Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современном мире особенно остро стоит проблема взаимоотношений между детьми и их родителями. Отношения в семье часто становятся конфликтными из-за непонимания в общении. Наше желание разобраться глубже в этой проблеме и найти факторы, которые усугубляют конфликты, может помочь детям и взрослым более объективно взглянуть на себя и свои отношения.
Все выше сказанное делает проблему более интересной.

Объект исследования: общение родителей с детьми

Предмет исследования: влияния типов темперамента родителей на общение с детьми.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………......3
– Темперамент
1.1. – Понятие и структура темперамента……………………………………5
1.2. - Свойства темперамента………………………………………………...8
1.3. – История учения о темпераменте………………..…………………….10
1.4. - Характеристика типов темперамента…………………………..……..13
- Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми
2.1. – Влияние темперамента на процесс общения………………………...17
2.2. - Темперамент и отношения родителей с детьми………………..........20
Заключение…………………………………...…………………………………..24
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Темперамент и отношения родителей с детьми

 

 

Понятие «темперамент»  означает индивидуальные особенности  физиологической организации, по-видимому, генетически детерминированные, и  хотя индивидуальное мышление, чувства  и действия предсказуемы, они в  большей или меньшей степени  постепенно меняются. Темперамент является основой личности. 
Личность в свою очередь формируется под влиянием окружающей среды, которая может способствовать проявлениям темперамента или сдерживать их, никогда не подавляя полностью. Например, время реакции новорожденного на определенные стимулы и адаптивные способности детей относятся к первым проявлениям темперамента и позволяют предсказать уровень активности их в более старшем возрасте. 
Темперамент супругов и комплекс черт, характеризующих их личность, позволяют им вполне корректно общаться с детьми, у которых темперамент может быть другим. Если же такое общение не удается, то у них может возникнуть ложное чувство вины. Воспитательные меры, подходящие для одного ребенка, могут быть совершенно непригодны для другого. 
При неудовлетворительных взаимоотношениях с ребенком у родителей могут появиться чувство вины и тревога, вызывающая у них раздражение. Ребенок в свою очередь может стать раздражительным или замкнуться в себе. Родители в ответ на это могут разгневаться, что является защитой от фрустрации и чувства вины. Врач должен занять ведущее место в оценке темперамента у детей и родителей. 
Если мать говорит, что у нее хороший ребенок, это обычно означает, что их темпераменты служат дополнением один к другому и создают основу хороших отношений. С другой стороны, гипореактивный («хороший») ребенок и спокойная с медленными движениями мать не могут в достаточной мере общаться во время нарастающих по объему взаимоотношений. Врач в этом случае должен стимулировать или научить мать, как увеличить приток сенсорной информации или «расшевелить» таких детей. 
Такие пары нуждаются в эмоциональном подъеме, встряске и не должны оставаться на низком уровне обмена репликами. В случае же, когда у активной матери рождается гиперреактивный ребенок, ей может понадобиться помощь, чтобы сдержать ее воздействия на ребенка и избежать его излишней раздражительности.[12]

Темперамент матери нередко отличается от темперамента отца, что позволяет при затруднениях во взаимоотношениях с ребенком одному из родителей оказать помощь и поддержку другому или ребенку. Более активный или творчески настроенный родитель может, например, обратить особое внимание и помочь ребенку в процессе его адаптивного обучения, а более спокойный и «замедленный» благодаря активности ребенка может получить поддержку в обстоятельствах, требующих напряжения сил и приспособления к новой обстановке.[4]

