Теоретические аспекты компьютерной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Развитие у ребенка раннего интереса к компьютерной техники в раннем возрасте накладывают определенный отпечаток на его личность в последующих годах жизни. Мощный поток новой информации, компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей в дальнейшем подростков и молодых людей. Компьютеры уже давно стали частью повседневной жизни людей, для кого-то они незаменимые помощники, средство для общения и поиска информации, а для кого-то развлечение, способ уйти от реальности своей жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1. Теоритические аспекты компьютерной зависимости…………………..4
1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………….4
1.2. Причины появления компьютерной зависимости………………………....9
1.3. Формирование компьютерной зависимости у детей……………………..11
2.Практическая часть………………………………………………………...14
2.1 Организация исследования………………………………………..………..14
2.2 Методы исследования………………………………………………………14
2.3 Результаты исследования…………………………………………………...15
2.4 Методы профилактики компьютерной зависимости……………………..17
Заключение……………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

комп. зависимость детей.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

- Используйте компьютер как  элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

- Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так  как некоторые из них могут  стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

- Обсуждайте игры вместе с  ребенком. Отдавайте предпочтение  развивающим играм. Крайне важно  научить ребенка критически относиться  к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть  доступных развлечений, что жизнь  гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

- Часто бывает так, что за  кажущейся компьютерной зависимостью  могут скрываться совсем другие  проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!

Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала.

Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитание, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.

 

 

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы по данной теме:

Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Выделяют два вида компьютерной зависимости: кибераддикция и сетеголизм.

К основным причинам  компьютерной зависимости среди детей можно отнести  одиночество, социальную дезоадаптацию,  депрессия  и психические отклонения.  Компьютерная зависимость несет в себе разрушающий вред  для личности ребенка.

Интернет является привлекательным для личности:

• как средство ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций;

• как средство приобретения чувства безопасности и осознание своей анонимности при осуществлении интеракций;

• это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью;

• это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм;

В ходе проведения социального опроса среди учеников 3-4 классов, стало известно, что 29% из опрошенных характерно чрезвычайное увлечение компьютером , 46% находятся на грани риска, 13% увлечённые игрой на компьютере и только среди 12% наблюдается полное отсутствие компьютерной  зависимости.

В ходе изучения программы профилактики, стало ясно, что ее суть состоит из нескольких подпунктов:

 

  1. - Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером.
  2. - Показывать личный положительный пример.
  3. - Постараться воспользоваться позитивными возможностями пк.
  4. - Ограничить время работы с компьютером.
  5. - Предложить другие возможности времяпрепровождения.
  6. - Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  7. - Обращать внимание на игры, в которые играют дети.
  8. - Обсуждать игры вместе с ребенком.

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

- Часто бывает так, что  за кажущейся компьютерной зависимостью  могут скрываться совсем другие  проблемы.

К методам предотвращения компьютерной зависимости можно отнести семейную терапию, так как поддержка и внимание со стороны близких людей всегда является движущей силой к избавлению от любой зависимости.

Компьютерная зависимость является не хобби и смешным поводом для переживаний, как принято считать. Компьютерная зависимость-это серьезная проблема, которая причиняет ущерб здоровью современного общества, проблема, с которой нужно и можно бороться.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / М.: Можайск-Терра, 2000,с.431
  2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //М.: Вестник МГУ.,2002г. с.80
  3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете //М.: Можайск-Терра, 2000г.с. 431
  4. Балонов И.М. Компьютер и подросток// М.:Эксмо, 2007 г. стр.58
  5. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // М.:Психологический журн. 1998г.с.89
  6. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. С.251-253
  7. Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости) // М.:Авант,2006,с.70
  8. Егоров А.Ю. поведенческие аддикции //М.:Аддиктология.2005г.с. 185
  9. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // М.:Труды по социологии образования, 2000г.с.100
  10.  Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. //М.:Обозр. психиат. и мед. психол., 2011/1
  11. Краснова С. В., Казарян Н. Р., Тундалева В. С., Быковская Е. В., Чапова О.Е., Носатова М.О. Как справиться с компьютерной зависимостью//М.:Бис-прант,2005г.с.45
  12. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // М.:АСТ, 2007г.с.170
  13. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие// СПб., 2006г. с.35
  14. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал,2002г. С.113
  15. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология// М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008г.
  16. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // М.:Гуманитарные исследования в Интернете, 2007г.,с.77-99
  17. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость //СПБ: Мир Интернет,2008г. с.24-29
  18. Информационный портал для психологов www.netaddiction.com/
  19. Информационный портал,режим доступа: http://www.fid.ru
  20. Интернет-портал, режим доступа: http://www.psy. msu.ru
  21. Тест опросник  http://www.menobr.ru/materials/370/5162/

 

 


Информация о работе Теоретические аспекты компьютерной зависимости