Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:02, реферат
Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства деятельностью. Руководитель, учитель, тренер, которые умеют активизировать других, достигают, как правило, значительных успехов. Знания по мотивации необходимы учителю, тренеру, менеджеру, студенту - каждому, кто пытается побуждать к деятельности других людей или стремится работать с интересом, легко и непринужденно.
Введение
Мотивация
Рационализм и иррационализм
Первые психологические теории мотивации
Появление эволюционной теории Ч.Дарвина
Теории инстинктов
Концепция о биологических потребностях
Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности
Теория органических потребностей животных
Теории мотивации, относимые только к человеку.
Концепция Г.Мюррея
Концепция А.Маслоу
Мотивационные концепции Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера
Проблемы мотивации человека в отечественной психологии.
Теория А.Н.Леонтьева.
Заключение
Список используемой литературы
10) Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, предложенную Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
Причем, по мнению автора, в
основании данной мотивационной
пирамиды лежат физиологические
потребности, а высшие потребности,
такие как эстетические и потребность
в самоактуализации, образуют ее вершину.
11) Во второй половине
XX в. теории потребностей
Во-первых, в большинстве данных теорий
отрицалась принципиальная возможность
создания единой универсальной теории
мотивации, одинаково успешно объясняющей
как поведение животных, так и человека.
Во-вторых, подчеркивалось, что стремление
снять напряжение как основной мотивационный
источник целенаправленного поведения
на уровне человека не работает, во всяком
случае не является для него основным
мотивационным принципом.
В-третьих, в большинстве данных теорий
утверждалось, что человек не реактивен,
а изначально активен. Поэтому принцип
редукции напряжения для объяснения поведения
человека неприемлем, а источники его
активности следует искать в нем самом,
в его психологии.
В-четвертых, данные теории признавали
наряду с ролью бессознательного существенную
роль сознания человека в формировании
его поведения. Более того, по мнению большинства
авторов, сознательная регуляция для человека
является ведущим механизмом формирования
поведения.
В-пятых, для большинства теорий данной
группы было свойственно стремление ввести
в научный оборот специфические понятия,
отражающие особенности человеческой
мотивации, например «социальные потребности,
мотивы» (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г.
Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс,
Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер,
Г. Келли и др.).
В-шестых, авторы теорий этой группы были
едины во мнении о том, что для исследования
мотивации человека неприемлемы методы
исследования причин поведения у животных.
Поэтому они предприняли попытку найти
специальные методы изучения мотивации,
подходящие только для человека.
12) В отечественной психологии также
предпринимались попытки решать проблемы
мотивации человека. Однако вплоть до
середины 1960-х гг. психологические исследования
были сосредоточены на изучении познавательных
процессов. Основной научной разработкой
отечественных психологов в области проблем
мотивации является теория деятельностного
происхождения мотивационной сферы человека,
созданная А. Н. Леонтьевым.
Согласно его концепции, мотивационная
сфера человека, как и другие его психологические
особенности, имеет свои источники в практической
деятельности. В частности, между структурой
деятельности и строением мотивационной
сферы человека существуют отношения
изоморфизма, т. е. взаимного соответствия,
а в основе динамических изменений, которые
происходят с мотивационной сферой человека,
лежит подчиняющееся объективным социальным
законам развитие системы деятельностей.
Таким образом, данная концепция объясняет
происхождение и динамику мотивационной
сферы человека. Она показывает, как может
изменяться система деятельностей, как
преобразуется ее иерархизированность,
каким образом возникают и исчезают отдельные
виды деятельности и операции, какие модификации
происходят с действиями. В соответствии
с закономерностями развития деятельностей
можно вывести законы, описывающие изменения
в мотивационной сфере человека, приобретение
им новых потребностей, мотивов и целей.
Заключение
Все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни.
Список используемой литературы:
1.Немов Р. С. Психология. 2000
2.Андреева Г. М. Социальная психология. 2001г.
3. Блейхер В.М., Крук И.В. - Толковый словарь психиатрических терминов
4. Маклаков А. Г. Общая психология. 2001г.
5. http://ru.wikipedia.org/
6. http://psyera.ru/4217/