Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Мы остановилась на выборе данной темы, т.к. считаем её действительно актуальной в наши дни. Особенно в последнее время проблема подростковой конфликтности прибрела особую значимость. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу социального педагога с трудными подростками.

Содержание работы

Введение
Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте

1.1. Общее понятие конфликта , влияние возрастных особенностей подростков на возникновение конфликтов

1.2 Конфликт в условиях учебной деятельности, его содержание, типы и способы протекания.

Факторы и причины возникновения конфликтов

2. Практический аспект

2.1. Описание методов исследования

2.2. Анализ полученных результатов исследования

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая конфликтология.docx

— 51.36 Кб (Скачать файл)

деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; 
поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; 
отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

 

    Говоря  иначе, конфликт — ситуация, когда  два или более субъекта взаимодействует  таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других. 
      Типологическое  подразделение конфликтов: 

"подлинный" — когда  столкновение интересов существует  объективно, осознается участниками  и не зависит от какого-л. легко  изменяющегося фактора; 
"случайный или условный" — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив; 
"смещенный" — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме; 
"неверно приписанный" — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте; 
"скрытый" — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются; 
"ложный" — конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

 

  
     Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница  между ними очень существенна. 
     Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. 
     То  есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.  
 
Выделяют четыре вида конфликтов: 

внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности; 
межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели; 
межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления; 
личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

В динамике развития конфликта существует ряд стадий:  
1. Предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. Отсутствие необходимой информации в широких общественных масштабах провоцирует появление слухов, домыслов, порождает тревогу (у подростков - увлечение рок-музыкой, как наркотиками); г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. Главное, чтобы в любом классе, коллективе, группе никто не чувствовал себя обделенным, "человеком второго сорта"; д) стиль организации жизни и управления коллективом.  
2. Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.  
3. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к "атаке" или к "отступлению" от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы.  
4. Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.  

 

1.3. Факторы и причины возникновения конфликтов

 

        Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы причин носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный.

 

        К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.

 

        Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее решения. Причины, определяющие выбор конфликтного пути, носят главным образом субъективный характер.

 

                

 

        

 

        При рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить:

  • во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно;

  • во-вторых, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных, и объективными причинами.

 

        Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин [2, с.107].

 

        Объективные причины, вызывающие конфликты, настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие:

  • Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов учителей и школьников в процессе их жизнедеятельности. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут время от времени сталкиваться, нередко вопреки их воле и желанию, что и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.

  • Недостаточная разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в школьных коллективах.

  • Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности учителей и школьников материальных и духовных благ. Низкая и нерегулярно выплачиваемая зарплата, недостаточная учебная нагрузка, дефицит средств, имеющихся у директора для обеспечения нормальной работы общеобразовательной школы, - все это создает противоречия, которые служат объективной основой возможных конфликтов.

  • Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, Российской Федерации приводят к возникновению конфликтов.

 

        

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизм присущ в большей степени. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов и групп. Можно выделить четыре типа подобных причин: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.

 

        Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации деятельности, которой она занимается. Чем больше структура организации  не соответствует деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно она функционирует, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах.

 

        Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальным уровнем функциональных связей организации с внешней    средой, между структурными элементами организации и отдельными работниками. Внешние функциональные связи школы должна максимально  соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа школы невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. Функциональные связи между структурными подразделениями школы должны соответствовать деятельности и объективным законам самой школы. Этим же требованиям должны соответствовать производственные отношения между отдельными членами педагогического коллектива, администрацией, учениками.

 

        Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника занимаемой должности по профессиональным, нравственным и другим качествам. Любая работа требует определенных профессиональных знаний и опыта. Требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны

конфликты между ним и руководителями, подчиненными. Они будут вызваны тем,что ошибки, допускаемые этим работником, затрагивают интересы всех, кто с ними взаимодействует.

 

        Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения производственных и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между руководителями и исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также чревато конфликтами.

 

        К третьей группе причин относятся социально-психологические причины конфликтов. К числу этих причин относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы.

 

        Такими причинами являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.  Человек в принципе не может в процессе общения передать без существенных искажений всю информацию, которой обладает и которая касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации сохраняется на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Порой из-за недостатка времени не говорится многое из того, что могло быть сказано. Бывает, что часть информации не усваивается собеседником, то ли из-за невнимательности, то ли из-за невнятности речи. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает и порой делает выводы, отличающиеся (иногда противоположные) от того, что сказал собеседник. Неправильное понимание подростками друг друга может либо стать основной причиной конфликта, либо усложнить социальные противоречия, возникшие по иным причинам.

 

        Типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или два человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого партнер по взаимодействию. Во взаимодействии учителя и ученика учитель обычно выступает в роли старшего, а ученик в роли младшего. Однако, если учитель позволит себе унижать личное достоинство школьника, то спровоцирует конфликт.

 

        Социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии учителей и учеников является различие в выборе ими способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. Существует пять основных способов оценки: сравнение с возможным идеальным положением дел; сравнение с требованиям к данной деятельности нормативных документов; сравнение со степенью достижения цели деятельности; сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу, и положением дел в начале деятельности. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.

 

        Психологическая несовместимость – еще одна важная причина возникновения межличностной напряженности и конфликтов. Выделяют четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. О психофизиологической несовместимости говорят в том случае, когда людям не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты и другие качества партнера. Индивидуально-психологическая несовместимость  проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости обычно фиксируются противоречия в отношении к жизненным ценностям и идеалам, мотивам и целям деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в

Информация о работе Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте