Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:23, контрольная работа
Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от не эффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации.
Как видим, такое представление весьма далеко от натуралистической картинки в логике линейной зависимости между ведущей деятельностью и психологическими новообразованиями.
Здесь, видимо, будет уместным упомянуть об одном странном обстоятельстве, связанном с текстом этой статьи Д.Б. Эльконина. Если взять текст, опубликованный в 1971 году и текст этой же статьи, опубликованный в «Избранных психологических трудах» в 1989 году, уже после его смерти, то обнаруживается следующее. В статье 1971 года, говоря о развитии Эльконин прямо ссылается на Выготского и цитирует его классическое определение развития как процесса перехода от одного возрастного этапа к другому, как процесс реорганизации структуры его сознания. Эта прямая ссылка на Выготского во всех последующих изданиях этой статьи отсутствует…Я, разумеется, далек от мысли, что произошло это по чьей-то злой воле, однако в результате этой редакторской процедуры, связь идей «Выготский – Эльконин» оказалась затушеванной, что фактически закрывает возможность для адекватного понимания самой сути подхода к периодизации. Так что пословица «Что написано пером – не вырубишь топором» в данном случае себя не оправдала.[30]
Но есть еще одна проблема. Простейший логический анализ показывает, что линейное представление о смене ведущих деятельностей и, как следствия, появления новообразований (то есть неких новых свойств личности) по определению означает, и даже с необходимостью предполагает, что новообразования появляются только и исключительно в стабильные периоды развития, то есть тогда, когда у ребенка есть ведущая деятельность. Поэтому вопрос А есть-ли психологические новообразования в периоды кризисов? – кажется абсолютно лишенным смысла, потому что ответить на него можно только отрицательно. Но если, повторяю, понимать соотношение между ведущей деятельностью и новообразованиями нелинейно, то есть рассмотреть их как аспекты единой системы «структура личности – система деятельностей как формы отношения», то становится ясно, например то, что новообразования имеют место и в периоды кризисов и в периоды литические.
И вот читаем у Д.Б. Эльконина:
Каковы названия для новообразований кризисов? Каковы названия для новообразований стабильных возрастов? Какова периодичность в развитии этих новообразований? [31]
Эту задачу, то есть задачу определения психологического содержания возрастных кризисов и стабильных возрастов, блистательно решила К. Поливанова[32]. В ее замечательной книге убедительно показано, что содержанием кризисов является превращение возрастного новообразования в субъектную способность – субъективизация. Более того, возрастные кризисы развертываются поэтапно: от открытия ребенком идеальной формы следующей возрастной ступени, через конфликт между желаемым и возможным, к созданию новой социальной ситуации развития.
Таким образом, если уж и
ставить проблему о том, как соотносятся
между собой понятия «
Таким образом, за достаточно
простой на первый взгляд, схемой смены
ведущих деятельностей
И не только я. Об этом же говорит, хотя и в несколько ином ключе, В.П. Зинченко:
«Порядок смены, сосуществования,
конкуренции деятельностей
И об этом же и в последних
работах Бориса Данииловича Эльконина,
где понятие «пространство
Я уделил столь пристальное внимание периодизации психического развития Д.Б. Эльконина для того, чтобы на этом примере показать некоторую принципиальную возможность для перехода от односторонних, линейных подходов к проблеме развития в психологии к моделям системным, и даже, в некотором смысле, пространственным. Любой серьезный анализ развития сознания в онтогенезе, рано или поздно, но неизбежно приводит к такого рода теоретическим моделям.
Можно сколь угодно долго спорить о том, что является критерием выделения этапов возрастного психического развития (включая и ведущую деятельность как один из таких возможных критериев), но если попытаться за деревьями увидеть лес, то становится ясно, что само сознание есть система органическая, то есть нелинейная по определению и ее развитие есть процесс непрерывной функциональной и структурной реорганизации. Сознание по своей природе есть организм, и именно духовный организм и психология, ставящая своей целью построение современной теории сознания, должна следовать не традиционной логике эмпиризма, а исходить из логики развития органических систем, то есть стать психологией органической и, вместе с тем генетической, воссоздающей в своих абстрактно – теоретических построениях живую логику становления реально-конкретных форм сознания как органической системы и одновременно как органа индивидуальности. И здесь, на этом пути, деятельностный подход в психологии показывает как свои далеко еще не исчерпанные возможности, так и свои границы.
,
Основная литература:
1. Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология. Курс лекций. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Сидоренкова. – Ростов-на-Дону, 2002.-352 с.
2. Климов Е.А. Основы психологии. – М., 1997 - 295c.
Дополнительная литература:
3. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. – М., 1980 - 232 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975 - 304 с.
5. Пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994. С. 169–175.
6. Каменская Б.И. и Венн А.М. Память человека: М. “Наука” 1973г.
7. Купреянов Л.И. “Резервы улучшения памяти”
8.Немов Р.С. “Психология”: М. “Владос” 1999г.:1,2 том
9. Лядиус А.Р. “Память в процессе развития”: М 1990 г.
“Общая психология”, изд. Москва, 1995 год