Необходимо  понять, что медлительность ребенка - это психофизиологические показатели, особенности данного ребенка.  
Вы сами наверняка давно заметили, что среди ваших знакомых есть люди очень энергичные, быстрые, а есть люди спокойные, уравновешенные, а порой, как вам может показаться, даже заторможенные.  
Флегматик и холерик совершенно не похожи друг на друга. Во всем их складе, даже в фигуре вы увидите различия.  
Так что же требовать от ребенка, если он по своей генетической предрасположенности относится к типу флегматиков? Понятно, что вы не хотели родить черепаху или медлительного ленивца. Но так уж получилось. И, как бы вы не старались, но вы не сумеете его переделать. Из флегматиков не воспитываются холерики, и наоборот.  
Другое дело - коррекция. Если вы не в состоянии полностью изменить ребенка, то вы можете попытаться скорректировать  
его поведение и реакции, а не усугублять их, и тем более не ломать психику. Вы должны понять, что насилием вы можете просто усугубить те качества ребенка, которые вас не устраивают. Произойдет обратная реакция на ваши придирки, толчки, подзатыльники, язвительные замечания. Мало того, вы еще можете прибавить ему и так называемый комплекс неполноценности. Своим насилием вы зародите в ребенке неуверенность, чувство вины за то, какой он есть, и он начнет необъективно себя оценивать. А это чревато глубокими последствиями. Такой неуверенный в себя ребенок вырастает очень неуверенным взрослым человеком. Вы в его подсознание вложили: «Я плохой! Я не такой как все. Я хуже других. У меня ничего не получается».  
И это повлечет за собой реакцию на всю его жизнь. Вы заштамповали будущего неудачника, бессильного и безвольного человека, который не может решить элементарных проблем в жизни, тех проблем, которые у других не будут вызывать никаких сложностей. Да, такой конфликт темпераментов может привести и к подобному исходу.  
Потом надо учитывать и ваш собственный темперамент. Если вы холерик, то даже вполне нормальный сангвиник покажется вам черепахой. Ваша импульсивность для вас привычна.  
- Ну что ты копаешься? - вы часто вопрошаете, нервно теребя всклокоченные волосы. Вы хотите рванутся и устроить полный дарбазан тому , кто на ваш взгляд медленно делает, то что вы сделаете одним махом.  
Все люди разные. Поэтому прежде чем придираться к ребенку, осознайте, каковы вы сами. Не являетесь ли вы сами чем-то экстремальным и ваше поведение, нервное и возбужденное - норма ли это?  
У психиатров существуют определенные представления о норме. В эти нормы входят и холерики и флегматики. И вы сами входите в понятие нормы, когда быстро решаете те или иные проблемы, и те ваши знакомые, которые все делают в два раза медленнее.  
Часто бывает, что противоположности даже сходятся, а вот схожие по темпераменту люди не умеют уживаться друг с другом. Два холерика - это энергия и подвижность умноженная на два. Это уже цунами. Поэтому если вы холерик, а ваш ребенок - флегматик, то вы будете даже уравновешивать друг друга. А с ребенком-холериком у вас будут вечные конфликты. Ваша раздражительность по отношению к вашему медлительному ребенку, быть может, создает намного меньше проблем, чем если бы вы были одинаковы по характеру. 
Так что не стоит расстраиваться, если ваш ребенок - полная противоположность вам. Не следует конфликт темпераментов превращать в трагедию и для себя и для своего сына или дочери. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, под темпераментом  следует понимать индивидуально  своеобразные свойства психики, определяющие скорость психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными на протяжении жизни. Выделяют 4 типа темперамента:

 

· холерик,

 

· сангвиник,

 

· меланхолик,

 

· флегматик.

 

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые

 

1. регулируют динамику  психической деятельности в целом;

 

2. характеризуют особенности  динамики отдельных психических  процессов;

 

3. имеют устойчивый  и постоянный характер и сохраняются  в развитии на протяжении длительного  отрезка времени;

 

4. находятся в строго  закономерном соотношении, характеризующем  тип темперамента.[7]

 

 

Темперамент оказывает  влияние на поведение, стиль общения  человека. Нестабильный темперамент (холерик) может обострять и противоречия в семье в этот сложные для нее период. Стабильные темпераменты (сангвиник и флегматик) помогают сглаживать трудности этого периода.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бодалев, А. А. Психология о личности, - М., 1988 г. – стр. 21.

2. Ильина, А. И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961.

3. Кант Иммануил, Сочинения (Антропология), - М., 1966 г. – стр. 534-       540.

4. Кон, И. С. «Психология ранней юности» М., 1989 г., стр. 106-119

5. Ковалев, А. Г., Мясищев, В. Н. Психологические особенности человека, т. 1. Л., 1957.

6. Кречмер, Э. Строение тела и характер. М.; Л., 1930.

7. Крысько, В.Г. , «Социальная психология», - М., 2001г. – стр 100 – 101.

8. Левитов, Н. Д. Вопросы психологии характера. Изд. 2-е. М., 1956.

9. Небылицин, В. Д., «Психофизиологические исследования индивидуальных различий», - М., 1976 г. – стр. 185.

10. Рубинштейн, С. Л. Темперамент и характер. —«Основы обшей психологии» М., 1946.

11. Степанов, С.  «Что вы знаете и чего не знаете о себе и других», - М., 1994 г., стр. 44 – 45.

12. Тертель, А.Л., «Психология в вопросах и ответах», - М., 2004 г., стр. 115.

 




Информация о работе Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми