Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа
Цель исследования: соотнесение представления взрослых, родителей, педагогов о ребенке с представлением ребенка о самом себе.
Объект исследования - «Я-образы» в сознании детей подросткового и младшего школьного возраста, «Ты-образы детей» родителей и педагога.
Предмет исследования - особенности структур и содержания образа ребенка в сознании самого ребенка, его родителей и педагога.
Гипотеза: возможно, соотнесение представлений взрослых: родителей и педагогов о ребенке не совпадают с представлением ребенка о самом себе.
С ростом
уровня развития общества образ человека
значительно усложняется, начинает
доминировать его целостный характер,
воплощаемый в искусстве, литературе,
философии, религии. Влияние такого
образца на различных членов общества
и социальные группы оказывается
далеко не одинаковым. Для многих он
становится настолько недосягаемым,
что к нему можно только стремиться.
Но и сама эта устремленность в
большинстве случаев
В самом обществе усиливается дифференциация, разные люди оказываются по-разному дистанцированы от господствующего в данный момент образа человека. В определенных условиях может сформироваться и такой образ, хотя и привлекательный для большинства людей, но подражание которому порождает деструктивные формы поведения, представляющие реальную угрозу для существования общества. Особенно часто такие явления происходят в кризисных точках развития общества, а также в периоды застоя и деградации. Такие процессы И. А. Ильин называл «эстетизация зла». Особенно отчетливо такие образы наблюдаются в различных тоталитарных режимах и сектах.
Мощное влияние на развитие общества образ человека, но мнению Р. А. Зобова, В. Л. Обухова, Л. И. Сугаковой, оказывает только в том случае, если он содержит общечеловеческие ценности, которые оказываются привлекательны для каждого отдельного человека. Но наряду с общечеловеческими ценностями такой образ должен включать и региональные черты в виде этнических характеристик, национальных особенностей.
Под образом ребенка понимается целостная совокупность житейских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним.
Так как ребенок - это прежде всего человек (находящийся в стадии интенсивного развития), в сознании каждого человека: ребенка или взрослого (включая родителей, педагогов и любых других взрослых, в сознании которых актуализируется образ ребенка) можно выделить ряд основных видов понятия «образ ребенка», соответствующих основным видам понятия «образ человека»:
Все эти виды образов можно подразделить на два основных типа:
Оба эти типа образов могут строиться по различным схемам:
Все эти образы могут отражать как целостную идею ребенка, так и его наиболее существенную в конкретной ситуации роль, иначе говоря, образ любого (реального или абстрактного) ребенка может представать в двух формах: и как образ-идея, и как образ-роль.
Систему
образов ребенка можно
Рис. 1. Система образов ребенка
Обобщенный образ гипотетического, собирательного, «абстрактного» ребенка, некая имплицитная модель, в которой собираются, проецируются основные представления о детях. Его можно назвать образ-эталон. Таких моделей может быть практически неограниченно много как в сознании разных людей, так и в сознании одного человека. Более того, в виде такого обобщенного образа-эталона может выступать и одна из разновидностей Я-образа ребенка, выступающая в роли ситуативного образа субъективной идеи собственного Я. Такие образы можно назвать эталонный образ-идея.
Одной из наиболее значимых разновидностей обобщенных образов являются образы «идеальных» представителей той или иной группы, тех, в которых соединяются все лучшие (или худшие) черты, например: «отличник», «двоечник», «хороший ребенок», «настоящий бандит», «настоящий мужчина» и т. п. Это такие эталонные образы-роли, с которыми постоянно сравнивают реальных, конкретных детей.
Образ конкретного, реального ребенка, который можно назвать образ-отражение. Таких образов также может быть достаточно много, так как, с одной стороны, один и тот же ребенок отражается разными людьми, а с другой - в различных конкретных ситуациях даже одним человеком отражаются разные черты одного и того же конкретного ребенка. Кроме того, этот образ-отражение может отражать реального ребенка в обобщенном виде, т. е. это некий образ-идея данного ребенка (какой он вообще). А может отражать более конкретные роли, в которых выступает этот ребенок: сын, друг, ученик, спортсмен и прочие, т. е. некий образ-роль конкретного ребенка.
Одной из важнейших разновидностей образов-отражений являются образы-ориентиры. Они отражают тех конкретных людей, с которыми человек себя сравнивает для того, чтобы точнее осознавать самого себя и то, каким хотелось или наоборот, не хотелось бы быть. Если вспомнить К. Маркса, то «человек Павел», в которого «смотрится как в зеркало» «человек Петр», является в сознании Петра как раз таким «образом-ориентиром».
Как выявилось в исследовании Л.Ситникова и подтвердилось впоследствии в исследованиях С. И. Гусевой и И. Ю. Шилова, достаточно часто образ ребенка (как «образ-обобщение», так и «образ-отражение») формируется по принципу проекции, в этом случае их можно называть образ-проекция. Принципиально специфическими разновидностями этих образов являются два типа:
Кроме того, нередко образы ребенка бывают не связаны с Я-образом субъекта, актуализирующего эти образы. В этих случаях образы ребенка (как «образ-обобщение», так и «образ-отражение») могут формироваться по другим схемам: стереотипа; установки; социально-психологического аттитюда или каузальной атрибуции.
