Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 21:20, курсовая работа
Мы остановилась на выборе данной темы, т.к. считаем её действительно актуальной в наши дни. Особенно в последнее время проблема подростковой конфликтности прибрела особую значимость. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу социального педагога с трудными подростками.
Введение
Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Общее понятие конфликта , влияние возрастных особенностей подростков на возникновение конфликтов
1.2 Конфликт в условиях учебной деятельности, его содержание, типы и способы протекания.
Факторы и причины возникновения конфликтов
2. Практический аспект
2.1. Описание методов исследования
2.2. Анализ полученных результатов исследования
Заключение
К последней четвертой группе причин относятся личностные причины конфликтов. Эти причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими.
К причинам, которые в большей степени являются психологическими, можно отнести следующие: Оценка поведения другого как недопустимого. Ожидаемое поведение, общение, деятельность со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию, представлены желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми вариантами. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту.
Низкий уровень социально-психологической компетенции. Конфликтная ситуация – это трудная ситуация социального взаимодействия. Человек может не иметь представления о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике [2, с.113].
Типичной личностной причиной конфликтов в школе является недостаточная способность учителя, ученика к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать конфликтную реакцию [3, с.67].
Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов у учителей и учеников. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.
Человек с холерическим типом темперамента. Он относительно чаще может разрешать противоречивые ситуации конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик отличается неустойчивым и подвижным типом нервной системы. Однако он чаще остывает и переходит к неконфликтному типу взаимодействия [2 , с.113].
Вывод: психологических причин возникновения конфликтов очень много, но мы поддерживаем концепцию Божович, Славиной, Волковой, что основной причиной их возникновения является склонность к ним.
В соответствии с поставленными задачами мною были проведены следующие методики: тест Томаса и опросник по изучению конфликтов.
Основной целью теста Томаса является определение стиля повеления, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
В основании типологии конфликтного поведения Томаса два стиля поведения: это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум измерениям Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, подсчитывается частота проявлений каждого типа поведения.
Количество баллов, набранных учащимся по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Целью данного опросника является выявление у учащихся склонности к конфликтам.
Данный опросник состоит из восьми незаконченных предложений. Учащимся предлагается закончить предложение, выбрав один из трех предложенных вариантов ответов.
При ответе на первый вопрос учащийся получает 2 балла при выборе ответа «А», 0 баллов при выборе ответа «Б» или «В».
При ответе на 2, 3, 6, 7 и 8 вопросы 2 балла начисляется при выборе варианта «А», 1 балл при выборе ответа «Б» и 0 баллов при выборе ответа «В».
При ответе на 4, 5 вопросы учащийся получает 0 баллов за ответ «А», 1 балл за ответ «Б» и 0 баллов за ответ «В».
Максимальное число баллов, которое может быть набрано испытуемым, - 16.
Склонность к конфликтам диагностируется при высоких баллах. Чем больше баллов набрано испытуемым, тем ярче выражена склонность к конфликтам. И наоборот, чем меньше баллов набрано, тем наименее склонен испытуемый к конфликтам.
Мы остановились на выборе этих двух методик, так как считаем, что именно они наиболее подходят нам для того, чтоб доказать поставленную гипотезу.
Сначала мы подсчитали баллы, набранные каждым учеником по всем пяти формам общения. Затем сложили баллы, набранные всеми опрошенными по каждой стратегии. Далее вывили, как в процентах соотносятся соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание и приспособление, касающиеся всего класса, чтоб иметь общее представление о выборе форм общения в данном классе. Согласно этим результатам было выяснено, что 27% опрошенных выбирают соперничество, 17% - сотрудничество, 20% идут на компромисс, 20% предпочитают избежание, а 16% - приспособление. Более четкое положение дел видно на диаграмме 1.
Сначала мы проверили каждую работу и выяснили, какой склонностью к конфликтам обладает каждый опрошенный нами ученик. Затем сложили полученные баллы и подсчитали, насколько класс в целом склонен к конфликтам. В итоге получилось, что класс склонен к конфликтам на 51%. Для того чтоб наглядно увидеть насколько склонен данный класс к конфликтам, обратимся к диаграмме 2.
Итак, диаграмма показывает склонность класса к конфликтам на 51 % из 100 возможных. Соответственно, данный класс имеет предрасположенность к конфликтам.
Сопоставив результаты двух методик, характерные для всего класса, мы выяснили, что класс является склонным к конфликтам и предпочитает такую
(см. диаграмму 3)
Вывод: в результате исследования было выяснено, что склонность или несклонность к конфликтам влияет на выбор формы общения, а именно склонные к конфликтам выбирают соперничество, а несклонные – приспособление и избежание.
Подводя итог, нам бы хотелось отметить, что поставленная цель была достигнута, а именно: нам удалось выяснить наиболее распространенные психологические причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте.
Задачи, поставленные для достижения данной цели, были выполнены:
Итак, мы выявили основные причины возникновения конфликтов между подростками и учителями, причины конфликтов между подростками и влияние возрастной специфики на появление конфликта. Выяснили, что возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Рассмотрели причины возникновения межличностного и внутриличностного конфликта. Выявили, что склонность к конфликтам является основной причиной их возникновения.
Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методики: тест Томаса и опросник по изучению конфликтов, в результате было выяснено, что склонность или несклонность к конфликтам влияет на выбор формы общения, а именно склонные к конфликтам выбирают соперничество, а несклонные – приспособление и избежание.
Гипотеза исследования подтвердилась, следовательно, мы можем утверждать, что подростки, склонные к конфликтам, выбирают такую форму общения как соперничество, а несклонные – избежание и приспособление.