Типологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темпе¬рамент является не врожденным, биологическим свойством орга¬низма, находящим соответствующее выражение в мире пережива¬ний человека, а врожденным свойством собственно души, психики. Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом, но эта связь не имеет какого-то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ряду вопросов вообще о взаимоотношении между психическим и физическим.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие типа в психологии……………….…………………………………………...4
Глава 2. Психологические типологии…………………………………………………………..8
2.1. Конституциональная типология Кречмера 7
2.2. Конституциональная типология по Шелдону 10
2.3. Типология темпераментов по Павлову………………………………………………...…14
2.4. Типология темпераментов по их отношению к форме труда по Климову……....……..18
2.5. Типология психосоциальных характеров Лазурского………………………………...…21
2.6. Психологическая типология К. Юнга……………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………....25
Список литературы……………………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Эти типы можно связать с типами темперамента по Гиппократу (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).

Кроме того Павлов осуществлял дифференциацию людей в зависимости от особенностей переработки информации, сигнальной деятельности полушарий мозга, обеспечивающей «тонкое и толстое уравновешивание» мира. Эти специфические особенности проявляются в двух существующих сигнальных системах.

Первая сигнальная система общая  у людей и животных – впечатление, ощущение, представление о себе, об окружающей среде в виде образов.

Вторая сигнальная система только у человека. Формируется с помощью  вторичных сигналов – слов.

В результате, по преобладанию той  или иной системы, выделяют три типа людей:

  1. мыслители (преобладает вторая сигнальная система, воспроизведение действий аналитически, они дробят ее, а затем снова собирают целое)
  2. художники (преобладает первая сигнальная система, они отражают целиком, без разделения)
  3. средний тип (первая и вторая сигнальные системы сбалансированы).

 

По Павлову, представители мыслительного  типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает  активность первой сигнальной системы  правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся  к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств.

Из приведенных определений  видно, что речь идет об особенностях познавательно-мыслительных способностей. Исследования на основе сигнальных систем были продолжены и выделены следующие психологические типы, основанные на их соотношении:

Первосигнальный тип характеризуется  высокой активностью и мобильностью нервной системы, преобладанием возбуждения над торможением, преобладанием правополушарных механизмов, акцентом при оценке раздражителя на субъективно-эмоциональную окраску, непроизвольным запоминанием, наглядно-действенным мышлением, невербальным интеллектом, синтетической тенденцией к восприятию действительности, экстравертированностью, художественным типом личности.

Второсигнальный тип содержит черты  прямо противоположные первосигнальному и характеризуется мыслительным типом личности.

 2.4. Типология темпераментов по их отношению к форме труда по Климову

 Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая типологию Климова Е.А., каждой профессии можно привести некий код, или профиль - то есть, к какому типу и к какому критерию она относится. А затем составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства, используя методику ДДО (дифференциальный диагностический опросник). Таким образом, появляется возможность определить совместимость темперамента с той или иной профессией.

  1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов:

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда). Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет различать профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

К категории «Человек – природа» относятся такие профессии, как семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др. Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе  профессии этого типа очень  важно разобраться, как именно  человек относится к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой собирается отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они  сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

Категория «Человек – техника».Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «Человек – техника» можно выделить: профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород; профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов; профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов; профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств; профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций; профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов; профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов; профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими; профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении  или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку  технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

В категории «Человек – человек» главным, ведущим предметом труда являются люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного  коллектива и др. Среди этого типа профессий можно выделить: профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с информационным обслуживанием; профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами; профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

В работе данного типа важны такие  качества, как устойчивое хорошее  настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.

Категория «Человек – знаковые системы». Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист  и др.

Профессии типа «Человек - знаковые системы» включают: профессии, связанные  с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения, профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих  обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего  мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

В категории «Человек – художественный образ» главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессиями данной категории являются: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий  типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

 

  1. По условиям труда выделяют четыре группы профессий:

 

Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности 
(строитель, пожарник, полевод, агроном).

Труд в необычных условиях: под  землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с  неизбежными производственными  вредностями(летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

Труд с повышенной моральной  ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

 

  1. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

 

Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда 
(преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

 

  1. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:

 

Гностические: распознать, различить , оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,). Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель).

 

2.5. Типология психосоциальных характеров Лазурского

 

А.Ф. Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером». В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания – психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф. Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление.

Информация о работе Типологии личности