Теоретические представления о феномене горя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:24, контрольная работа

Описание работы

Для умершего смерть — абсолютный конец его земной жизни. Однако в душах близких и друзей человек еще продолжает существовать, по крайней мере некоторое время. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором от утраченного человека "отказываются" постепенно и с трудом. Но процесс совершенно естественен, и его не надо форсировать. Никто не должен вселять искусственный оптимизм в скорбящего, пытаться его чем-либо заинтересовать, занимать развлечениями. Смерть близкого — это тяжелая рана, и несчастный имеет право на скорбь. [3]

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Теоретические представления о феномене горя……………...4

Этапы горя………………………………………………………..6

Возрастные особенности переживания горя………………..10

Заключение………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………….16

Файлы: 1 файл

психол.пом..docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

                                              ОГЛАВЛЕНИЕ

 

      Введение………………………………………………………………3

  1. Теоретические представления о феномене горя……………...4

 

  1. Этапы горя………………………………………………………..6

 

  1. Возрастные особенности переживания горя………………..10

 

     Заключение………………………………………………………….15

 

     Список использованных источников…………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

В жизни каждого человека встречаются ситуации, когда близкие  и дорогие им люди их покидают. Человек  в ситуации утраты испытывает душевную боль, переживает горе.

Горе (скорбь) - это реакция  на утрату значимого человека, части идентичности или ожидаемого будущего.

Для умершего смерть — абсолютный конец его земной жизни. Однако в душах близких и друзей человек еще продолжает существовать, по крайней мере некоторое время. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором от утраченного человека "отказываются" постепенно и с трудом. Но процесс совершенно естественен, и его не надо форсировать. Никто не должен вселять искусственный оптимизм в скорбящего, пытаться его чем-либо заинтересовать, занимать развлечениями. Смерть близкого — это тяжелая рана, и несчастный имеет право на скорбь. [3]

Душевные терзания как  ярчайший компонент траура представляются скорее процессом, нежели состоянием. Перед человеком заново встает вопрос об идентичности, ответ на который  приходит не как мгновенный акт, а  через определенное время в контексте  человеческих отношений. Интенсивность и продолжительность чувства скорби у различных людей неодинаковы. Все зависит от характера отношений с потерянным человеком, от выраженности вины, от длительности траурного периода в конкретной культуре, а также от возраста человека, переживающего потерю близкого.

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

       

    1. Теоретические представления о феномене горя

Психологами было предпринято  множество попыток описать процесс  течения горя формальным образом, чтобы  облегчить понимание процесса и  практическую помощь нуждающимся в  ней людям.

В психологии феноменом горя занимались такие ученые как З. Фрейд, К.Г. Юнг, В. Франкл, И. Ялом, Перлз, Э. Линдеманн, С. Грофф, Д.В.Ворден, О.В. Краснова и другие.

В зарубежной литературе существует несколько психотерапевтических направлений  по изучению феномена горя, одной из которых является психоаналитическая теория, предложенная З. Фрейдом, в которой  переживание горя связывается с привязанностью либидо к утраченному объекту и потерей этого объекта. В экзистенциальной психологии, проблему переживания горя изучали такие зарубежные исследователи как И. Ялом, А. Лэнгле, В. Франкл и др. В основном они рассматривали значение горя и смерти в жизни человека. Они считали, что переживание горя и принятие смерти способствуют увеличению значимости жизни, ее ценности. Например, В. Франкл, считал, что на биологическом уровне боль считается бдительным сторожем. И в области душевно-духовного она выполняет аналогичную функцию. То, от чего страдание должно уберечь человека, – это апатия, душевная вялость. То есть пока человек страдает, он остаётся душевно живыми. В страдании он зреет, вырастает в нём – оно делает нас богаче и сильнее».

Наиболее проработанной  и полной в психологии концепцией является точка зрения немецко-американского  учёного Э. Линдеманна.

Э. Линдеманн в своей работе выделяет основные положения:

1. Острое горе – это  определённый синдром с психологической  и соматической симптоматикой.

2. Этот синдром может  возникать сразу же после кризиса,  он может быть отсроченным,  может явным образом не проявляться  или, наоборот, проявляться в чрезмерно  подчёркнутом виде.

3. Вместо типичного синдрома  могут наблюдаться искажённые  картины, каждая из которых  представляет какой-нибудь особый  аспект синдрома горя.

4. Эти искажённые картины  соответствующими методами могут  быть трансформированы в нормальную  реакцию горя, сопровождающуюся разрешением.

Также Э. Линдеманн выделяет 5 признаков горя: физическое страдание, поглощённость образом умершего, вина, враждебные реакции, утрата моделей поведения.

Можно указать ещё на шестую характеристику, проявляющуюся у пациентов, находящихся на границе патологического реагирования, которая не бросается в глаза, как предыдущие, но, тем не менее, достаточно выражена, чтобы окрасить всю картину в целом. Она состоит в появлении у пациентов черт умершего, особенно симптомов его последнего заболевания или манеры его поведения в момент трагедии (например, сын обнаруживает, что походка у него стала, как у умершего отца). Такая поглощённость образом умершего трансформируется у них в захваченность симптомами и личностными чертами утраченного человека, теперь локализованными в результате идентификации в их собственных телах и делах.

В исследованиях, проводимых Э. Линдеманном, разделяется течение реакций горя на нормальные и болезненные, которые, в свою очередь, делятся на отсроченные и искажённые реакции.

Болезненные реакции горя являются искажениями нормального  горя. Трансформируясь в нормальные реакции, они находят своё разрешение.

Э. Линдеманн в своей работе «Клиника острого горя» выделил целый симптомокомплекс. Это изменения, чаще всего обратимые, в психосоматической и поведенческой сферах.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     2. Этапы горя

В переживании горя общепринято  выделять пять этапов. К ним относятся:

1. Шок  и оцепенение

Первая стадия – отрицание, связанное с растерянностью. Механизм психологической защиты активно  не приемлет того, что произошло. На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует  попытка отрицать реальность ситуации. Шоковая реакция иногда проявляется в неожиданном исчезновении чувств, "охлаждении", словно чувства проваливаются куда-то вглубь. Это происходит, даже если смерть близкого человека не была внезапной, а ожидалась долгое время. Отрицается сам факт смерти — "Он не умер (она не умерла)", "Этого не может быть", "Я не верю этому" и т. п. Об умершем нередко говорят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего.

Скорбящий может думать, что всё случившееся – кошмарный сон, не более того.

Продолжительность – от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню, сменяясь постепенно другой картиной.

Характеризуется утратой  аппетита и сексуального влечения, мышечной слабостью, малой или полной неподвижностью, которые иногда сменяются  минутами суетливой активности, явлениями деперсонализации, ощущением нереальности происходящего («Этого не может быть!», «Это случилось не со мной!») [1].

Отрицание произошедшего, которое  происходит в этот момент, с точки  зрения В.Ю. Сидоровой, включает в себя либо отрицание факта потери, либо её значимости, либо необратимости. Отрицание факта потери может варьировать от лёгкого расстройства до тяжёлых психотических форм, когда человек проводит несколько дней в квартире с умершим, прежде чем замечает, что тот умер.

Оцепенение – наиболее заметная особенность этого состояния. Скорбящий скован, напряжён. Его  дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному (как  по ступенькам) неполному вдоху.

Нередко внешнее спокойствие, невозможность заплакать зачастую расцениваются окружающими людьми как эгоизм и вызывают упрёки. Подобные переживания могут внезапно смениться  острым реактивным состоянием.

В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушённость.

В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понесший утрату человек стремится обвинить кого-то в случившемся (Бога, который не внял молитвам, обвиняются врачи и другие люди, способные реально или только в воображении не допустить создавшейся ситуации).

Оказание помощи на этом этапе заключается в молчаливом сопровождении человека, установлении тактильного контакта, помогающего  человеку заплакать, т.е. «перейти»  на следующий этап проживания процесса горевания и потери, вербализации его внутренних переживаний. Чем дольше длится этот период, тем тяжелее последствия [4].

2. Фаза  острого горя

После первой реакции на смерть близкого человека – шока, отрицания, злобы происходит осознание утраты и смирение с ней. Это фаза поиска или отчаяния, которая длится от трёх дней до 6-7 недель (те самые 40 дней траура). Считается самой болезненной  фазой, так как необходимо принять  утрату как реальность, сказать жизни  «да» в уже изменившейся жизни [1].

Картина острого горя очень  схожа у разных людей. Общим для  всех является нереалистическое стремление вернуть утраченное и отрицание  не столько факта смерти, сколько  постоянства утраты.

Типичное проявление скорби — тоска по умершему. Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррациональное желание недостаточно осознается, что делает его еще глубже. Навязчивые мысли и фантазии об умершем постоянно лезут в голову. Его лицо видится в толпе; пропадает интерес к событиям, которые прежде казались важными, к своей внешности. Места и ситуации, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Возникают периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащённым дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль. Состояние острой тревоги, бессонница, амнезия, реакция ухода, оцепенение; проявляется соматическая симптоматика. Общим для всех являются жалобы на потерю силы и истощение.

 Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего того, что мог, он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей, по этой причине многих охватывает чувство вины. Часто наблюдается такой навязчивый феномен, как – «если бы». «Если бы он был жив…», «Если бы я не отдал бы его в такую-то школу, то…». Дальше идёт цепочка событий: «он не заболел бы и не умер бы…». Постоянно идёт прорабатывание своей вины, хотя объективно этой вины нет.

Фрейд назвал процесс адаптации  к несчастью «работой» скорби.

Современные исследователи  «работу скорби» характеризуют  как когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь утраты, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах. Этот процесс не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Имеется в виду очень тяжёлая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.

3. Стадия  навязчивости

Третья фаза острого горя – «остаточные толчки», длящаяся до 6-7 недель с момента трагического события. По другим данным, этот период может длиться год [1]. Иначе эту фазу именуют периодом отчаяния, страдания и дезорганизации и – не очень точно – периодом реактивной депрессии.

Сохраняются, и первое время  могут даже усиливаться, различные  телесные реакции – затруднённое укороченное дыхание, астения, мышечная слабость, утрата энергии, ощущение тяжести  любого действия; чувство пустоты  в желудке, стеснение в груди, ком в горле.

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество  тяжёлых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения пустоты  и бессмысленности, отчаяние, чувство  брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощённость образом умершего и его идеализация – подчёркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках.

Горе накладывает отпечаток  и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание  уединиться.

Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может  на какое-то время стать и вовсе  недоступной.

4. Стадия  прорабатывания проблемы

В этот период происходят самые  важные и трудные для человека эмоциональные события: понимание, осознание причин травмы и горя, оплакивание потери. Своеобразный девиз этого этапа – «простить и проститься», говорится последнее «прощай».

На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются  сон, аппетит, профессиональная деятельность, объект утраты перестаёт быть главным  сосредоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде сначала частых, а потом более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься как ещё более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события («весна впервые без него») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).

Информация о работе Теоретические представления о феномене горя