Теория памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Понятие "память", ее виды и процессы. Рассматриваются существующие гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти.

Содержание работы

Введение
2 Память. Общие положения
3 Теории памяти
4 Виды и процессы памяти
5 Психологические теории памяти
6 Заключение
7 Список литературы

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГ.2!.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

     Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных  трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого  безошибочного повторения серии  таких слогов забывание идет вначале  очень быстро. Уже в течение  первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть  дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных  слогов.

     Параллельно с исследованиями Г.Эббингауза проводились исследования и других ученых. В частности, известный немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой известный немецкий ученый - психолог Г. Э. Мюллер - осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Следует отметить, что на первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической деятельности (процесса преднамеренного заучивания и воспроизведения материала) и значительно меньше внимания уделялось анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Это было связано с широким распространением в психологии интроспективного метода. Однако с развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была существенно расширена. Так, в конце XIX - начале XX в.в. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного. Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиций гештальтпсихологии (конец XIX в.). Ее основной принцип заключается в том, что анализ отдельных элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть и никакого представления о целом не дает. В самом деле, хотя мелодия, исполненная в разных тональностях, и вызывает перцептивно различные ощущения, но она узнается и вспоминается как одна и та же. Здесь важны не высота нот, а их сочетание, целостный звуковой ряд.

     Основное понятие гештальтпсихологии - понятие гештальта (от нем. Gestalt - образ), что означает изначально целостную структуру. Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов памяти в мозге по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. В гештальтпсихологии принцип целостности выступает как изначально данный, и законы гештальта (как и законы ассоциаций) действуют помимо воли и сознания самого человека.

     Стремление  психической деятельности к завершенности  проявляется также в том, что  неоконченное действие, невыполненное  намерение оставляет след в виде напряжения в системе психики. Это  напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом  плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем  содержание оконченного. Отсутствие целостности, завершенности порождает не только напряжение, но способствует внутренним конфликтам, неврозам.

     В других психологических теориях  памяти подчеркивается роль сознания в процессах памяти - активности внимания и осмысления в запоминании и воспроизведении информации. В ряде случаев активность, сознательность и осмысленность запоминания связывают только с высшими этапами в развитии памяти, а применительно к низшим ее этапам используется все тоже понятие ассоциации и гештальта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Существуют  различные теории исследования памяти. Одни из них рассматривают память с психологической точки зрения: как совокупность ассоциаций, формирующихся  в сознании - ассоциативная теория; гештальтпсихология - наличие гештальта - целостной системы, постоянно стремящейся  к завершению, направляющей психическую  деятельность.

     Существует  немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или  химических изменениях в самом мозге  при накоплении им прижизненной информации - нейронные и физико-химические теории. Существуют биохимические теории, которые предполагают образование  новых белковых веществ (нейропептидов  и других) при долговременном запоминании.

     Несмотря  на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока нет. Проблема физиологии памяти - это самостоятельная проблема, которую пытаются решить физиологи, занимающиеся изучением мозга. Мы же остановимся на той части проблемы, которую исследуют психологи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Блонский П.П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. - М., 1964.

     2. Выготский Л.С. История развития  высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. - Т. 3, М., 1984.

     3. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов - на - Дону. 1997

     4. Психология Словарь справочник / М.И. Дьченко, Л.А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.

     5. Психология / Р.С. Немов. М: 1998

     6. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990

     7 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

     8. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980

     9. Лурия Р. Маленькая книжка о большой памяти - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnemonica.htm


Информация о работе Теория памяти