Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Мы остановилась на выборе данной темы, т.к. считаем её действительно актуальной в наши дни. Особенно в последнее время проблема подростковой конфликтности прибрела особую значимость. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу социального педагога с трудными подростками.

Содержание работы

Введение
Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте

1.1. Общее понятие конфликта , влияние возрастных особенностей подростков на возникновение конфликтов

1.2 Конфликт в условиях учебной деятельности, его содержание, типы и способы протекания.

Факторы и причины возникновения конфликтов

2. Практический аспект

2.1. Описание методов исследования

2.2. Анализ полученных результатов исследования

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая конфликтология.docx

— 51.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте

 

1.1. Общее понятие конфликта , влияние возрастных особенностей подростков на возникновение конфликтов

 

1.2 Конфликт в условиях учебной деятельности, его содержание, типы и способы протекания. 

 

    1. Факторы и причины возникновения конфликтов

 

2. Практический аспект

 

2.1. Описание методов исследования

 

2.2. Анализ полученных  результатов исследования

 

Заключение

 

Список используемой литературы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

            Мы остановилась на выборе данной темы, т.к. считаем её действительно актуальной в наши дни.         Особенно в последнее время проблема подростковой конфликтности прибрела особую значимость. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу социального педагога с трудными подростками.

 

            Знание причин подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивости с помощью активных методов обучения.

 

             Объект исследования: конфликты в подростковом возрасте.

 

             Предмет исследования: причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

 

              Цель исследования: выявление наиболее распространенных психологических причин возникновения конфликтов в подростковом  возрасте.

 

              Для достижения поставленной цели  были определены следующие задачи:

    1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;

start="2"

 Раскрыть понятие конфликта и основные механизмы его протекания;

start="3"

 Рассмотреть причины возникновения конфликтов в подростковой среде;

start="4"

 Провести эмпирические исследования для выявления наиболее характерных психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте;

 

     

 

         Гипотеза исследования:  влияние склонности к конфликтам на определение формы поведения в конфликтной ситуации, т.е. подростки наиболее склонные к конфликтам выбирают такую форму поведения как соперничество, несклонные к конфликтам – приспособление и избегание.

 

         Методологические основы:

  • Л. И. Божович, Л.С. Славина, Б.С. Волкова «Конфликтность является чертой личности. Склонность к конфликтам – основная причина их возникновения».

  • А.Я. Анцупов «Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных».

  • Е.И. Рогов «В подростковой среде общение не всегда протекает гладко, оно не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается несогласие, которое может привести к возникновению межличностного конфликта».

 

           Методы исследования: тестирование, анализ литературы.

 

           Методики исследования: тест Томаса и опросник по изучению конфликтов, выявляющий склонность к ним.

 

           В качестве базы для выявления наиболее характерных психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте были выбраны ученики 9 класса Звениговского района Исменецкой средней общеобразовательной школы . Возраст учащихся – 14 лет.

 

   

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 .Теоретический аспект изучения психологических причин              возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

    1. Общее понятие конфликта , влияние возрастных особенностей подростков на возникновение конфликтов.

     «Конфликт» (от лат. Conflictus) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Основными составными элементами конфликта являются его структурные характеристики [ 15,с.]. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно. К структурным компонентам конфликта относятся: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта.

 

            Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития: возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); осознание ситуации как конфликтной; конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); разрешение конфликта [ 5 с.156,160].  Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований. Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея "многосубъектности" внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам - результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве.      

 

        

 

             Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры.

 

              Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта .

 

          В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я. Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с "эталоном взрослости" также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность "Я-концепции" индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты.

 

           Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение. Появление у подростка "чувства взрослости", возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие

претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов.

Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи и жизнедеятельности школы. В конфликте нарушается исходное условие успешности общения: соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Конечно, нельзя представить себе, что общение всегда и при всех обстоятельствах протекает гладко и лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается несогласие, антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается враждебностью – возникает межличностный конфликт [15, с.]. Наиболее распространенный конфликты в учебной деятельности – это конфликт между учениками и конфликт между учениками и учителем. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между  учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе. Если силы конфликтующих сторон приблизительно равны, то конфликт протекает особенно остро и имеет затяжной характер [ 1, с.81] .

 

 Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Именно межличностный конфликт является одним из способов социализации у школьников. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация т.д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама  структура построения массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший-младший», «сильный-слабый», «успевающий-неуспевающий») стимулирует детскую конфликтность. Кроме того, ученики «несут» с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества.

 

 «Накладываясь» на неокрепшую детскую психику, эти противоречия порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников. Но в ходе конфликтов с окружающими подросток осознает, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям и родителям.

1.2. Конфликт в условиях учебной деятельности, его содержание, типы и способы протекания.  
 
      Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного  формирования личности, а ее сутью  является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. 
      В сфере народного образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.   
 
Причины возникновения конфликтов: 
1.  «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности. 
2.  «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере. 
3.  Формирование агрессивных реакций человека. 
4.  Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте. 
5.  Низкий уровень коммуникации.  
6.  Низкая культура поведения.    
 Очень  важно определить причины конфликта,  так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя: 
    Во-первых, стиль взаимодействия учителя с  другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. 
    Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в  конфликты учеников, регулировать их. Степень вмешательства зависит от сложности конфликта. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д. 
    По  мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: 

Информация о работе Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте