Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современном мире особенно остро стоит проблема взаимоотношений между детьми и их родителями. Отношения в семье часто становятся конфликтными из-за непонимания в общении. Наше желание разобраться глубже в этой проблеме и найти факторы, которые усугубляют конфликты, может помочь детям и взрослым более объективно взглянуть на себя и свои отношения.
Все выше сказанное делает проблему более интересной.
Объект исследования: общение родителей с детьми
Предмет исследования: влияния типов темперамента родителей на общение с детьми.
Введение ………………………………………………………………………......3
– Темперамент
1.1. – Понятие и структура темперамента……………………………………5
1.2. - Свойства темперамента………………………………………………...8
1.3. – История учения о темпераменте………………..…………………….10
1.4. - Характеристика типов темперамента…………………………..……..13
- Тип темперамента родителей, как один из факторов определяющий особенности их общения с детьми
2.1. – Влияние темперамента на процесс общения………………………...17
2.2. - Темперамент и отношения родителей с детьми………………..........20
Заключение…………………………………...…………………………………..24
Список литературы……………
2.2. Темперамент и отношения родителей с детьми
Понятие «темперамент»
означает индивидуальные особенности
физиологической организации, по-видимому,
генетически детерминированные, и
хотя индивидуальное мышление, чувства
и действия предсказуемы, они в
большей или меньшей степени
постепенно меняются. Темперамент является основой личности.
Личность в свою очередь формируется под
влиянием окружающей среды, которая может
способствовать проявлениям темперамента
или сдерживать их, никогда не подавляя
полностью. Например, время реакции новорожденного
на определенные стимулы и адаптивные
способности детей относятся к первым
проявлениям темперамента и позволяют
предсказать уровень активности их в более
старшем возрасте.
Темперамент супругов и комплекс черт,
характеризующих их личность, позволяют
им вполне корректно общаться с детьми,
у которых темперамент может быть другим.
Если же такое общение не удается, то у
них может возникнуть ложное чувство вины.
Воспитательные меры, подходящие для одного
ребенка, могут быть совершенно непригодны
для другого.
При неудовлетворительных взаимоотношениях
с ребенком у родителей могут появиться
чувство вины и тревога, вызывающая у них
раздражение. Ребенок в свою очередь может
стать раздражительным или замкнуться
в себе. Родители в ответ на это могут разгневаться,
что является защитой от фрустрации и
чувства вины. Врач должен занять ведущее
место в оценке темперамента у детей и
родителей.
Если мать говорит, что у нее хороший ребенок,
это обычно означает, что их темпераменты
служат дополнением один к другому и создают
основу хороших отношений. С другой стороны,
гипореактивный («хороший») ребенок и
спокойная с медленными движениями мать
не могут в достаточной мере общаться
во время нарастающих по объему взаимоотношений.
Врач в этом случае должен стимулировать
или научить мать, как увеличить приток
сенсорной информации или «расшевелить»
таких детей.
Такие пары нуждаются в эмоциональном
подъеме, встряске и не должны оставаться
на низком уровне обмена репликами. В случае
же, когда у активной матери рождается
гиперреактивный ребенок, ей может понадобиться
помощь, чтобы сдержать ее воздействия
на ребенка и избежать его излишней раздражительности.[12]
Темперамент матери нередко отличается от темперамента отца, что позволяет при затруднениях во взаимоотношениях с ребенком одному из родителей оказать помощь и поддержку другому или ребенку. Более активный или творчески настроенный родитель может, например, обратить особое внимание и помочь ребенку в процессе его адаптивного обучения, а более спокойный и «замедленный» благодаря активности ребенка может получить поддержку в обстоятельствах, требующих напряжения сил и приспособления к новой обстановке.[4]
Заключение
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие скорость психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными на протяжении жизни. Выделяют 4 типа темперамента:
· холерик,
· сангвиник,
· меланхолик,
· флегматик.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые
1. регулируют динамику
психической деятельности в
2. характеризуют особенности
динамики отдельных
3. имеют устойчивый
и постоянный характер и
4. находятся в строго
закономерном соотношении,
Темперамент оказывает влияние на поведение, стиль общения человека. Нестабильный темперамент (холерик) может обострять и противоречия в семье в этот сложные для нее период. Стабильные темпераменты (сангвиник и флегматик) помогают сглаживать трудности этого периода.[6]
Список литературы
1. Бодалев, А. А. Психология о личности, - М., 1988 г. – стр. 21.
2. Ильина, А. И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961.
3. Кант Иммануил, Сочинения (Антропология), - М., 1966 г. – стр. 534- 540.
4. Кон, И. С. «Психология ранней юности» М., 1989 г., стр. 106-119
5. Ковалев, А. Г., Мясищев, В. Н. Психологические особенности человека, т. 1. Л., 1957.
6. Кречмер, Э. Строение тела и характер. М.; Л., 1930.
7. Крысько, В.Г. , «Социальная психология», - М., 2001г. – стр 100 – 101.
8. Левитов, Н. Д. Вопросы психологии характера. Изд. 2-е. М., 1956.
9. Небылицин, В. Д., «Психофизиологические исследования индивидуальных различий», - М., 1976 г. – стр. 185.
10. Рубинштейн, С. Л. Темперамент и характер. —«Основы обшей психологии» М., 1946.
11. Степанов, С. «Что вы знаете и чего не знаете о себе и других», - М., 1994 г., стр. 44 – 45.
12. Тертель, А.Л., «Психология в вопросах и ответах», - М., 2004 г., стр. 115.