Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:06, реферат
В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темпе¬рамент является не врожденным, биологическим свойством орга¬низма, находящим соответствующее выражение в мире пережива¬ний человека, а врожденным свойством собственно души, психики. Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом, но эта связь не имеет какого-то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ряду вопросов вообще о взаимоотношении между психическим и физическим.
Введение 3
Глава 1. Понятие типа в психологии……………….…………………………………………...4
Глава 2. Психологические типологии…………………………………………………………..8
2.1. Конституциональная типология Кречмера 7
2.2. Конституциональная типология по Шелдону 10
2.3. Типология темпераментов по Павлову………………………………………………...…14
2.4. Типология темпераментов по их отношению к форме труда по Климову……....……..18
2.5. Типология психосоциальных характеров Лазурского………………………………...…21
2.6. Психологическая типология К. Юнга……………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………....25
Список литературы……………………………………………………………………………...26
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие типа в психологии……………….…………………………………
Глава 2. Психологические типологии………………………………………………………
2.1. Конституциональная типология Кречмера 7
2.2. Конституциональная типология по Шелдону 10
2.3. Типология темпераментов по Павлову………………………………………………...…
2.4. Типология темпераментов по их отношению
к форме труда по Климову……....……..18
2.5. Типология психосоциальных характеров Лазурского………………………………...…21
2.6. Психологическая типология К. Юнга……………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Психические свойства человека: интегративные устойчивые психические качества, присущие человеку относят к психологии личности. Чаще других к психическим свойствам относят темперамент, способности, направленность и характер.
Под темпераментом понимают свойства личности, характеризующие ее активность и устойчивость. Впервые это понятие ввел Гиппократ. По преобладанию той или иной жидкости в организме он выделил четыре типа темперамента: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Его дифференциация темпераментов имела гуморальную основу.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.
Под направленностью понимаем устойчивую совокупность стремлений к чему-либо.
Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, система отношений человека к миру и себе, обусловливающая типичный для него способ поведения. В характере отражаются волевые качества.
С древнейших времен было замечено, что люди отличаются друг от друга по динамике поведения. Гиппократ превратил факт индивидуального различия между людьми, засвидетельствованный здравым рассудком, в предмет научного анализа (IV век до н. э.).
Один ряд ученых считает темперамент врожденным биологическим свойством организма — темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности.
В противоположность
Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Глава 1. Понятие типа в психологии
Большинство исследователей выделяют два основных направления в дифференциальной психологии, которые можно условно назвать «аналитическими» и «синтетическими» (Теплов, 1986). Первое базируется на анализе качественных характеристик определенных свойств (вес, рост, острота зрения, чувствительность и пластичность, быстрота запоминания и др.). Второе связано с группировкой субъектов по типам на основе какого-либо одного или нескольких классифицирующих признаков – строения тела, темпераментальной организации, и других – вплоть до типов личности.
Началом создания научной базы для разработки типологической проблематики в психологии можно считать работы И.П. Павлова (1951; 1952) и его школы, посвященные изучению типологических свойств нервной системы (или типов высшей нервной деятельности) у животных и человека.
Для нас важно отметить два основных момента в теме о типах.
Наиболее тесно связан с разработкой типологической тематики номотетический подход в психологии, задача которого состоит в выявлении универсальных черт и паттернов, присущих всем людям. Этот подход неизбежно должен добавляться идеографическим (обычно почему-то противопоставляемым номотетическому) аспекту изучения индивидуальности, акцентирующим внимание на анализе внутренней структуры субъекта с целью подчеркнуть неповторимость и уникальность ее организации.
В настоящее время в
В первую очередь следует отметить отсутствие в психологической и общенаучной справочной литературе четкого определения понятия «тип». В большинстве работ это понятие рассматривается как изначально данное и не требующее каких-либо пояснений. В тех же работах, где оно определяется, существует значительное совпадение его с такими понятиями, как класс, художественный образ, типаж, вид, категория и т. п.
Поскольку прагматическая ценность использования понятия «тип» состоит в возможности построения типологий, следует прежде всего отделить его от понятия «класс», служащего для построения классификаций. Анализ применения этих понятий в литературе позволяет сделать вывод о следующем их различии: понятие «тип» используется преимущественно при объединении некоторых элементов (объектов, явлений, свойств и т. п.), а понятие «класс» — преимущественно при делении некоторого множества элементов. Соответственно, типологии строятся преимущественно индуктивным [композиционным] методом на основе группировки элементов вокруг одного, обладающего эталонными свойствами, выступающими в качестве критерия группировки, а классификации строятся преимущественно дедуктивным методом на основе деления множества элементов путем введения произвольного критерия деления, как правило, наличия или отсутствия какого-либо существенного свойства у элемента данного множества.
