Теория личности А. Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:31, доклад

Описание работы

Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются, прежде всего, целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.

Содержание работы

Неполноценность и компенсация
Борьба за превосходство
Жизненные цели
Стиль жизни
Препятствия к росту
Оценка
Ключевые понятия
Список литературы

Файлы: 1 файл

psy.docx

— 60.98 Кб (Скачать файл)

Реферат по психологии:

Теория Личности А.Адлера

Выполнила: Мадебейкина Л.Е.




 

 

Чебоксары, 2011




 

 

Содержание:

  1. Неполноценность и компенсация
  2. Борьба за превосходство
  3. Жизненные цели
  4. Стиль жизни
  5. Препятствия к росту
  6. Оценка
  7. Ключевые понятия
  8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теорию индивидуальной психологией, подчеркивая уникальность каждого индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения.

Четыре основных принципа адлеровской системы:

  1. целостность
  2. единство индивидуального стиля жизни
  3. социальный интерес, или чувство общности
  4. важность целеориентированного поведения.

Вывод Адлера о том, что  цели и ожидания больше влияют на поведение  человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения  с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются, прежде всего, целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.

Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм тем, что  занимается доступным для наблюдения поведением и его последствиями, а также утверждает, что любая  концепция должна быть конкретной и  привязанной к реально существующему  поведению. В отличие от большинства  психологических теорий, описанных  здесь, индивидуальная психология не является глубинной психологией, то есть она не постулирует неосязаемые силы и построения, таящиеся в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение объясняется с помощью терминов физической и социальной окружающей среды, в контексте, самой личностью обычно не осознаваемом. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 году. Последователи Адлера внесли большой вклад в групповую терапию, краткосрочную терапию и применение психологии в образовании

 

    1. Неполноценность и компенсация.

В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер сделал попытку объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. В то время Адлер писал как врач, занимаясь преимущественно физиологическими процессами. Он высказал предположение, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места — органы, особенно подверженные болезням. Адлер также отмечал, что органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. Адлер писал: «Почти у всех выдающихся людей мы можем найти какой-либо органический недостаток, и это производит впечатление, что они болезненно переживали собственную неполноценность в начале жизни, но боролись и преодолели свои затруднения».

«Важно не то, с чем  человек родился, а то, как он этим распоряжается». Адлер расширил свое исследование органической неполноценности до изучения психологического чувства неполноценности. Он придумал термин комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребенка и отсутствия у него власти.

Адлер считал, что жизненный  опыт ребенка заставляет его чувствовать  свою слабость, несостоятельность и  фрустрацию. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребенка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых — наиважнейшая задача. С этой точки зрения сила выглядит как первое добро, а слабость — как первое зло. Борьба за достижение власти — это ранняя детская компенсация чувства неполноценности.

«Чувство неполноценности  само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений  в положении человечества».

Умеренное чувство неполноценности  может подтолкнуть личность к  конструктивным достижениям. Однако глубокое осознание своей неполноценности  препятствует позитивному росту  и развитию:

«Он [ребенок] обнаруживает в раннем возрасте, что существуют другие человеческие существа, которые  могут удовлетворять свои потребности более полно и лучше подготовлены к жизни... Он начинает чрезмерно высоко оценивать значение размеров и роста, которые позволяют открыть дверь, или способность передвигать тяжелые предметы, или право других отдавать команды и требовать послушания. Желание вырасти, стать таким же сильным или даже сильнее, чем все окружающие, растет в его душе». Для Адлера практически весь прогресс есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.

 

 

    1. Агрессия и борьба за превосходство.

В своих ранних работах  Адлер подчеркивал важность агрессии и стремления к власти. Однако он отождествлял агрессию не с враждебностью, а, скорее, с инициативностью и  способностью преодолевать препятствия, например, как в агрессивной тактике  продаж. Адлер утверждал, что агрессивные  тенденции в человеке являются решающими  в индивидуальном и видовом выживании. Агрессия может проявлять себя как воля к власти — фраза Ницше, которой Адлер воспользовался. Адлер отмечал, что и мужчины, и женщины для удовлетворения стремления к власти часто используют сексуальность.

Позднее, развивая свою теорию, Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более  общего мотива — цели достичь превосходства  или совершенства, то есть стремления улучшить себя, развить свои способности  и возможности. Адлер считал, что  все здоровые индивидуумы руководствуются  стремлением к совершенствованию, к постоянному улучшению: «Стремление  к совершенствованию является врожденным в том смысле, что оно — часть  жизни, побуждающая сила, нечто, без  чего жизнь была бы немыслима». Стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление. Если это стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, оно развивается в конструктивном и здоровом направлении. Личность, ведомая такой целью, старается расти, развивать свои навыки и возможности, стремится к конструктивному образу жизни. Однако некоторые люди ищут личного превосходства, стараясь ощутить его, подчиняя себе других, вместо того чтобы становиться более полезными для окружающих. Для Адлера стремление к личному превосходству есть невротический симптом, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которого ищет человек.

«Чувство личной ценности может возникать лишь из достижений, из способности преодолевать».

