Теория агрессии и подражания Н. Миллера и Д. Долларда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть сущность особенности теории агрессии и подражания.
Задачи, вытекающие из цели, следующие:
- дать понятие агрессии
- рассмотреть развитие учения об агрессии в социально-психологическом развитии;
- охарактеризовать фрустрационную теорию агрессии Н. Миллера и Д. Долларда;
- рассмотреть теорию научения А. Бандуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АГРЕССИИ
1.1 Понятие агрессии
1.2 Природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ
2.1 Фрустрационная теория агрессии Н. Миллера и Д. Долларда
2.2. Теория научения: роль подкрепления и подражания (А. Бандура)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Теория агрессии и подражания Н.docx

— 83.39 Кб (Скачать файл)
  1. Теория агрессии и подражания Н. Миллера и Д. Долларда.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА АГРЕССИИ

1.1 Понятие агрессии

1.2 Природа и структура  агрессии в отечественной и  зарубежной литературе

2. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ  АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ

2.1 Фрустрационная теория агрессии Н. Миллера и Д. Долларда

2.2. Теория научения: роль подкрепления и подражания (А. Бандура)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, приняло научный характер, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Существует множество  теоретических обоснований возникновения  агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление, так как  этим видом поведения человека занимались различные школы и направления  в психологии, социологии, педагогике. Но все они подпадают под следующие  четыре категории. Агрессия относится  к:

- врожденным побуждениям  и задаткам;

- потребностям, активизируемым  внешними стимулами;

- познавательным и эмоциональным  процессам;

- актуальным социальным  условиям в сочетании с предшествующим научением.

Изучением проявлений агрессии педагогическая психология занимается давно, и чаще всего связывает  данный вид поведения с недостатками воспитания. Зачастую семейная среда, доброжелательная, не направленная на проявление агрессии, создает все  предпосылки для нормального  развития ребенка. Дети, воспитывающиеся  вне семьи – явление хоть и позорное для общества, аномальное по сути, но всё же это факт социальной действительности, оформившийся в отдельный институт. Такими детьми занимаются государство, направляя в детские дома, приюты, школы-интернаты. Дети, выходящие из этих стен, естественно, отличаются от домашних. Они не хуже и не лучше последних, они просто другие: с иным складом личности, сознания и самосознания. Воспитание в условиях детского дома формирует особый социальный тип личности, которая несёт на себе этот особенный своеобразный отпечаток всю последующую жизнь.

Объект исследования – теория агрессии.

Предмет исследования – особенности теории агрессии и подражания.

Цель курсовой работы: рассмотреть сущность особенности теории агрессии и подражания.

Задачи, вытекающие из цели, следующие:

- дать понятие агрессии

- рассмотреть развитие  учения об агрессии в социально-психологическом  развитии;

- охарактеризовать фрустрационную теорию агрессии Н. Миллера и Д. Долларда;

- рассмотреть теорию научения А. Бандуры.

Методологическую  основу курсовой работы составили труды таких авторов, как Андреева Г.М., Бандура А., Берковиц Л., Бэрон Р., Лоренц К., Ричардсон Д., Парыгин Б.Д., Петровский А.В., Фромм Э., Хекхаузен Х., Шихарев П.Н., Ярошевский М.Г. и др.

Структура работы определена задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. При написании использовались учебные пособия по психологии и педагогике, монографии и статьи отдельных авторов.

 
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА АГРЕССИИ

1.1 Понятие агрессии

Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

Под агрессией, согласно Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

"Психологический словарь" (под ред. А.М. Зинченко) предлагает  следующее определение: "Агрессия - мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам  и правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам  нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб  людям или вызывающее у них  психологический дискомфорт (отрицательные  переживания, состояние напряженности,  страха, подавленности)".

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: целевая  агрессия; инструментальная агрессия. Первая выступает как осуществление  агрессии в качестве заранее спланированного  акта, цель которого - нанесение вреда  или ущерба объекту. Вторая совершается  как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й., Осинский А. К., Левитов Н. Д. Их точка зрения следующая:

1) По направленности: агрессия, направленная вовне; аутоагрессия, направленная на себя.

2) По цели: интеллектуальная; враждебная.

3) По методу выражения:  физическая; вербальная.

4) По степени выраженности: прямая; косвенная.

5) По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.

Теперь определим, что  такое агрессивное действие и  агрессивное поведение, агрессивность, так как часто в эти понятия  вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное  действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность  подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно  перед или во время агрессивного действия. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Согласно Р. С. Хомансу, агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. А.А.Реан, К. Бютнер и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Т.Р. Румянцева, указывая на различие в понимании агрессивного поведения считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение можно назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия; когда нарушены нормы поведения.

Важную роль в становлении  агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

По мнению Й. Заграфовой, податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она выделяет две степени социализации: усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения; усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность. То есть, податливость к агрессивным действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и  многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в Приложении.

Таким образом, многие специалисты  и ученые указывают на то, что  проявление агрессии должно мотивироваться внутренними или внешними стимуляторами. Агрессию можно рассматривать как  биологически целесообразную форму  поведения, которая способствует выживанию  и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

 

1.2 Природа и  структура агрессии в отечественной  и зарубежной литературе

Существует множество  теоретических обоснований возникновения  агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они  подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании  с предшествующим научением.

Рассмотрим наиболее известные  теоретические положения.

Теория влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное  и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от "Я". А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

Экологический подход. Новое  звучание тема агрессии получила благодаря  работам К. Лоренца, который придерживался  эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта  борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у  других живых существ. Он считал, что  агрессивная энергия, имеющая своим  источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно  накапливаясь с течением времени. Таким  образом, развертывание явно агрессивных  действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной  энергии; наличия стимулов, облегчающих  разрядку агрессии.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется  в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное  поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц отмечал, что кроме  врожденного инстинкта борьбы, все  живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют  сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический  прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению  человека как вида. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут  оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать  ее проявления.

Информация о работе Теория агрессии и подражания Н. Миллера и Д. Долларда