Теория личности А. Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:31, доклад

Описание работы

Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются, прежде всего, целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.

Содержание работы

Неполноценность и компенсация
Борьба за превосходство
Жизненные цели
Стиль жизни
Препятствия к росту
Оценка
Ключевые понятия
Список литературы

Файлы: 1 файл

psy.docx

— 60.98 Кб (Скачать файл)

Мозак перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля:

«1. Я-концепция — представление человека о себе, кто он есть.

2. Идеал себя — мнение о том, каким он должен быть.

3. Образ мира — представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир требует от человека.

4. Этические убеждения — личный этический кодекс.»

 

Схема апперцепции.

Как часть жизненного стиля, личность вырабатывает представление  о себе и о мире. Адлер назвал эти представления схемой апперцепции. Апперцепция — это психологический термин, который относится к восприятию, включая субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.

«Вы находите то, что вы планировали найти».

Адлер подчеркивал, что это  — личная концепция мира, определяющая поведение человека. Если некто верит, что моток веревок в темном углу — змея, то его страх может  быть таким же сильным, как если бы змея там и в самом деле была. Адлер напоминал, что «наши чувства  получают не реальные факты, а лишь субъективный образ их, отражение внешнего мира». Схема апперцепции имеет свойство усиливать сама себя. Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает нам. Работа Адлера над схемой апперцепции является важной предпосылкой когнитивной психологии и когнитивной терапии.

Адлер умел с большой эффективностью использовать этот принцип в терапии. Один пациент пришел к нему с длинной  историей жизненных неудач. Адлер  объяснил ему, что эту «способность»  терпеть поражения можно обратить себе на пользу. «Согласен, успех очень  важен для вас, тогда почему бы специально не постараться проиграть, ведь тогда, согласно вашим собственным словам, вы почти наверняка преуспеете?». Это стало настоящим поворотным пунктом для человека, который не мог не рассмеяться над собой.

 

Творческая энергия личности.

Адлер указывал, что на различные  влияния, воздействующие на нашу жизнь, мы реагируем активно и творчески. Мы — не инертные объекты, пассивно воспринимающие все внешние влияния, мы активно ищем одни впечатления  и отвергаем другие. Мы избирательно систематизируем и осмысливаем  опыт, вырабатывая индивидуальную схему  апперцепции и формируя четкую модель отношения к миру:

«Индивидуальная психология как наука возникла из попыток  понять эту таинственную творческую энергию жизни, которая проявляется  в желании развиваться, стараться, достигать... Это телеологическая сила, она выражается в стремлении к цели, и в этом стремлении все телесные и психологические усилия призваны действовать вместе. Бессмысленно изучать телесные движения и ментальные состояния абстрактно, не привязывая их к личности в целом».

Каждый человек, считал Адлер, имеет центр, где он свободен. А  раз мы свободны, мы отвечаем за наши действия и за нашу жизнь.

«Бесполезно строить психологию только на основе движущих сил, не принимая во внимание творческую энергию ребенка, которая направляет эти силы, отливает их в определенную форму и снабжает достойной целью».

Адлер всегда подчеркивал  позитивные, творческие, здоровые способности  личности. Когда пациентка приходила  к нему, Адлер спрашивал себя не о том, насколько она больна, а  о том, сколько в ней здорового. Он полагал, что основа любого излечения  заключается не в силе болезни, но в воле индивидуума к сопротивлению.

Ядром адлеровской модели человеческой природы является творчество — способность формулировать (сознательно или бессознательно) цели и способы их достижения. Она достигает наивысшего развития в создании жизненного плана, который организует жизнь человека в последовательный жизненный стиль.

«Каждый человек приходит к конкретной цели преодоления трудностей с помощью творческой энергии, которая идентична его «я».

