Теория личности с позиций категориального анализа психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Если в западной психологии становление психологии личности можно датировать концом 1930-х годов, когда вышли первые обобщающие книги по личности К.Левина, Г.Олпорта и Г.Мюррея, то в нашей стране эта проблематика долгое время была фактически закрытой для реальных исследований по причине ее повышенной идеологической остроты, вместе с такими дисциплинами как психодиагностика, психотерапия, социальная психология и социология -- их "размораживание" началось только с конца 1960-х гг., когда серьезный разговор о личности в гуманитарных науках стал вновь возможен.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………...3-4
Раздел 1. Отечественная психология: обзор основных этапов формирования
1.1 Божович Л.И. …………………………………………….……………….5-7
1.2 Содержание концепции В.Н. Мясищева………………………………...7-8
1.3 Содержание концепции Б.Г.Ананьева………….…………………….……9
1.4 Леонтьев А.Н. …………………………………………………………..10-12
1.5 Рубинштейн С.Л. …………………………………………………...….12-16
1.6 Узнадзе Д.Н. …………………………………………………………...16-20
Раздел 2. Теория личности с позиций категориального анализа психологии………………………………………………………………….20-23
2.1 Онтологическая модель личности……………………………….……24-27
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………29

Файлы: 1 файл

теории личности в отечественной психологии.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь психических  процессов - это то, что относится  к психической реальности. Тем  самым мы подводим личность под общую  категорию психики; личность оказывается одной из структур психики. А.Н.Леонтьев, напротив, принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики в плоскость отношений с миром; как он сформулировал позднее, "проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов". Это положение, идущее от Выготского, коренным образом отличает подход А.Н.Леонтьева от взглядов А.Ф.Лазурского, С.Л.Рубинштейна, В.С.Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов. Согласно представлениям А.Н.Леонтьева, личность есть особая реальность, заслуживающая особого предмета, "личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство -- личность -- не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни".

Леонтьев, таким  образом, определяет личность как связь, иерархию деятельностей, а не психических  процессов. "Индивид превращается в личность … в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть "сгусток" биографии" (Леонтьев, 1994, с. 196). Другими словами, личность - не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а биография, опыт жизни! Личность есть результат "кристаллизации" биографии. Это первый тезис А.Н.Леонтьева.

Второй тезис: личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения  к развитию психических процессов.

Третий тезис - личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность -- небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.

Фактически  то же общее представление, хоть и  несколько другими словами, воспроизводится  три с лишним десятилетия спустя в книге "Деятельность. Сознание. Личность." Анализ личности Леонтьев начинает с констатации важного тезиса о том, что личность есть не все в человеке. Есть и то, что к личности отношения не имеет, есть то, что имеет, но заранее это не известно. "Одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности". Наша задача, пишет А.Н.Леонтьев, "требует понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида" (там же, с.172). Все остальное -- природное и социальное -- есть предпосылки развития личности, из которых само развитие невыводимо. Личность впервые возникает, когда человек вступает в историю, и он становится личностью лишь как субъект общественных отношений. "Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается".

Положение А.Н.Леонтьева  о личности как "внутреннем моменте" деятельности вызвало много критики, в которой его упрекали за то, что он якобы сводит личность к  деятельности, лишая ее своей специфики. Однако Леонтьев нигде не говорил, что личность есть только момент деятельности. Смысл этого тезиса в том, что деятельность имеет структуру "субъект-объект", она не может осуществляться без субъекта, который является личностью. Деятельность конституируются мотивами, а мотивы связаны с личностью, но не с индивидом.

 

 

1.5 Рубинштейн С.Л.

 

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, к семье адвоката. В 1908 г. он окончил  Ришельевскую гимназию с золотой  медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла его первая крупная статья "К проблеме метода", первая часть которой стала его докторской диссертацией.

Начавшаяся  Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад "Философская система Когена" в философском обществе при Новороссийском университете. В апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во многом благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. - еще и курс "Введение в философию".

После смерти Ланге  С.Л. Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С.Л. Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась "Принцип творческой самодеятельности". В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.

 

В 1922 г. он сформулировал  принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики.

 

В течение следующих  лет С.Л. Рубинштейн предпринял несколько  командировок в Харьков. Во время  одной из них он принял участие  в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. - в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве.

С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором  Института народного образования. Этот период был удачным и для  его научной деятельности. В Одессе С.Л. Рубинштейн выпустил ряде статей, в том числе "Развитие мышления у подростков".

В 1930 г. С.Л. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил  кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая  в Ленинграде, он издал в 1935 г. книгу "Педагогика и психология", в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю.

 

Рубинштейн  обращал внимание на то, что отношения  педагога к ученикам и учеников к  педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности.

 

Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования  психического - это существование  в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу "Основы общей психологии", работа над которой длилась несколько  лет. В ней он, в частности, отразил  свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи  всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.

 

В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический  подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

 

В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения  личности к миру - переживание. Предметом  особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым.

 

До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных  работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.

 

В 1945 г. С.Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте  философии АН СССР и возглавил  его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория  в Академии наук СССР.

В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и  расширенное издание "Основ общей  психологии", которое сыграло  роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в "преклонении перед иностранщиной" и недооценке отечественной науки. В 1948-1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.

Давление критики  было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу "Бытие и сознание", опубликованную только в 1957 г.

Последние несколько  лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. в работе "Человек и мир". Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученых видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.

 

Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.

 

 

1.6 Узнадзе Д.Н.

Установка человека. Проблема объективации. Деятельность психики (план "импульсивной" и план "опосредованной" деятельности). Представления и идеи: слово как объективный фактор установки, проблема представления, "представление" и сновидение, идеи на базе вербального воздействия. Мышление и воля. Индивидуальные типы установки: динамичные люди, статичные люди, вариабильные люди: вариант стабильных и нестабильных.

Теория установки (Д.Н.Узнадзе) Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки", которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности - интеллект., моральные и эстетические - соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях - как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

Информация о работе Теория личности с позиций категориального анализа психологии