Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современном мире особенно остро стоит проблема взаимоотношений между детьми и их родителями. Отношения в семье часто становятся конфликтными из-за непонимания в общении. Наше желание разобраться глубже в этой проблеме и найти факторы, которые усугубляют конфликты, может помочь детям и взрослым более объективно взглянуть на себя и свои отношения.
Все выше сказанное делает проблему более интересной.
Объект исследования: общение родителей с детьми
Предмет исследования: влияния типов темперамента родителей на общение с детьми.
Введение ………………………………………………………………………......3
– Темперамент
1.1. – Понятие и структура темперамента……………………………………5
1.2. - Свойства темперамента………………………………………………...8
1.3. – История учения о темпераменте………………..…………………….10
1.4. - Характеристика типов темперамента…………………………..……..13
- Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми
2.1. – Влияние темперамента на процесс общения………………………...17
2.2. - Темперамент и отношения родителей с детьми………………..........20
Заключение…………………………………...…………………………………..24
Список литературы……………
Содержание……………………………………………………
Введение ………………………………………………………
1.1. – Понятие и структура темперамента……………………………………5
1.2. - Свойства темперамента………………………………………………
1.3. – История учения о темпераменте………………..…………………….
1.4. - Характеристика типов темперамента…………………………..……..13
2.2. - Темперамент и отношения родителей с детьми………………..........20
Заключение…………………………………...…………
Список литературы…………………………………
Введение
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца нерешенных проблем современной психологической науки.
Темперамент является врожденной базой, на которой строится характер человека. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности, впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Темперамент человека оказывает большое влияние на характер его общения с другими людьми.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современном мире особенно остро стоит проблема взаимоотношений между детьми и их родителями. Отношения в семье часто становятся конфликтными из-за непонимания в общении. Наше желание разобраться глубже в этой проблеме и найти факторы, которые усугубляют конфликты, может помочь детям и взрослым более объективно взглянуть на себя и свои отношения.
Все выше сказанное делает проблему более интересной.
Объект исследования: общение родителей с детьми
Предмет исследования: влияния типов темперамента родителей на общение с детьми.
Цель работы: изучить влияние типа темперамента родителей на общение с детьми .
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Рассмотреть представления о темпераменте в психологии;
3. Найти взаимосвязь между темпераментом и взаимоотношениями в семье.
Гипотеза: Мы предполагаем, что в психолого-педагогической литературе мало уделено внимания по осознанию родителями особенностей своего генотипа в построении конструктивного общения с детьми.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы
Глава 1. Темперамент
Среди индивидуальных особенностей человека, которые ярко характеризуют его поведение, заметное место принадлежит темпераменту.
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [5]
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности.
Эмоциональная сфера - это чувствительность, импульсивность и другие качества, характеризующие силу и динамизм проявления эмоций.
Моторная (двигательная) сфера - частное выражение общей активности. Сюда относятся такие проявления темперамента, как темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой.
Каждый из этих
компонентов, в свою очередь,
обладает весьма сложным
Наиболее широкое значение
в структуре темперамента имеет
тот его компонент, который обозначается
как общая психическая
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя. [8]
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Темперамент человека проявляется на основе вариативности тех или иных его свойств.[2]
И.П. Павлов взял для исследования не внешнее строение тела и не строение сосудов (как делали его предшественники), а организм как единое целое и выделил в нём мозг, который регулирует деятельность всех органов и тканей.
И.П. Павлов выделил 3 основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих же условиях «ломается».
Уравновешенность – это определённый баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешенны друг с другом по силе, а могут быть не уравновешенными – одни из них могут быть сильнее другого.
Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.[3]
Своеобразная комбинация
этих свойств характеризует
а) Сильный, неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением – холерический темперамент.
б) Сильный, уравновешенный
подвижный (процесс возбуждения
балансируется с процессом
в) Сильный, уравновешенный инертный (внешне более спокойный, «солидный») – флегматический темперамент.
г) Слабый, характеризуется
слабостью процессов
Темперамент определяется по следующим главным признакам:
- легко или трудно
человек сходится с
- быстро или медлен о включается в работу; длительность работы;
- как проявляет чувства (слабо или сильно), длительность чувств.
О темпераменте можно судить также по следующим свойствам:
Сензитивность (крайняя чувствительность) – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.
Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешний или внутренний раздражитель.
Активность - интенсивность деятельности человека, проявляющаяся в преодолении препятствий.
Пластичность и ригидность – гибкость, лёгкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменениям условий.
Темп реакций – скорость протекания психических процессов и реакций.
Интровертированность – необщит
Экстравертированность – характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.
Экстраверты отличаются преимущественной обращённостью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, он более конформны и суггестивны (подвержены внушению).[5]
1.3. История учения о темпераменте
Темперамент (от латинского – соотношение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе, жизнедеятельности;
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента до конца, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решённых проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к изучению темперамента. Однако при всём существующем разнообразии подходов большинство исследователей признаёт, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.[1]
Создателем учения о
темпераментах считается
Однако Гиппократ ещё не устанавливал связи между этими «соками» и их соотношением в организме и определёнными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырёх «соках» Клавдий Гален, самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал первую типологию темпераментов. Из 9 выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного из жидкостей, и в наше время пользуются широкой известностью. Это темпераменты:
Сангвиника (от лат. Sanguis – кровь)
Флегматика (от греч. Plieama – слизь, флегма)
Холерика (от греч. Chole - желчь)