Цель достижения превосходства  имеет свои корни в эволюционном процессе постоянной адаптации к  окружающей среде. Все виды должны развиваться  в направлении наиболее эффективной  адаптации, в противном случае они  исчезнут. Таким образом, личность вынуждена  искать более гармоничных отношений  с окружающим миром: «Если бы это  стремление не было врожденной чертой организма, ни одна из форм жизни не могла бы сохранить себя. Таким  образом, цель как можно лучше  приспособить окружающую среду к  своим нуждам, которую называют стремлением  к совершенству, также характеризует развитие человека».

«Жить — значит развиваться».

Однажды Адлер сказал пациенту:

«Что вы делаете сперва, когда учитесь плавать? Вы делаете ошибки, не правда ли? А что случается потом? Вы делаете другие ошибки, и когда сделаете все ошибки, которые только возможно сделать, не утонув, — а некоторые из них много раз подряд, — что вы обнаруживаете? Что умеете плавать? Прекрасно, жизнь — это то же самое, что обучение плаванию! Не бойтесь делать ошибки, потому что нет другого пути научиться жить!». Согласно Адлеру, «высший закон жизни» состоит в том, что «чувство ценности человеческой личности не должно уменьшаться». Личности хотят испытывать чувство успеха и самоуважения.

 

    1. Жизненные цели.

По Адлеру, цель покорения  окружающей среды — слишком широкое  понятие, чтобы с его помощью  логически объяснить, как люди выбирают свою линию в жизни. Поэтому Адлер  выдвинул идею, согласно которой личность вырабатывает специфическую жизненную цель, используя ее в качестве ориентира. На жизненную цель человека влияют его личный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная цель.

«Цель превосходства для  каждого человека персональна и уникальна. Она зависит от значения, которое он придает жизни. Это значение не просто слова. Оно строится на основе его стиля жизни и проходит через всю эту жизнь». «Человек — всего лишь капля воды... но капля с большим тщеславием».

Формирование жизненных  целей начинается в детстве как  компенсация чувства неполноценности, незащищенности и беспомощности  в мире взрослых. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства  бессилия, мостом из неудовлетворяющего настоящего в яркую, подвластную  нам, полноценную будущую жизнь. Потом, когда мы становимся взрослыми, у нас могут появиться четкие, логические причины для нашего выбора карьеры. Однако жизненные цели, которые  руководят нами и побуждают нас  к действию, формируются в раннем детстве и остаются скрытыми от сознания. В качестве примера Адлер указывал на то, что многие врачи, как и  он сам, выбирают свою карьеру в детстве, надеясь таким образом совладать  со своими опасениями относительно смерти.

Жизненные цели — всегда нечто нереалистичное, и они могут  быть невротически преувеличены, если чувство неполноценности слишком  сильно. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно  поставленными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям. Адлер любил задавать своим пациентам вопрос: «Что бы вы делали, если бы у вас не было этой проблемы?» По ответам на него он обычно обнаруживал, чего стремился избежать пациент, прячась за симптомы своего заболевания.

Жизненные цели определяют направление и конечную цель нашей  деятельности, позволяют стороннему наблюдателю объяснить конкретные аспекты нашего мышления и поведения  с точки зрения этих целей. Адлер  указывал, что черты характера  не являются ни врожденными, ни неизменяемыми, они вырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации: «Это не первичные, а вторичные факторы, вызванные скрытыми целями личности, и их надо понимать телеологически». Например, тот, кто стремится к  превосходству, добиваясь личной власти, вырабатывает в себе различные необходимые  для достижения этой цели свойства, такие, как честолюбие, зависть, недоверие.

 

    1. Стиль жизни.

Адлер подчеркивал необходимость  анализировать личность как единое целое. Жизненный стиль — это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности.

«Первейшая задача социальной психологии — выявить это единство в каждом человеке: в его мышлении, чувствах, действиях, в его так  называемом сознательном и бессознательном  — в любом проявлении его личных свойств».

Согласно Адлеру, ключ к  пониманию поведения человека находится  в скрытых целях, которыми он руководствуется. Эти цели простираются далеко за рамки  внешних фактов и ситуаций, например, если я считаю, что мой отец плохо  обращался со мной в детстве, и  возлагаю на это вину за свою неудавшуюся  жизнь, в то время как я сам  дирижирую своими поражениями. Неважно, как со мной в действительности обращались. Моя вера в то, что меня подавляли, — психологическая правда. Далее я превращаю плохое обращение в реальность, подходящую для оправдания стиля жизни, выбранного мной, — жизни неудачника.

«Как мы уже видели, в  первые четыре или пять лет жизни  человек формирует единство своего сознания, выстраивает отношения  между сознанием и телом. Он использует наследственный материал и впечатления, получаемые от окружающего мира, приспосабливая их к своему стремлению к превосходству. К концу пятого года жизни его  личность кристаллизуется. Значение, которое  он придает жизни, цель, которую он преследует, способ ее добиваться и  его эмоциональные склонности —  все фиксируется. Он может это  изменить в дальнейшем, но только если освободится от ошибки, допущенной во время детской кристаллизации. Также, как его предыдущее самовыражение соответствовало его пониманию жизни, так и теперь, когда он способен исправить ошибку, его новое самовыражение будет соответствовать его новому пониманию». По-видимому, отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы индивидуального жизненного стиля и целей, и, следовательно, психологические и эмоциональные проблемы необходимо решать в этом контексте. Поэтому при лечении следует обращаться к целостному стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения — всего лишь выражение единого жизненного стиля личности.

Информация о работе Теория личности А. Адлера