Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:28, курсовая работа
Если в западной психологии становление психологии личности можно датировать концом 1930-х годов, когда вышли первые обобщающие книги по личности К.Левина, Г.Олпорта и Г.Мюррея, то в нашей стране эта проблематика долгое время была фактически закрытой для реальных исследований по причине ее повышенной идеологической остроты, вместе с такими дисциплинами как психодиагностика, психотерапия, социальная психология и социология -- их "размораживание" началось только с конца 1960-х гг., когда серьезный разговор о личности в гуманитарных науках стал вновь возможен.
Введение………………………………………………………….…………...3-4
Раздел 1. Отечественная психология: обзор основных этапов формирования
1.1 Божович Л.И. …………………………………………….……………….5-7
1.2 Содержание концепции В.Н. Мясищева………………………………...7-8
1.3 Содержание концепции Б.Г.Ананьева………….…………………….……9
1.4 Леонтьев А.Н. …………………………………………………………..10-12
1.5 Рубинштейн С.Л. …………………………………………………...….12-16
1.6 Узнадзе Д.Н. …………………………………………………………...16-20
Раздел 2. Теория личности с позиций категориального анализа психологии………………………………………………………………….20-23
2.1 Онтологическая модель личности……………………………….……24-27
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………29
Принцип системности (или системный подход) в составе методологической модели теории личности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляются разнокачественные и разноуровневые связи, как синтез структурно-функциональных и фило-онтогенетических представлений. Этим преодолевается тот подход к личности, который обозначен как "коллекционерский".
Этот принцип
не мог быть обнаружен в общих
системных представлениях, хотя и
не мог быть без них сформулирован.
Его следовало открыть в ткани
самой психологической реальнос
Системообразующий принцип - это тот общий объяснительный принцип, с помощью которого очерчивается и структурируется теория. Методологическая сущность этого принципа при построении теории личности состоит в том, что отношение одного человека к другому, равно как и отношение развития личности к его результату, мыслится через обращение к третьему объекту - предметной деятельности, которая в наиболее развитой своей форме имеет совместный характер, является следствием объединения людей в труде и общении. При этом, оказываясь исходно опосредствованными содержанием и организацией совместной деятельности, межличностные отношение и качества развивающейся личности в свою очередь воздействуют на ее процесс и результаты: субъект - объект - субъектные связи выступают в единстве с субъект - субъект - объектными как две стороны одной системы.
2.1 Онтологическая модель личности
Принцип деятельностного опосредствования межиндивидных отношений личности и ее развития является общим системным принципом построения общепсихологической теории личности, в котором находят реализацию общенаучные методологические принципы детерминизма, развития и системности. От конкретной методологии как системы принципов и способов построения теории личности целесообразно перейти к описанию ее онтологической модели, выделив основные категории анализа объекта теории и показав принципы их соотнесения, понятийный аппарат.
Единицами анализа для теории личности могут служить понятия "индивид", "личность", "индивидуальность", "активность", "деятельность", "общение", "группа", "коллектив", "сознание", "развитие" (биогенез организма, биосоциогенез индивида, онтогенез личности, социогенез личности в историко-эволюционном процессе).
Для построения онтологической модели постулируемой общепсихологической теории с необходимостью должны быть указаны принципы соотнесения основных категорий анализа, используемых для описания и понимания личности как психологической реальности. Наиболее общим принципом соотнесения категорий, входящих в понятийный аппарат теории личности, является признание единства, но не тождества образующих его понятийных пар как единиц категориального (здесь микрокатегориального) анализа ее общей конструкции. Так, понятие "индивид", образуя единство с понятием "личность", не может рассматриваться как ему тождественное. Сам факт признания единства, но не тождества этих понятий, а следовательно, стоящих за ними объектов аналитического рассмотрения психологической реальности, порождает задачу не только понять их соотношение как свойства (личности) и носителя этого свойства индивида), но и поставить ряд принципиальных методологических проблем их взаимоотношений, постулируя, к примеру, идею потребности и способности индивида "быть личностью". Онтологическая расчлененность оборачивается специальной методологической проблемой.
