Типы темпераментов детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте; составить общую характеристику четырех темпераментов.
2) Изучить теории темперамента.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие о темпераменте…………………………………………………...5
1.1Теории о темпераменте……………………………………….…..5
1.2Физиологические особенности………………….………………..8
1.3Характеристика типов темперамента……………………………10
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников……14
2.1 Характеристика младшего школьного возраста……………….14
2.2 Учет темперамента детей в учебной - воспитательной работе...17
3.Изучение педагогического опыта по учету темперамента в учебно-воспитательной работе……………………………………………………………..20
3.1Анализ диагностической методики исследования темперамента……………………………………………………………….20
3.2Проведения исследования типов темперамента………………….
3.3Разработанные рекомендации………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………….
Используемая литература………………………………………………........
Приложение ………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Конюхова У. (2).docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Кировское областное государственное образовательное 

бюджетное учреждение

среднего  профессионального образования 

«Индустриально-педагогический колледж г. Советска»

 

 

 

 

 

 

Конюхова  Ульяна Владимировна

 

 

 

 

Специальность:050709 «Преподавание в начальных классах»

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Тема: Типы темпераментов детей младшего школьного  возраста

 

 

 

 

Научный руководитель:

Шевнина Елена Леонидовна

преподаватель психологии

                                                       2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1.Понятие о темпераменте…………………………………………………...5

1.1Теории о темпераменте……………………………………….…..5

1.2Физиологические особенности………………….………………..8

1.3Характеристика типов темперамента……………………………10

2. Особенности проявления темперамента  у младших школьников……14

2.1 Характеристика младшего школьного возраста……………….14

2.2 Учет темперамента детей в учебной - воспитательной работе...17

3.Изучение педагогического опыта по учету темперамента в учебно-воспитательной работе……………………………………………………………..20

3.1Анализ диагностической методики исследования темперамента……………………………………………………………….20

3.2Проведения исследования типов  темперамента………………….

3.3Разработанные рекомендации………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………

Глоссарий …………………………………………………………………….

Используемая литература………………………………………………........

Приложение ……………………………………………………………………

Введение

Данная  тема представляется  очень актуальной, поскольку знания особенностей проявлений видов темперамента помогает строить взаимоотношения между учителем и учащимися. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий.

Если  не учитывать темперамент ребенка  в учебно-воспитательном процессе, то труднее раскрыть особенности  личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников актуальна для учителей начальной школы. Конечно, учебно – воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.

Объект данного исследования – личностные особенности ребенка младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности темперамента младших школьников.

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте; составить общую характеристику четырех темпераментов.
  2. Изучить теории темперамента.
  3. Выявить физиологические особенности видов темперамента.
  4. Дать характеристику типам темпераментов.
  5. Проанализировать
  6. Дать рекомендации по учету темперамента в учебно-воспитательной работе.
  7. Проанализировать диагностические методики.

Методы:

1.Анализ  и синтез психолого-педагогической  литературы.

2.Диагностические  методики.

3.Обобщения.

При раскрытии  понятии о темпераменте наиболее помог учебник В. А. Крутецкий «Психология», где автор подробно рассказал о физиологических особенностях, на основе учения И. П. Павлова. Учебник К. К. Платонов и Г. Г. Голубев «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие о темпераменте

    1. Теории

 

Когда говорят  о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между  людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем  не менее, темперамент и сегодня  остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический  фундамент, на котором формируется  личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под  темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже  с ранних детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.

Основной  отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют  динамику отдельных психических  процессов и динамику всей психической  деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической  деятельности обуславливают также  темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

Свойства  темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы  и постоянны по сравнению с  другими психическими особенностями  человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая  активность; эмоциональность. От темперамента зависит: скорость возникновения психических  процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие особенности психики.

Свойства  темперамента, как и свойства нервной  системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

Подлинное научное объяснение темпераментов  дает учение И. П. Павлова о типах  высшей нервной деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической  деятельности зависит от индивидуальных различий в деятельности нервной  системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной  системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных  процессов – возбуждении и  торможения.

    1. Физиологические особенности.

 

Слово «темперамент»  происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «crisis», и означает «надлежащее соотношение частей».  В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес.

Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма.

В истории  развития учения о темпераменте четко  выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента,

 второй — с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

И. П. Павлов открыл три  свойства процессов возбуждения  и торможения: 1)силу, уравновешенность и подвижность как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных  процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и  означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное торможение или  возбуждение. Противоположное свойство – слабость нервных процессов  – характеризуется  неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение  и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные  клетки быстро переходят в состояние  охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она  дает соответствующую реакцию.

Уравновешенность  нервных процессов есть соотношение  возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов – это способность  их быстро сменить друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления нервного процесса  в  ответ на раздражение, быстрота проявление новых условных связей.

 

 

 

 

 

1.3 Характеристика типов темперамента

 

Представления о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Различия в темпераментах подмечены на основе жизненного опыта многих поколений.

Сангвиник

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто  тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует  на все новое, интересное. Но его  увлечения не всегда постоянны и  устойчивы — увлекшись новым  делом, легко охладевает к нему. Все  эмоции выражаются на его подвижном  лице, в его живых глазах. Поэтому  легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет  большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю —  разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его. Не любит  кропотливых занятий, любит такую  деятельность, которая позволяет  быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная  бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает  к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении  ребят.

Обычно  ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические  задачи, если для этого у них  имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника  характеризует обилие и живость  движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Холерик

Выделяется  среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с  другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов  ответить не подумав, и поэтому часто  отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит  на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В  досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень  выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан  и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений  проявляет уверенность, упорство. Его  интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

Информация о работе Типы темпераментов детей младшего школьного возраста