Один и тот же человек может формировать различные образы ребенка по одной и той же схеме или, в зависимости от личностных особенностей и от ситуации, по всем пяти типичным схемам продуцирования образа ребенка. При этом все типичные схемы (кроме установки) могут реализовываться как неосознанно, так и осознанно. Установка бессознательна по определению, а остальные схемы (включая проекцию) осознаются, как правило, лишь при необходимости, в результате определенных усилий, направленных на познание ребенка, с целью решения конкретных коммуникативных, образовательных и других задач.
Образ ребенка может отражать и сам ребенок, кроме того, взрослый может отражать свой собственный образ того, каким он сам был в детстве. Такие образы принято называть Я-образ или в нашем случае точнее сказать Я-ребенок. Этих образов также может быть значительное количество в зависимости от ситуации актуализации образа или от возраста, в случаях представления образа «Я ребенок» с опорой на память («Я в прошлом» - у детей и взрослых) или на воображение («Я в будущем» - у детей).
Под индивидуальностью образов в данном исследовании понимается специфическое своеобразие стержневых характеристик образов объекта у различных субъектов.
Неоднородность характеризует различие структур и содержания разных и однотипных образов как у одного, так и у многих субъектов.
Вариативность рассматривается как наличие различных вариантов образа одного и того же или различных объектов единого класса у одного субъекта. Например, образ ребенка в сознании взрослого при наличии общего стержня имеет множество вариантов. Конкретные образы «своего» и «чужого» ребенка будут весьма отличаться, так же как образы мальчиков и девочек, старших и младших, городских и сельских, отдыхающих и учащихся, холериков и меланхоликов и т. п.
Вариативность образа ребенка ситуативна и контекстуальна, т. е. она зависит от конкретной ситуации и того контекста, в котором происходит актуализация (осознание) образа или его неосознаваемое использование в качестве регулятора педагогической деятельности.
Вне зависимости от ситуации и контекста на вариативность образа ребенка в сознании педагога влияют два фактора: во-первых, это сам ребенок, т. е. объект, образ которого формируется; во-вторых, это педагог, т. е. субъект, который формирует образ.
Вариативность компонентов структуры образа зависит не столько от объекта, образ которого осознается, сколько от субъекта, осознающего этот образ. В то же время на вариативность образа оказывают основное влияние следующие характеристики объекта (ребенка): а) возраст; б) темперамент; в) пол; г) среда (город, село); д) род занятий и образование родителей; е) ведущий тип деятельности (игра, учеба); ж) национальность; з) родственные отношения с субъектом («свой» или «общественный» ребенок).
Из всех этих характеристик наиболее осознаваемыми для субъекта являются возраст и родственные отношения (именно об этом, как правило, чаще задают уточняющие вопросы при получении задания, связанного с описанием ребенка, реже задают вопросы об особенностях его темперамента).
При проведении опросов, направленных на изучение социальных установок в отношении детей, по исследованиям Л.Ситникова, для того чтобы максимально снизить влияние характеристик объекта, в инструкции особо важно подчеркивать необходимость представить и описать типичного, «среднего» ребенка. Тем самым удается выявить основу некоего «эталона», в соответствии с которым происходит отбор конкретной информации, необходимой для формирования конкретного образа того «эталона», на который накладывается, с которым сличается реальный человек для того, чтобы определить, к какому типу (виду, классу, группе) людей он относится и, соответственно, как, по какой схеме строить с ним отношения. Но, как показывают проведенные этим же исследователем эмпирические исследования, этого же результата, т. е. выявления структурно-стержневых характеристик, являющихся ключевыми при формировании представлений о детях в частности и о людях в целом, можно добиться, если получить от этого человека несколько описаний его представлений о людях. Причем, не так уж важно, будут ли это описания разных людей или одного и того же человека (но все же в этих целях предпочтительнее получить отражение представлений о разных людях, так как палитра описаний будет богаче).
Данные исследований позволяют сделать вывод, что вариативность компонентов образа ребенка зависит не столько от объекта, образ которого осознается, сколько от субъекта, осознающего этот образ. Эти данные согласуются, в частности, с изысканиями В. М. Аллахвердова, приведшими его к выводу о том, что работа сознания направлена прежде всего на подтверждение своих ожиданий и начинается эта работа с отождествления этих ожиданий и действительности.
Вариативность образа ребенка зависит от многих объективных и субъективных параметров субъекта. Под объективными параметрами понимаются сложившиеся формализованные, стабильные характеристики субъекта, продуцирующего образ ребенка. Субъективные параметры включают индивидуально-психические характеристики личности, актуализирующиеся у субъекта в момент продуцирования образа.
Объективные
параметры: а) социальное положение
по отношению к детям вообще и
конкретному ребенку в
Субъективные
параметры. Под субъективными параметрами
субъекта понимаются индивидуально-психические
особенности носителя образов, такие
как особенности его
Можно выделить три типа факторов, влияющих на формирование субъективных параметров:
а) общение с детьми;
б) общение со взрослыми, связанное с детством;
в) не связанная с детьми деятельность, определяющая развитие личности.
Каждая из этих групп факторов формируется в двух периодах: в детстве и в зрелом возрасте. Выделение двух периодов обусловлено естественной возрастной специфичностью формирования параметров, определяющих вариативность образов ребенка.
В итоге, Л.Ситников, выделяет шесть основных групп факторов, влияющих на формирование субъективных параметров:
1. Индивидуальный жизненный опыт детства:
1.1. Опыт взаимодействия со взрослыми: