термин  – «кибернетическая лудомания» который был официально введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые попали в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни и зачастую даже на физическом и моральном здоровье.[1]

   Эта болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно детей и подростков. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, распространяется по миру со скоростью эпидемии. Можно найти в прессе сообщения о том, что тут и там компьютерная зависимость ребенка привела к трагическим последствиям.

   Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.[5]

  С недавних пор наиболее часто встречается  у детей, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов человека, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России.

   У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет и т. п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей. Как и другие виды зависимости, данная зависимость может повышать вероятность правонарушений. Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий. [1]

Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:

1) Кибераддикция - зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

  • Ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности.
  • Не ролевые компьютерные игры, для которых характерно  стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков.

Неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.[2]

  Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

2) Сетеголизм - зависимость от Интернета. Проявляются долговременным пребыванием человека в  интернете. Характеризуется продолжительным пребыванием за  ПК (иногда по 12-14 часов в сутки)[3].

Некоторые признаки «сетеголика»:

  1. Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.
  2. Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.
  3. Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.
  4. Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале.
  5. Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов – семьи, друзей.
  6. Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.
  7. Низкая работоспособность.[4]

 

 

 

Общие чертами компьютерной зависимости  является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

Существуют признаки, которые помогут родителям диагностировать компьютерную зависимость ребенка:

  1. потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,
  2. утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
  3. оправдание собственного поведения и пристрастия,
  4. важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,
  5. ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.[12]

Физические симптомы:

  1. нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
  2. опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
  3. пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой)
  4. общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.(11)

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что компьютерная зависимость поражает не только психические стороны человека, но и его физическое здоровье.

1.2 Причины возникновения компьютерной зависимости

Важный фактор в формировании компьютерной зависимости является  характер - повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка. Люди, страдающие компьютерной зависимостью, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо приспосабливаются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир и постепенному формированию зависимости.

    Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками ребенок старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет.

Страдающие зависимостью довольно часто чувствуют себя одинокими, нехватка внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, порождает постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. Такой человек прежде всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций. Характерно, что начало проявления компьютерной зависимости происходит в ранние школьные годы, а ее разгар на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений и стрессоустойчивость.

    Зарождение компьютерной зависимости довольно часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье. Наиболее сильно человек подвержен игровой зависимости, из-за того, что события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности.[7]

 Собственно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения задач вне виртуальной реальности.

Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.[8]

Интернет удовлетворяет большинство сознательных и подсознательных потребности пользователя. В нем присутствует все, чем может быть увлечен человек. И это основная причина, поясняющая слабость к Интернету. [3]

 

1.3. Формирование компьютерной зависимости детей

   Все игры различны по задействованным в ее процессе психическим функциям, а также  по силе и глубине своего влияния на личность человека, по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении первое место по воздействию на несовершеннолетних занимают компьютерные игры. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической игровой зависимости несовершеннолетних.

Информация о работе Теоретические аспекты компьютерной зависимости