Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:02, реферат

Описание работы

Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства деятельностью. Руководитель, учитель, тренер, которые умеют активизировать других, достигают, как правило, значительных успехов. Знания по мотивации необходимы учителю, тренеру, менеджеру, студенту - каждому, кто пытается побуждать к деятельности других людей или стремится работать с интересом, легко и непринужденно.

Содержание работы

Введение
Мотивация
Рационализм и иррационализм
Первые психологические теории мотивации
Появление эволюционной теории Ч.Дарвина
Теории инстинктов
Концепция о биологических потребностях
Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности
Теория органических потребностей животных
Теории мотивации, относимые только к человеку.
Концепция Г.Мюррея
Концепция А.Маслоу
Мотивационные концепции Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера
Проблемы мотивации человека в отечественной психологии.
Теория А.Н.Леонтьева.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 28.98 Кб (Скачать файл)

                                

Содержание:

Введение 

  1. Мотивация
  2. Рационализм и иррационализм
  3. Первые психологические теории мотивации
  4. Появление эволюционной теории Ч.Дарвина
  5. Теории инстинктов
  6. Концепция о биологических потребностях
  7. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности
  8. Теория органических потребностей животных
  9. Теории мотивации, относимые только к человеку.

Концепция Г.Мюррея

  1. Концепция А.Маслоу
  2. Мотивационные концепции Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера
  3. Проблемы мотивации человека в отечественной психологии.

Теория А.Н.Леонтьева.

         Заключение

        Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понимая мотивы, которые  побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют  важное значение для руководства деятельностью. Руководитель, учитель, тренер, которые умеют активизировать других, достигают, как правило, значительных успехов.  Знания по мотивации необходимы учителю, тренеру, менеджеру, студенту - каждому, кто пытается побуждать к деятельности других людей или стремится работать с интересом, легко и непринужденно. 

Ориентируясь в психологии мотивации, можно научиться:

-ставить цели и достигать  их;

-развивать интерес к  деятельности;

-использовать коллектив  для побуждения к деятельности  отдельного человека.

Мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Ведь несколько одобрительных  слов учителя, тренера или менеджера  могут резко изменить отношение  человека к учебной или профессиональной деятельности. Руководитель, зная о  мотивации своих подчиненных, может  легко актуализировать у них  необходимые для деятельности мотивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мотивация-это широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» - от лат. Moveo - «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». В настоящее время существует множество трактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание [9, c.94].

Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и  т. п.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и  многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким  образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

 

  1. Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.

Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо  выступала в работах философов  и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее  ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий, а мотивационный источник человеческого  поведения усматривался исключительно  в разуме, сознании и воле человека. 

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение  животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение  животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется  темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Эта схема была предложена американским ученым Д. Аткинсоном и частично модифицирована Р. С. Немовым. 

3)  Первыми собственно  психологическими теориями мотивации  принято считать возникшие в  ХVII-ХVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом. 
Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий (одной — для человека, другой — для животных) продолжалось вплоть до конца XIX в. 

4)  Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности. Более того, Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов. 
Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие «потребность» чаще всего для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека. Следует отметить, что использование понятия «потребность» в отношении человека привело к расширению этого понятия. Стали выделять не только биологические, но и некоторые социальные потребности. Однако главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное. 
5)  Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX в. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.

Так, в теории Фрейда таких  инстинктов было три:

  • инстинкт жизни,
  • инстинкт смерти,
  • инстинкт агрессивности.

 Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов:

  • инстинкт изобретательства,
  • инстинкт строительства,
  • инстинкт любопытства,
  • инстинкт бегства,
  • инстинкт стадности,
  • инстинкт драчливости,
  • репродуктивный (родительский) инстинкт,
  • инстинкт отвращения,
  • инстинкт самоунижения,
  • инстинкт самоутверждения.

В более поздних работах  Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. 
Разработанные теории инстинктов все же не смогли ответить на многие вопросы и не позволили решить ряд весьма существенных проблем. Например, как доказать существование у человека этих инстинктов и в какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий? А также как в этих формах поведения разделить собственно инстинктивное и приобретаемое в результате научения? 
Споры вокруг теории инстинктов не смогли дать научно обоснованного ответа ни на один из поставленных вопросов. В итоге все дискуссии закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало употребляться все реже. Появились новые понятия для описания поведения человека, такие как потребность, рефлекс, влечение и другие. 

6)  В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, За исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека. 
Следует отметить, что использование понятий «инстинкт» и «потребностью в данной концепции имело один существенный недостаток: их использование устраняло необходимость учета в объяснении поведения человека когнитивных психологических характеристик, связанных с сознанием и с субъективными состояниями организма. Поэтому данные понятия впоследствии были заменены понятием влечения, или драйва. Причем под влечением понималось стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленному в виде некоторой цели, ожидания или намерения на фоне соответствующего эмоционального переживания. 

7)  Кроме теорий биологических  потребностей человека, инстинктов  и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значительной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями этого направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул—реакция». 
Другая теория — теория высшей нервной деятельности — была разработана И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, среди которых были следующие: Н. А. Бернштейн — автор теории психофизиологической регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамика поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги. 

8)  Одной из теорий, возникших на рубеже ХIХ-ХХ вв. и продолжающих разрабатываться сейчас, является теория органических потребностей животных. Она возникла и развивалась под влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии. 
Навык, по мнению Макдугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждений, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. 
Первоначально Макдугалл выделял 12 видов инстинктов:

  • бегство (страх),
  • неприятие (отвращение),
  • любознательность (удивление),
  • агрессивность (гнев),
  • самоуничижение (смущение),
  • самоутверждение (воодушевление),
  • родительский инстинкт (нежность),
  • инстинкт продолжения рода,
  • пищевой инстинкт,
  • стадный инстинкт,
  • инстинкт приобретательства,
  • инстинкт созидания.

По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с  соответствующими эмоциями, так как  внутренним выражением инстинктов являются эмоции. 

9)  Концепции и теории  мотивации, относимые только к  человеку, начали появляться в  психологической науке начиная  с 30-х гг. XX в. Первой из них  была теория мотивации, предложенная  К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии — Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др. Рассмотрим некоторые из них.

Достаточно широкую известность  получила мотивационная концепция  Г. Мюррея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впоследствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. 

Информация о работе Теории мотивации