Но, пожалуй, главное различие между классами и типами состоит в том, что первые строятся на основе определения границ подмножеств некоторого множества и установления возможности включения в эти границы тех или иных элементов. Элементы, характеристики которых выходят за границы данного класса, помещаются в другой класс или выпадают из классификации. При определении же типа границы между типами не устанавливаются, а задается структура типа, с которой соотносятся по признаку подобия или равенства элементы соответствующего множества. Можно также добавить, что границы между типами гораздо менее четки, чем между классами, а определение типа конкретного элемента более трудоемко, чем определение класса.
Такое понимание типа уже существенно конкретизирует его суть. При этом оказывается, что, например, типология темперамента по И.П. Павлову является не типологией, а классификацией темперамента на основе различий ведущих свойств нервной системы, в отличие, скажем, от конституциональных типологий Кречмера и Шелдона. Конечно, словосочетание «тип темперамента» звучит привычнее, чем «класс темперамента», но, тем не менее, их следует разделять.
Существуют два основных подхода к описанию типа: тип понимается либо как некоторый усредненный элемент (объект, свойство, проявление и т.п.), либо как элемент с крайней, максимальной выраженностью тех или иных характеристик. Нетрудно заметить, принципиальное различие этих двух подходов. Так, в первом случае нетипичным будет элемент с редко встречающимся набором качеств, во втором же случае, наоборот, нетипичным будет элемент с отсутствием каких-либо ярко выраженных свойств. Например, определение «типичный представитель интеллигенции» или «бесхарактерный» будут относиться к первому пониманию типа, а определения «агрессивный тип» или «типичный сангвиник» — ко второму. Какой же из этих подходов является правильным? Очевидно, и тот и другой, но с учетом области их применения, рассматриваемых объектов и существующих традиций.
Анализ определений типа, данных в различных источниках, приводит к установлению соотношения двух указанных подходов с двумя наиболее употребимыми вариантами использования этого понятия. Первый подход (типичный как средний) используется преимущественно при описании художественных типов в литературе и искусстве, а также в бытовых описаниях. Художественный тип — это результат обобщения характеристик множества представителей той или иной социальной группы или форм проявления тех или иных психологических качеств, представленный в виде усредненного, обобщенного, «нормального» образа человека.
Второй подход (типичный как крайний) используется преимущественно при описании типов в научных исследованиях. Так, в описании темперамента Г. Айзенком темперамент конкретного человека определяется соотнесением его с граничными типами. Аналогичное описание можно найти в работе Р. Акоффа и Ф. Эмери при определении степени экстернальности-интернальности и субъектоверсии-объектоверсии. Данными авторами реализован так называемый факторный подход, где в качестве основы описания используются противоположные типы двух ортогональных факторов. Другой вид описания, типологический, строится на нахождения определенных базовых типов или архетипов, служащих в качестве образцов для сравнения с наличными психологическими характеристиками конкретного человека. К таким описаниям относятся, например, конституциональные типологии Кречмера и Шелдона, типы акцентуаций личности Личко, типология личности Леонгарда. Таким образом, научный тип — это результат поиска наиболее ярких, «рафинированных», уникальных характеристик некоторой группы элементов, в частности группы людей — носителей этих качеств. Такие характеристики или свойства, присущие психологическому типу, существуют не просто в виде определенного набора таковых, а в совокупности: со связями между ними, т.е. имеет место структура психологических качеств, своеобразная для каждого типа. Наглядным представлением: такой структуры может быть профиль типа, определяющий состав типологических характеристик и отношения их соподчиненности, дополненный описанием горизонтальных связей между ними.
Обобщая существующие определения типа, и учитывая сказанное, можно сформулировать следующее определение:
Тип — это образец, служащий для
объединения элементов (объектов, явлений
и т.п.) на основе соотношения их существенных
свойств, рассматриваемых в
Художественный тип можно определить как образец, служащий для объединения элементов на основе сходства совокупности их существенных свойств и обладающий максимально выраженной обобщенностью. Художественный тип характеризуется распространенностью в пространстве и устойчивостью во времени.
Как научный, так и
При соотнесении же реального объекта или явления с художественным, средним типом происходит, наоборот, установление сходства свойств объекта со свойствами образца, меры его типичности, «похожести», близости к типу, причем для определения меры сходства, в сущности, не важно — недостаточно выражены качества объекта или избыточно.
Поскольку установление сходства с одним элементом подразумевает возможность установления различия с другим элементом, в частности, имеющим противоположные свойства, и наоборот, то результат процедуры соотнесения реального объекта как с научным, так и художественным типом может быть одинаковым и выражаться как словами «похож на», так и словами «не похож на». Таким образом, различие научного и художественного типов лежат как в их сути, так и в механизме соотнесения типологических образов с реальными объектами. По составу образов и результату соотнесения они могут быть одинаковы.