Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:54, реферат
Компоненты психологического теоретического знания имеют разное происхождение. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности. Элементы теории логически зависят друг от друга. Постулаты и предположения - это следствие рациональной переработки продуктов интуиции, не сводимые к эмпирическим основаниям. Идеализированный объект теории представляет собой знаково-символическую модель части реальности. Законы, формируемые в теории, на самом деле описывают не реальность, а идеализированный объект. Эмпирические основания теории получаются в результате интерпретации данных эксперимента и наблюдения.
Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
Различают идеальный и реальный эксперимент.
Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.
Идеальный эксперимент противостоит
реальному, в котором изменяются
не только интересующие исследователя
переменные, но и ряд других условий.
Соответствие идеального эксперимента
реальному выражается в такой
его характеристике, как внутренняя
валидность - достоверность результатов,
которую обеспечивает реальный эксперимент
по сравнению с идеальным. Внутренняя
валидность характеризует меру влияния
на изменение зависимой переменной
тех условий (независимой переменной),
которые варьирует
Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.
1. Любое исследование начинается
с определения его темы. Тема
ограничивает область
Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:
· проверка гипотезы о существовании явления;
· проверка гипотезы о существовании связи явлений;
· проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений.
2. После первичной постановки
проблемы наступает этап
3. На следующем этапе
происходит уточнение гипотезы
и определение переменных. Первичная
постановка проблемы уже
4. Исследователь должен
выбрать экспериментальный
а) управлять независимой переменной;
б) регистрировать зависимую переменную.
5. Планирование
Следующим шагом является выбор экспериментального плана.
6. Отбор и распределение
испытуемых по группам
Одно из требований к выборке
- репрезентативность. Выборка должна
качественно и количественно
представлять генеральную совокупность,
основные типы потенциальных испытуемых,
существующие в популяции. Испытуемые
должны быть правильно распределены
по экспериментальной и
7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимента.
а) Подготовка эксперимента.
Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых.
б) Инструктирование и мотивирование испытуемых.
Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии), информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т.д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флуктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.
в) Экспериментирование.
Вначале следует убедиться
в дееспособности испытуемого, в
том, что он здоров и желает участвовать
в эксперименте. Перед экспериментатором
должна лежать инструкция, в которой
зафиксирован порядок его действий
в ходе исследования. Обычно в эксперименте
принимает участие и ассистент.
Он берет на себя вспомогательные
задачи. Чаще всего именно ассистент
ведет протокол, в котором фиксируются
ответы испытуемого. Кроме того, ассистент
ведет общее наблюдение за поведением
испытуемого и его состоянием,
а также за всеми отклонениями
от стандартной процедуры
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов - следующий этап исследования.
Обычно методы обработки
данных выбираются на стадии планирования
эксперимента или же еще раньше -
при выдвижении экспериментальной
гипотезы. Экспериментальная гипотеза
преобразуется в
в экспериментальном исследовании немного:
а) о сходстве или различии двух и более групп;
б) о взаимодействии независимых переменных;
в) о статистической связи
независимых и зависимых
г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).
Статистические оценки дают информацию не о наличии, а
о достоверности сходств и различий результатов контрольных
и экспериментальных групп.
9. Выводы и интерпретация
результатов завершают
в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен
к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные
в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения
о возможности обобщения и переноса полученных им данных
на другие ситуации, популяции и т.д.
10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.
В заключение, приведем пример психологического эксперимента: исследование Интернет - общения.
Целью исследования явилось изучение особенностей общения посредством Интернета.
Было проведено первоначальное исследование с использованием наблюдения, анализа текстов переписки, беседы с пользователями Интернет. Кроме того, был проведен опрос пользователей в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и незаконченным высшим образованием, разного пола
и профессиональной принадлежности, статистическая обработка результатов опроса.
В Интернете возможно:
· Общение между людьми, знакомыми в реальной жизни (Интернет, как правило, используется как средство, более удобное в тех или иных условиях).
· Общение между незнакомыми людьми:
а) Поиск знакомств и общение посредством сети, участники которого желают перехода к общению в реальной жизни. Интернет становится доступным и крайне облегченным, по сравнению с реальной жизнью, способом расширения круга общения, образования новых связей
и знакомств. Подобного рода общение особо увлекает людей, испытывающих по тем или иным причинам трудности при первоначальном контакте в обыденной действительности.
б) Общение посредством сети, участники которого не стремятся или избегают перехода к общению в реальной жизни.
Существуют следующие
особенности общения через
· Анонимность.
Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они не дают реальной картины личности. Кроме того, часто наблюдается эффект сокрытия или презентации ложных сведений. Следствием этого является безответственность и безнаказанность в сети, то есть пользователь может проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной оценки.
· Добровольность.
Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них,
а так же может прервать их в любой момент.
· Затрудненная эмоциональность, которая частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций.
· Ролевостъ.
Зачастую пользователь подает себя по-иному, чем в реальной жизни,
и, воспринимая своего собеседника, домысливает, создает его образ, отличный от реального. Личный опыт пользователей по переходу
от виртуальных контактов к реальным показывает, что, как правило, они испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.
Выделены следующие причины обращения к Интернету как средству общения:
· Недостаточное насыщение общением в реальных контактах.
Большинство опрошенных оценивают
общение по Интернет как «суррогатное»,
«малоценные контакты», «развлекательная,
игровая деятельность» и