Принцип единства, но не тождества основных категорий анализа относится не только к понятиям "индивид" и "личность", но и к другим составляющим онтологической модели теории личности: личность - индивидуальность, активность - деятельность, группа - коллектив, биогенез - биосоциогенез, онтогенез - социогенез, развитие личности - развитие сознания.
От методологических и онтологических подходов создания теории следует перейти к выявлению возможностей, заложенных в ее исходных посылках (постулатах), путем восхождения от абстрактного к конкретному и развить систему взаимосвязанных теоретических конструкций (концепций, "теорий среднего уровня"), объединенных и обусловленных рассмотренными методологическими и онтологическими основаниями. Только таким образом можно в рамках выделенных выше исходных тезисов и методологических принципов охватить многообразие эмпирических данных и конкретных методов и методик, относящихся к исследуемому предмету - психологии личности, обобщить совокупность утверждений с их доказательствами.
Следует выделить три аспекта рассмотрения конкретной феноменологии личности, три своего рода онтологические модальности: ее генезис, динамику содержания, структуру, а следовательно, построить или освоить) концепции, которые, исходя из принципа деятельностного опосредствования, оказались бы в состоянии выяснить закономерности психологии личности, проявляющиеся в этих ее аспектах (модальностях), охватить соответствующий эмпирический материал, вобрав в себя открывающуюся в нем феноменологию, найти и применить валидные методы его получения, на принципиальных основаниях осуществить соотнесение с другими социально-психологическими и персонологическими теориями. Вместе с тем необходимо и возможно, раскрыв логическую зависимость конструируемых концепций друг от друга, представить их в виде единой теоретической системы при всей ее внутренней дифференцированности.
При рассмотрении
генезиса личности выделяются три методологически
обоснованные задачи: 1) рассмотреть
развитие индивида как результат
взаимодействия генотипа и социальной среды и тем самым создание
предпосылок для становления личности
(условно обозначим этот процесс как "биосоциогенез");
2) исследовать развитие личности человека
вследствие деятельностно-
Соответственно этим задачам рассматриваются три взаимосвязанные концепции, отвечающие принципам общепсихологической теории личности.
Первая, которая
условно может быть обозначена как
психогенетическая концепция
Своего рода продолжением рассмотрения этого круга идей, если меть в виду усиление роли системообразующего фактора - деятельностного опосредствования, в формировании личности индивида является концепция развивающейся личности (А.В. Петровский). В ее основе лежит идея трех фаз становления личности в социальной среде (микро- или макросреде) - адаптации, индивидуализации и интеграции, возникновение и протекание которых связаны с наличием социогенной потребности индивида в персонализации и с деятельностно опосредствованными возможностями удовлетворять ее в референтных группах. На основе данной концепции предложена возрастная периодизация развития личности, не совпадающая с существовавшими ранее концепциями психического развития человека.
Третья задача - понимание социогенеза - находит свое воплощение в историко-эволюционном подходе к пониманию личности (А.Г. Асмолов), который, в свою очередь, базируется на принципе деятельностного опосредствования. Отвечая на вопрос, посредством каких механизмов осуществляется вклад личности в социокультурную историю, предлагаемый подход выделяет в качестве системообразующего основания, обеспечивающего развитие личности и способствующего его конкретно-исторической специфике в той или иной культуре, опосредствующий фактор - совместную предметную деятельность. Таким образом, все три рассмотренные теоретические конструкции связаны между собой и отвечают общему методологическому принципу - деятельностному опосредствованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение изложения
отечественных концепций
В описанных концепциях личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду.
Отечественные концепции представляют личность, как «ответственную» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.
Сравнение обобщенных взглядов отечественных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое у разных исследователей, внушает определенный оптимизм в отношении этой сложной психологической проблемы - проблемы личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах психологии изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника / Под ред Л.И. Божович. М., 1961.
3. Выготский Л.С. Собр соч.: В 6 т. М., 1982-1984.
4. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1969.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1974, № 4, с. 87--97; № 5, с. 65--78.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
7. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол., 1989, № 3, с.11-21.
8. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-152, 164-169, 180-183.
Информация о работе Теория личности с позиций категориального анализа психологии