Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современном мире особенно остро стоит проблема взаимоотношений между детьми и их родителями. Отношения в семье часто становятся конфликтными из-за непонимания в общении. Наше желание разобраться глубже в этой проблеме и найти факторы, которые усугубляют конфликты, может помочь детям и взрослым более объективно взглянуть на себя и свои отношения.
Все выше сказанное делает проблему более интересной.

Объект исследования: общение родителей с детьми

Предмет исследования: влияния типов темперамента родителей на общение с детьми.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………......3
– Темперамент
1.1. – Понятие и структура темперамента……………………………………5
1.2. - Свойства темперамента………………………………………………...8
1.3. – История учения о темпераменте………………..…………………….10
1.4. - Характеристика типов темперамента…………………………..……..13
- Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми
2.1. – Влияние темперамента на процесс общения………………………...17
2.2. - Темперамент и отношения родителей с детьми………………..........20
Заключение…………………………………...…………………………………..24
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Содержание………………………………………………………………………..2

Введение ………………………………………………………………………......3

  1. – Темперамент

    1.1. – Понятие и структура темперамента……………………………………5

    1.2. - Свойства темперамента………………………………………………...8

   1.3. – История учения о темпераменте………………..…………………….10

   1.4. - Характеристика типов темперамента…………………………..……..13

  1. - Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми

     2.1. – Влияние темперамента на процесс общения………………………...17

     2.2. -  Темперамент и отношения родителей с детьми………………..........20

Заключение…………………………………...…………………………………..24

Список литературы………………………………………………………………26

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Несмотря на то, что  предпринимались неоднократные  и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца нерешенных проблем современной психологической науки.

Темперамент является врожденной базой, на которой строится характер человека. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности, впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Темперамент человека оказывает большое влияние на  характер его общения с другими людьми.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в  современном мире особенно остро  стоит проблема взаимоотношений  между детьми и их родителями. Отношения в семье часто становятся конфликтными из-за непонимания в общении. Наше желание разобраться глубже в этой проблеме и найти факторы, которые усугубляют конфликты, может помочь детям и взрослым более объективно взглянуть на себя и свои отношения.

Все выше сказанное делает проблему более интересной.

 

Объект исследования: общение родителей с детьми

 

Предмет исследования: влияния типов темперамента родителей на общение с детьми.

 

Цель работы: изучить влияние типа темперамента родителей на общение с детьми .

 

 

 

 

В связи с данной целью  были поставлены следующие задачи.

 

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Рассмотреть представления о темпераменте в психологии;

3. Найти взаимосвязь между темпераментом и взаимоотношениями в семье.

 

Гипотеза: Мы предполагаем, что в психолого-педагогической литературе мало уделено внимания по осознанию родителями особенностей своего генотипа в построении конструктивного общения с детьми.

 

Методы исследования: анализ и синтез научной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Темперамент

    1. Понятие и структура темперамента

 

Среди индивидуальных особенностей человека, которые ярко характеризуют его поведение, заметное место принадлежит темпераменту.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [5]

Анализ внутренней структуры  темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием  у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности.

Эмоциональная сфера - это чувствительность, импульсивность и другие качества, характеризующие силу и динамизм проявления эмоций.

Моторная (двигательная) сфера - частное выражение общей активности. Сюда относятся такие проявления темперамента, как темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой.

 Каждый из этих  компонентов, в свою очередь,  обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет  тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом  в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом. [13]

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй —  двигательный, или моторный, — его  компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя. [8]

Третьим основным компонентом  темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих  особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных  чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Темперамент человека проявляется  на основе вариативности тех или  иных его свойств.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Свойства темперамента

 

И.П. Павлов взял для исследования не внешнее строение тела и не строение сосудов (как делали его предшественники), а организм как единое целое и выделил в нём мозг, который регулирует деятельность всех органов и тканей.

И.П. Павлов выделил 3 основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих же условиях «ломается».

Уравновешенность – это определённый баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешенны друг с другом по силе, а могут быть не уравновешенными – одни из них могут быть сильнее другого.

Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.[3]

Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические  типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются 4 типа:

а) Сильный, неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением – холерический темперамент.

б) Сильный, уравновешенный подвижный (процесс возбуждения  балансируется с процессом торможения) – сангвинический темперамент.

в) Сильный, уравновешенный инертный (внешне более спокойный, «солидный») – флегматический темперамент.

г) Слабый, характеризуется  слабостью процессов возбуждения  и торможения, малой подвижностью (инертность) нервных процессов –  меланхолический темперамент.[5]

Темперамент определяется по следующим главным признакам:

- легко или трудно  человек сходится с незнакомыми  людьми,                                        привыкает к незнакомой обстановке; 

- быстро или медлен  о включается в работу; длительность работы;

- как проявляет чувства  (слабо или сильно), длительность  чувств.

О темпераменте можно  судить также по следующим свойствам:

Сензитивность (крайняя чувствительность) – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.

Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешний или внутренний раздражитель.

Активность  - интенсивность деятельности человека, проявляющаяся в преодолении препятствий.

Пластичность и ригидность – гибкость, лёгкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменениям условий.

Темп реакций – скорость протекания психических процессов и реакций.

Интровертированность – необщительность, замкнутость, отсутствие интереса к другим, склонность к самоанализу.

Экстравертированность – характерологическая особенность   некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

Экстраверты отличаются преимущественной обращённостью к  внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, он более конформны и суггестивны (подвержены внушению).[5]

 

1.3. История учения о темпераменте

 

Темперамент (от латинского – соотношение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе, жизнедеятельности;

Темперамент – это  индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его  психической деятельности и поведения.

Темперамент является одним  из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной лет  назад. Он был вызван очевидностью существования  индивидуальных различий, которые обусловлены  особенностями биологического и  физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент.

Несмотря на то, что  предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента до конца, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решённых проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к изучению темперамента. Однако при всём существующем разнообразии подходов большинство исследователей признаёт, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.[1]

Создателем учения о  темпераментах считается древнегреческий  врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх  основных «соков» организма –  крови, флегмы, чёрной и жёлтой желчи, - входящих в его состав. Оптимальное соотношение этих соков определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смещение становится источником различных заболеваний.

Однако Гиппократ ещё  не устанавливал связи между этими  «соками» и их соотношением в организме  и определёнными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырёх «соках» Клавдий Гален, самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал первую типологию темпераментов. Из 9 выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного из жидкостей, и в наше время пользуются широкой известностью. Это темпераменты:

Сангвиника (от лат. Sanguis – кровь)

Флегматика (от греч. Plieama – слизь, флегма)

Холерика (от греч. Chole - желчь)

Информация о работе Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми