Теория памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Понятие "память", ее виды и процессы. Рассматриваются существующие гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти.

Содержание работы

Введение
2 Память. Общие положения
3 Теории памяти
4 Виды и процессы памяти
5 Психологические теории памяти
6 Заключение
7 Список литературы

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГ.2!.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

     От  приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти; в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная; г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

     Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение  разнообразных движений. Она участвует  в формировании двигательных умений и навыков человека. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени  «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

     Слуховая  память - это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например речевых, музыкальных.

     Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в  работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

     - Этапы логического запоминания

     Выделяют  также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную  память.

     Любая информация вначале попадает в кратковременную  память, которая обеспечивает запоминание  однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле:

     (ОКП  / 2) + 1 = балл учебный.

     Долговременная  память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с  сознательным доступом (т. е. человек  может по своей воле извлечь, вспомнить  нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

     Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения; определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

     Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

     Также выделяют мгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается  произвольному управлению. Образ  в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

     Рассмотрим  основные мнемические (связанные с памятью) процессы.

     Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и  идентификация информации).

     Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической  памяти хранится информация о различных  событиях нашей жизни. Семантическая  память содержит правила, лежащие в  основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая  память служит своего рода каркасом для  событий текущей жизни, которые  хранятся в эпизодической памяти.

     - Способы организации информации в памяти:

     пространственная  организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

     ассоциативная организация (группировка элементов  с какими-либо общими признаками);

     иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории - более общей или более частной - он соответствует).

     Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится  на основе той структуры, в составе  которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя  путями: узнаванием и воспоминанием.

     Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем  вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

     - Формы воспроизведения:

     - узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; - воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта; - припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации; - реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым; - эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

     Забывание - процесс, необходимый для эффективной  работы памяти. С помощью забывания  человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей  и облегчает себе возможность  обобщения. Забыванием трудно управлять.

     - Факторы, влияющие на забывание:

     -возраст;

     -характер информации и степень ее использования;

     -интерференция: проективная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

     - подавление активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации. 

     Психологические теории памяти 

     Среди них самое большое распространение  получили ассоциативные теории памяти. В ассоциативном направлении, которое  возникло еще в XVII веке, принцип ассоциации признается обязательным не только для  механизмов памяти, но и для всей психики. При любых психических  образованиях (мыслях, чувствах, восприятиях), возникших в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, возникает и ассоциативная связь  между ними (Эббингауз Г., 1885). Повторное  появление любого из элементов этой связи обязательно вызывает в  сознании представление всех элементов  ассоциации.

     Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут  связываться друг с другом. Эти  принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в  психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

     1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

     2. Ассоциация по сходству. Образы  восприятия или определенные  представления вызывают в нашем  сознании представления, сходные  с ними по каким-либо признакам.  Например, при виде портрета человека  возникает представление о нем  самом. Или другой пример: когда  мы видим какой-то предмет,  он может напомнить нам о  каком-либо человеке или явлении.

     3. Ассоциация по контрасту. Образы  восприятия или определенные  представления вызывают в нашем  сознании представления в каком-нибудь  отношении противоположные им, контрастирующие  с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

     Учение  об ассоциации получило широкое распространение  в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические  явления (Д. Юм, У. Джеме, Г. Спенсер). Представители  данного научного направления переоценивали  значение ассоциаций, что приводило  к несколько искаженному представлению  о многих психических явлениях, в  том числе памяти. Так, запоминание  рассматривалось как образование  ассоциаций, а воспроизведение как  использование уже имеющихся  ассоциаций. Особое условие для образования  ассоциаций - многократное повторение одних и тех же процессов во времени.

     В понимании ассоционистов психические  процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания  нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.

     Вместе  с тем отрицать существование  ассоциативных связей нельзя. Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей  было дано И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. По Павлову, ассоциации - не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.

     Изучение  памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был  применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с  помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием - заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем, точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений

Информация о работе Теория памяти