Теоретическое знание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:54, реферат

Описание работы

Компоненты психологического теоретического знания имеют разное происхождение. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности. Элементы теории логически зависят друг от друга. Постулаты и предположения - это следствие рациональной переработки продуктов интуиции, не сводимые к эмпирическим основаниям. Идеализированный объект теории представляет собой знаково-символическую модель части реальности. Законы, формируемые в теории, на самом деле описывают не реальность, а идеализированный объект. Эмпирические основания теории получаются в результате интерпретации данных эксперимента и наблюдения.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

Введение

Компоненты психологического теоретического знания имеют разное происхождение. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности. Элементы теории логически зависят  друг от друга. Постулаты и предположения - это следствие рациональной переработки  продуктов интуиции, не сводимые к  эмпирическим основаниям. Идеализированный объект теории представляет собой знаково-символическую  модель части реальности. Законы, формируемые  в теории, на самом деле описывают  не реальность, а идеализированный объект. Эмпирические основания теории получаются в результате интерпретации  данных эксперимента и наблюдения.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов. Для чего ставится психологический эксперимент? Какие условия необходимы? Какие виды психологического эксперимента существуют?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Структура психологического исследования

От любой другой сферы  человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и  условиями, в которых научная  работа протекает. Цель науки - постижение истины, а способ постижения истины - научное исследование.

Исследование, в отличие  от стихийных форм познания окружающего  мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление  предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость  результата.

Различают эмпирическое и  теоретическое исследования, хотя разграничение  это условно. Как правило, большинство  исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной  научной программы или в целях  развития научного направления. Исследования по их характеру можно разделить  на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные  и т.д.

Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без  учета практического эффекта  от применения знании.

Прикладное исследование проводится в целях получения  знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае - психологии). Как  и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных  областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов  и методик, посредством которых  ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление  одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. Выделяют следующие основные этапы исследования:

1. Постановка задачи.

2. Анализ информации по  исследуемой проблеме.

3. Формулировка предположений  - гипотез.

4. Разработка плана исследования. (Он включает в себя выбор объекта - группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований - часть реальности, которая будет изучаться. Выбираются методы исследования (экспериментальные или неэкспериментальные) место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента ).

5. Проведение исследования  по намеченному плану.

6. Формулировка и интерпретация  результатов исследования. ( После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания ). Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов.

К первому типу относятся  поисковые исследования. Под ним подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Второй тип - критические исследования Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель - установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты  и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным  образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем  самым регистрируется, на какую область  реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

И, наконец, последний тип - воспроизводящее исследование. Его  цель - точное повторение эксперимента предшественников для определения  достоверности, надежности и объективности  полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в  ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому  после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает  лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование - основа всей науки. Следовательно, метод и  конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным  исследователем.

Рассмотрим классификацию  методов психологического исследования.

С.Л. Рубинштейн в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету.

Вторая развернутая  классификация методов психологического исследования, получившая распространение  в отечественной психологии благодаря  Б.Г. Ананьеву, - классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные методы:

· наблюдение (объективное - непосредственное и опосредованное, субъективное - непосредственное и  опосредованное),

· эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический),

· моделирование,

· психологическую характеристику,

· вспомогательные методы (математические, графические, биохимические  и др.),

· специфические методические подходы (генетические, сравнительный  и др.).

В работах  М.С. Роговина и Г.В. Залевского рассматриваются вышеприведенные классификации и предлагается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод - это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести:

1) герменевтический - соответствующий  нерасчлененному состоянию науки  (субъект и объект не противопоставлены,  мысленная операция и метод  науки тождественны);

2) биографический - выделение  целостного объекта познания  в науке о психике;

3) наблюдение - дифференциация  объекта и субъекта познания;

4) самонаблюдение - превращение  субъекта в объект на основе  предшествующей дифференциации;

5) клинический - на первый  план выходит задача перехода  от внешненаблюдаемого к внутренним  механизмам;

6) эксперимент как активное  противостояние субъекта познания  объекту, при котором учитывается  роль субъекта в процессе познания. Авторы умышленно или неумышленно остановились лишь на классификации эмпирических психологических методов, для чего были вынуждены включить моделирование в число герменевтических методов. Модель - это рациональное противопоставление субъектом одного объекта другому (образа и первообраза), что невозможно без рефлексивного отношения субъекта к объекту и к себе.

Будем считать теоретическими методами психологического исследования:

1) дедуктивный (аксиоматический  и гипотетико-дедуктивный), иначе  - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному.  Результат - теория, закон и др.;

2) индуктивный - обобщение  фактов, восхождение от частного  к общему. Результат - индуктивная  гипотеза, закономерность, классификация,  систематизация;

3) моделирование - конкретизация  метода аналогий, «трансдукция»,  умозаключения от частного к  частному, когда в качестве аналога  более сложного объекта берется  более простой и / или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 Психологический эксперимент и его виды

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей  рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R= f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Классификация экспериментов:

В зависимости от способа проведения

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты. Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

Информация о работе Теоретическое знание