Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:23, контрольная работа
Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от не эффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации.
Обратим внимание на одно обстоятельство: Выготский здесь не говорит о деятельности, тем более о ведущей деятельности, но именно об отношении МЕЖДУ ребенком и социальной средой. А Эльконин, в свою очередь, говоря о деятельности, настаивает, что она, деятельность, есть форма отношений ребенка И общества. Различие в контекстах здесь состоит в том, что если для Л.С. Выготского социальная ситуация развития характеризуется определенным, ведущим типом отношения между ребенком и социальной средой, то для А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность есть «отношение ребенка К действительности». И здесь, конечно, нельзя не вспомнить известную фразу о том, что «деятельность есть не только отношение К действительности, но и отношение В действительности», что деятельность есть действительная (а для подхода А.Н. Леонтьева, пожалуй, и единственная действительная) форма такого отношения.
Вторая тонкость состоит в том, что для А.Н. Леонтьева два эти понятия – ведущая деятельность и социальная ситуация развития – едва-ли не синонимы, и что «…Леонтьев, не искажая ничего в существе подхода Выготского к условиям развития человека, слово «социальная ситуация» заменил понятием развития деятельности…»[16].
Абсолютно уважая мнение В.В. Давыдова, все-же позволю себе не согласиться. Возможно, что для А.Н. Леонтьева они и были синонимами, но вот Д.Б. Эльконин, похоже, имел иное мнение, и разводил эти понятия вполне недвусмысленно. Например, в своей книге «Введение в детскую психологию», в главе «Проблема периодизации детского развития» он прямо говорил:
Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:
Перечисленные показатели
находятся в сложных отношениях
Попробуем разобраться, каковы же эти отношения и в чем тут сложность. Здесь, наверное, имеет смысл упомянуть наши собственные исследования, посвященные этой теме.
Исследуя процесс
Предпосылки возникновения учебной деятельности формируются отнюдь не внутри деятельности игровой. Эти предпосылки постепенно вызревают (или создаются) внутри всей социальной ситуации развития ребенка-дошкольника. Поэтому в младшем школьном возрасте учение (как новая ведущая деятельность, соответствующая этому возрасту) не сменяет игру (как старую ведущую деятельность, этому возрасту уже не соответствующую) – ведь младший школьник не перестает играть – игра создает специфическую социальную ситуацию развития, в которой становится возможным появление деятельности учебной.
Учебная деятельность, возникая
в этой социальной ситуации развития,
перестраивает всю систему
Но вернемся к Д.Б. Эльконину. Обращаясь к понятию о социальной ситуации развития, Эльконин, по сути дела (пусть и неявно), отсылает нас и к другому, более сложному, понятию в теории Выготского, а именно к понятию о взаимодействии идеальной и реальной форм.
Напомним:
Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма… уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной или первичной формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского развития в отличие от других типов развития…»[19]
Представляется, что если и можно говорить о близости понятий, то понятие «социальная ситуация развития», к которой обращается Эльконин, оказывается не менее (если не более) родственным понятию о взаимодействии реальной и идеальной форм в развитии. Во всяком случае, отношение между ребенком и социокультурным миром (а значит, и деятельность как форма отношения ребенка и общества) является почти парафразом словосочетания «взаимодействие идеальной и реальной формы».
Не отсюда ли это – стремление Эльконина «рассмотреть…деятельность, как форму отношения…», как форму (отнюдь не единственную!) отношения МЕЖДУ?
Как известно (и это
существенно дополняет всю
«…первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств….т.е. эти формы существуют раньше чем индивидуальные или субъективные аффективно-смысловые образования»[20].
Между прочим, это ведь находится просто в очевидном противоречии с позицией А.Н. Леонтьева о том, что в отличие от значений личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего «надындивидуального», своего «не психологического» существования.
И противоречие (точнее сказать, принципиальное расхождение) здесь более глубокое. Не лишне, видимо, вспомнить, что по Выготскому, сознание рождается…сознанием-же! Именно за это, за сведение развития к взаимодействию сознаний (то есть к идеализму!), за недооценку роли деятельности в развитии, Выготский в 1930-е годы подвергался ожесточенной критике не только со стороны своих противников, но и со стороны коллег (в частности, А.Н. Леонтьева и П.И. Зинченко). Но именно то, за что его критиковали сторонники теории деятельности, Д.Б. Эльконин поставил Выготскому в заслугу.
Сделаем следующий шаг. Вписывая периодизацию Д.Б. Эльконина в более широкий контекст, мы видим, что для него, как и для Выготского, деятельность есть не более (но и не менее) как одна из форм более глубокого процесса взаимодействия идеальной и реальной форм[21]. Форма не единственная и уж точно не единственно возможная, и к тому же весьма частная, «работающая» в периоды литические, обеспечивающая, так сказать, функциональную сторону развития, но его не определяющая, ибо форма отношения не может определять само это отношение.
Об этом сказано весьма ясно: есть периоды, для которых ведущее – переход, и есть периоды, где ведущее – функциональное развитие» [22]
Представляется, что это
прекрасно понимал и Л.С. Выгот
«Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка»[23]
Однако, продолжим. Когда я сказал, что у меня есть подозрение, что Д.Б. Эльконин учил нас читать, я, конечно, несколько преувеличил. Но можно сказать без всякого преувеличения, что в последующих своих работах он серьезно изменил и углубил свое первоначальное понимание того, что есть «ведущая деятельность». Попробуем проследить, как это представлено в работах самого Д.Б. Эльконина.
С одной стороны, кажется, что периодизация Эльконина есть некая схема линейного процесса смены ведущих деятельностей, приводящих к появлению психологических новообразований. С другой стороны, есть некоторые основания для иного взгляда.
«Понятие ведущей деятельности надо несколько дополнить: ведущая деятельность – это такая деятельность, внутри которой дифференцируются следующие за ней виды деятельности; ведущая деятельность – это такая деятельность, которая является центральной в структуре и системе деятельностей, то есть под ее влиянием происходит их развитие и она входит в них[24]
Речь, таким образом, должна идти не столько о ведущей деятельности as it is, но о системе деятельностей, внутри которой само понятие «ведущая деятельность» только и имеет смысл. Оставьте ребенку лишь только одну ведущую деятельность, лишив каким-то образом всех остальных и можете забыть о развитии ребенка. Более того, переход от одной ведущей деятельности к другой есть один из аспектов перехода от одной системы деятельностей к другой, то есть аспект развития самой этой системы деятельностей. Ведь:
«Всякий период представляет собой систему различных видов деятельности, каждый из которых выполняет свою функцию. Надо рассмотреть внутреннюю связь между отдельными деятельностями и переходы одной в другую. Следует дать схему возникновения новых видов деятельности и изменение их системы[25]»
Написано это, заметим, в 1975 году, то есть через 4 года после опубликования статьи о периодизации.
И еще, из более поздних заметок:
Теперь, – отмечал Д.Б. Эльконин в 1984 г., – раздаются крики: «Ведущая деятельность – это «ерунда» и т.д. Но дело все заключается в том, что понятие ведущей деятельности есть понятие о структуре. А ее изменение – есть изменение структуры (структуры детства). Больше ничего. Если развитие в каждый данный момент представляет собой известную структуру, то в нем обязательно должны быть ведущие компоненты, которые уходят, а на их место приходят какие-то другие. Она живет, эта система. Это же живая система![26].
Думаю, что сказанного вполне достаточно для того, чтобы увидеть, что представление о развитии психики как линейном индивидуально-хронологическом процессе смены ведущих деятельностей не просто вызывает серьезные возражения, но и во многом не соответствует тому как эта проблема рассматривалась и Выготским и Элькониным. Смена ведущих деятельностей есть вполне реальный, но вместе с тем достаточно внешний, линейный процесс, за которым кроется и в коем как в своей форме находит выражение постоянная структурная реорганизация всей системы деятельностей ребенка как живой, органической системы взаимодействия идеальных и реальных форм. Этим, кстати сказать, обеспечивается непрерывность развития как в стабильные, так и в критические периоды.
Рассмотрим теперь еще одно важнейшее понятие – понятие «психологическое новообразование». И снова мы видим, что с одной стороны оно может быть истолковано в логике линейно-стадиального подхода, но если рассмотреть его в более широком контексте, то становится почти очевидным, что речь идет о вещах несколько более сложных.
Что такое «психологические новообразования» возраста? До сих пор можно встретить понимание психологических новообразований как неких новых психических процессах и функциях, появляющихся в определенные возрастные периоды. Но действительно ли это так?
В ходе индивидуального развития новые качества, свойства и черты личности, новые психические процессы, конечно, появляются, как появляется, например, в определенном возрасте абстрактное мышление (хотя, к сожалению, не у всех), произвольное внимание и логическая память. Но само понятие «новообразование» или, точнее, «психологическое новообразование» у Выготского и у Эльконина означало нечто большее. И здесь две проблемы представляются принципиально важными.
Проблема первая – что означает сам термин «психологическое новообразование»? Вот как определял это понятие Л.С. Выготский
Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка…[27]
Ключевые слова здесь – тип строения личности. Более того, развивая этот тезис Л.С. Выготский совершенно однозначно высказывается о том, как вообще следует понимать развитие в онтогенезе:
В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом – в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части[28]
Развитие есть процесс перестройки (реорганизации) структуры личности и сознания в целом, а не просто появление каких-то новых ее сторон и качеств, отдельных психических процессов. Это, собственно и есть то, что Выготский определял как системное строение сознания. А вот Д.Б. Эльконин увидел в этом исследовательскую задачу:
Все то, что писал Лев
Семенович о системном строении
сознания, надо приложить к системному
строению различных видов деятельности[
Это и понятно, если ведущая деятельность есть ни что иное как ведущий компонент развития (реорганизации) всей системы деятельностей ребенка – в этом и состоит ее, так сказать, «ведущесть», – а новообразования есть ни что иное, как новый тип строения, структуры личности и сознания, то есть опять же результат процесса реорганизации.