По Адлеру, формирование жизненной цели, жизненного стиля  и схемы апперцепции, в сущности, есть творческий акт. Творческая сила индивидуума организует и направляет его реакцию на окружающий мир. Адлер  приписывал личности уникальность, самосознание и контроль над своей судьбой  — качества, которым, по его мнению, Фрейд не уделял должного внимания в своей концепции человеческой природы. «Каждый человек представляет собой как единство персональных качеств, так и индивидуальный способ проявления этого единства. Таким  образом, человек — и картина, и художник одновременно. Он — художник своей личности». Адлер подчеркивал, что мы не безвольные пешки в руках внешних сил. Мы сами выплавляем свою личность.

Для размышления. Три желания

Вы нашли старую запечатанную бутылку, выброшенную волнами на берег. Вы открыли ее, появился джинн  и пообещал исполнить три ваших  желания. Когда будете обдумывать, что  загадать, помните, что желания должны оставаться в пределах человеческих возможностей. Они должны быть увлекательными, но правдоподобными.

1. Напишите ваши три  желания.

2. Выберите одно, наиболее  важное для вас.

3. Напишите о своем  желании четко и подробно, как  о главной жизненной цели.

4. Что вы делаете или  собираетесь сделать для достижения  этой цели?

5. Каковы препятствия  для ее достижения?

6. Что вы чувствовали,  когда писали о своей цели, принимая ее всерьез?

7. Если хотите, повторите  пункты 3—6 для оставшихся двух  желаний.

 

Социальный интерес.

Многие критики упрощенно  воспринимали мысли Адлера относительно агрессии и стремления к власти, приписывая им слишком большое значение в его концепции. Центральным в позднейшей работе Адлера является понятие социального интереса. Под социальным интересом Адлер понимал «чувство солидарности, связанности человека с человеком... расширенное значение „чувства товарищества в человеческом обществе“». Чувство общности касается участия, которое мы принимаем в делах других людей, не просто ради достижения собственных целей, но из «интереса к интересам» других.

«Все неудачники... есть результат  недостаточного развития социального  интереса. Все они неконтактные, одинокие существа, которые в большей  или меньшей степени идут по жизни  отдельно от всего остального мира, существа более или менее асоциальные, если не сказать антисоциальные».

Со своей холистической точки зрения Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, сообщества друзей и знакомых, общества, человечества. Наша жизнь и вся наша деятельность протекают в социальном контексте:

«Любая ценность человека определяется его отношением к ближнему и той долей труда, необходимого для совместной жизни, которую он на себя берет. Благодаря своей работе на пользу этой совместной жизни он становится ценным для других человеческих существ, звеном в великой цепи, которая связывает общество, в цепи, повредив которую нельзя не повредить человеческому обществу».

В некотором смысле все  поведение человека социально, потому что, как доказывал Адлер, мы развиваемся в социальном окружении и наши личностные характеристики формируются обществом. Социальный интерес — это нечто большее, чем забота о непосредственном социальном окружении или конкретном обществе. В самом широком смысле он является заботой об интересах «идеального сообщества всего человечества, которое есть основная цель эволюции». Социальный интерес включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.

 

Сотрудничество.

Один из важных аспектов социального интереса — формирование способности сотрудничать. С эволюционной точки зрения способность взаимодействовать  в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для  выживания человеческой расы и наиболее эффективной формой адаптации к  окружающей среде. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных жизненных стилей. «Если человек взаимодействует с другими, — писал Адлер, — он никогда не станет невротиком». Те, кто внес наибольший вклад в развитие человечества, всегда были наиболее кооперативными личностями, и работа величайших гениев всегда была направлена на пользу общества.

«Однако людьми, которые  действительно умеют встречать  и решать свои жизненные проблемы являются только те, кто в своих устремлениях выказывает тенденцию обогащать остальных, те, кто движется вперед по пути, несущему пользу и другим».

 

Основные принципы теории Адлера.

1. Все действия человека  происходят в социальном контексте.  Нельзя изучать людей изолированно.

2. Упор делается на  межличностной психологии. Самым  важным для индивидуума является  развитие у него чувства включенности  его в некое более крупное  социальное целое в качестве  неотъемлемой части.

