Теоретические аспекты компьютерной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Развитие у ребенка раннего интереса к компьютерной техники в раннем возрасте накладывают определенный отпечаток на его личность в последующих годах жизни. Мощный поток новой информации, компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей в дальнейшем подростков и молодых людей. Компьютеры уже давно стали частью повседневной жизни людей, для кого-то они незаменимые помощники, средство для общения и поиска информации, а для кого-то развлечение, способ уйти от реальности своей жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1. Теоритические аспекты компьютерной зависимости…………………..4
1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………….4
1.2. Причины появления компьютерной зависимости………………………....9
1.3. Формирование компьютерной зависимости у детей……………………..11
2.Практическая часть………………………………………………………...14
2.1 Организация исследования………………………………………..………..14
2.2 Методы исследования………………………………………………………14
2.3 Результаты исследования…………………………………………………...15
2.4 Методы профилактики компьютерной зависимости……………………..17
Заключение……………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

комп. зависимость детей.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

  Встречается два главных психологических механизма образования зависимости от игр:

1) потребность в уходе от реальности

2) в принятии роли другого

Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма созданы на процессе компенсации отрицательных жизненных переживаний, а, значит, есть основания предполагать, что они не будут действовать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью. Однако таких детей очень мало, поэтому большинство несовершеннолетних можно считать потенциально предрасположенными к формированию игровой психологической зависимости.

Наименьшую опасность попадания в зависимость имеют дети, обладающие следующими общими качествами:

1) самореферентность;

2) коммуникативная и социальная  компетентность;

3) способность конструктивно  вести себя в конфликтных ситуациях;

4) адекватная самооценка;

5) способность контролировать  аффект;

6) способность к отсроченной  разрядке напряжения.[5]

  Согласно высказыванию психолога Д.В. Иванова: «Компьютерные симуляции – это киберпротез общества». Чем дальше, тем больше развивается игровая индустрия, чем дальше, тем больше детей и взрослых, подверженных игровой зависимости. Компьютерные разработки направлены на улучшение передачи мультимедийных эффектов, что непосредственно связано с игровыми процессами.

Люди так вживаются в реалистичную игру, что им “там” становится гораздо увлекательнее, чем в настоящей жизни. Там определены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.[12]

Причины, по которым люди «уходят» в киберпространство:

  1. Идентификация. Дети пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: «Кто Я? Зачем я живу?» Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.
  2. Принадлежность. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе.  Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

 

  1. Сепарация от родителей и семьи. Поиски ребенка своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Он хочет быть независимым и делать то, что хочет. Но в то же время нет желания полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность – быть самостоятельным и зависимым одновременно. [20].

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем:

  • конфликтное поведение;
  • хронические депрессии;
  • предпочтение виртуального пространства реальной жизни;
  • трудности адаптации в обществе;(15)

В случае зависимость от кибер-общения, большое значение имеют факторы позволяющие варьировать степень анонимности общения. Это может приводить к зависимости от Интернета, когда подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. [6]

Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что основные проблемы "жителя Интернета" концентрируются в области само принятия.[14]

Таким образом, Интернет является привлекательным для детей:

  • как средство ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций;
  • как средство приобретения чувства безопасности и осознание своей анонимности при осуществлении интеракций;
  • это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью;
  • это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм [13]

Как правило, те дети, которые становятся Интернет-зависимыми, в будущем меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными. [18]

Бытует мнение, что интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она является симптомом иных серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что в раннем возрасте личность наиболее подвержена разного рода отклонениям в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятна у детей, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка в дальнейшем.

 

 

 

 

 

2 Практическая часть

Анализ влияния компьютерной зависимости на детей

2.1 Организация исследования

     Наше исследование объектом, которого являются ученики младших классов предметом является компьютерная зависимость проводилось 15 апреля 2013 г в  школе №343 на родительском собрании в кабинете 20. 
     В исследовании принимали участие 24 ученика. Возраст испытуемых детей от 8 до 11 лет. Этот возраст характеризуется этапом формирования самопознания и становления мировоззрения.

2.2 Методика исследования 

        Данное исследование посвящено изучению компьютерной зависимости у учеников начальной школы. Для исследования компьютерной зависимости использован тест для определения интернет-зависимости, разработанный В.В. Сатари [Приложение 1]. Способ предлагает одиннадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «нет» - 0 балл, за ответ «да» - 2 балла.

Таким образом, метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:

1 балл — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

2 балла — стадия увлеченности;

До 3 баллов — риск развития компьютерной зависимости.

более 3 баллов — наличие компьютерной зависимости.

       На стадии увлеченности  дети могут остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.

        Во время стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

Если более 3 баллов, то уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.

 

2.3. результатов исследования

      Мы провели исследование на тему интернет зависимость среди детей . в исследовании принимали участие   24 ученика школы от 8 до 11 лет из них 16 мужского пола и 8 женского .

     По данным исследования компьютерной зависимости, получились следующие результаты [Приложение 2]:

  1. 13 % на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру.
  2. 46 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.
  3. 12 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время.
  4. 29 % находятся на стадии зависимости. На этой стадии рекомендуется обратиться к врачу.

    По данным опросов мы так же можем увидеть, что [Приложение 3]:

Из 16 мальчиков – 1 на стадии увлеченности, 2 не имеет зависимости от компьютера , 5 на стадии зависимости и 8 на стадии риска.

Среди девочек  из 8 девочек – 2 на стадии увлеченности, 1 не имеет зависимости от компьютера, 1 на стадии зависимости и 4 на стадии риска.  
         Вывод: анализируя полученные данные можно смело сказать что часть детей в возрасте от 8 до более подвержены зависимости от компьютера, это связанно с тем что в таком возрасте человек более подвержен зависимости от компьютера. так же по статистике зависимостью среди детей больше страдают мальчики чем девочки .

 

2.4. Методы профилактики компьютерной зависимости

Полученные в результате исследования, данные позволяли нам выработать методические рекомендации родителям профилактики компьютерной зависимости детей и подростков. Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.[11]

 

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и    компьютера. Родителям необходимо:

- Постараться все-таки регламентировать  время, проводимое ребенком за  компьютером.

- Показывайте личный положительный  пример. Важно, чтобы слова не  расходились с делом. И если  отец разрешает сыну играть  не более часа в день, то  сам не должен играть по три-четыре.

- Постараться воспользоваться  позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать  программированием, веб-дизайном (делать  сайты в Интернете), займется компьютерной  графикой, анимацией - будет делать  мультики... Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

- Ограничьте время работы с  компьютером, объяснив, что компьютер  не право, а привилегия, поэтому  общение с ним подлежит контролю  со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

- Предложите другие возможности  времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

Информация о работе Теоретические аспекты компьютерной зависимости