3. Индивидуальная психология  придерживается холистической, а не редукционистской точки зрения. Все функции подчинены личной цели и стилю жизни.

4. В психологии Адлера  термин бессознательное — прилагательное, а не существительное. Бессознательные процессы целенаправлены и служат целям индивидуума, так же как и сознательные процессы.

5. Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль  жизни, или когнитивную организацию.  Это линза, через которую люди  видят себя и свою жизнь.

6. Хотя поведение может  меняться, стиль жизни и долговременные  цели индивидуума остаются относительно  постоянными, пока не изменятся  его основные убеждения. Достижение  такой трансформации является  одной из важнейших задач терапии.

7. Поведение определяется  не прошлым, а наследственностью  и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые,  по их ощущению, принесут им  счастье и успех.

8. Главная движущая сила  личности — стремление к совершенству  или к превосходству. Это утверждение  можно сравнить с концепцией самореализации Хорни или с самоактуализацией Маслоу.

9. Человеку предоставлен  широкий выбор различных вариантов  жизни. Он или она могут выбрать  здоровые, общественно полезные  цели или невротические, бесполезные  для общества.

10. Психология Адлера концентрируется  в первую очередь на процессе. Относительно небольшое внимание  уделяется классификации типов личностей.

11. В любом случае смысл  нашей жизни определяется тем,  как мы относимся к ней. Здоровая  концепция жизни включает в  себя осознание того, как важно  помогать другим людям и работать  на пользу общества.

 

Динамика.

Психологический рост.

Сущность психологического роста состоит, прежде всего, в движении от эгоцентричной цели достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества. Конструктивное стремление к превосходству плюс сильный социальный интерес и кооперация — вот основные черты здоровой личности.

Жизненные задачи

Адлер рассматривал три главные  жизненные задачи, стоящие перед  человеком: работу, дружбу и любовь. Эти задачи определяются основными  условиями человеческого существования:

«Эти три главных узла определены тем фактом, что мы живем  в одном конкретном месте вселенной  и должны развиваться в пределах тех возможностей, которые предоставляют  нам обстоятельства; а также тем, что мы живем среди других подобных нам существ, приспосабливаться  к которым нам приходится учиться, и еще тем, что мы разделены  на два пола и будущее нашей  расы зависит от отношений этих двух полов».

Работа включает в себя деятельность, полезную для общества, а не просто те занятия, которые приносят доход. По Адлеру, работа приносит чувство удовлетворения и самоуважения только тогда, когда она полезна для остальных. Важность труда в первую очередь основана на нашей зависимости от среды обитания:

«Мы живем на поверхности  этой планеты, и в нашем распоряжении только ее ресурсы, плодородность почвы, ее минеральные богатства, ее климат и атмосфера. И задача человечества всегда состояла в том, чтобы найти  правильные решения тех проблем, которые ставят нам эти условия... Всегда было необходимо стремиться к  усовершенствованию и к дальнейшим достижениям».

Дружба обусловлена нашей принадлежностью к человеческой расе и необходимостью постоянно приспосабливаться к другим существам нашего вида и взаимодействовать с ними. Дружеские отношения позволяют обзавестись жизненно важными связями, так как ни один индивидуум не может быть привязан к обществу абстрактно. Дружеские, совместные усилия есть важный элемент конструктивной работы.

Любовь рассматривается Адлером в смысле гетеросексуальной любви. Она приводит к близкому взаимодействию на физическом и ментальном уровне и порождает высокую степень сотрудничества между людьми противоположных полов. Любовь возникает из интимных отношений, которые необходимы для продолжения нашего рода. Адлер писал, что тесные узы семейных отношений требуют от нас величайшей способности взаимодействовать с другим человеческим существом, а успешный, счастливый брак создает наилучшую обстановку для воспитания в детях общительности и социального интереса.

Информация о работе Теория личности А. Адлера