Типы темпераментов детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте; составить общую характеристику четырех темпераментов.
2) Изучить теории темперамента.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие о темпераменте…………………………………………………...5
1.1Теории о темпераменте……………………………………….…..5
1.2Физиологические особенности………………….………………..8
1.3Характеристика типов темперамента……………………………10
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников……14
2.1 Характеристика младшего школьного возраста……………….14
2.2 Учет темперамента детей в учебной - воспитательной работе...17
3.Изучение педагогического опыта по учету темперамента в учебно-воспитательной работе……………………………………………………………..20
3.1Анализ диагностической методики исследования темперамента……………………………………………………………….20
3.2Проведения исследования типов темперамента………………….
3.3Разработанные рекомендации………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………….
Используемая литература………………………………………………........
Приложение ………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Конюхова У. (2).docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

Энергичность  в работе: «да» в ответах на вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58,64,98; «нет» в ответах  на вопросы 27. 83, 103.

Энергичность  в общении с людьми: «да» в ответах  на вопросы 11,30,57,62, 67,78,86; «нет» в ответах  на вопросы 3, 34,74, 90, 105.

Пластичность  в работе: «да» в ответах на вопросы 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 101; «нет» в ответах  на вопросы 54, 59.

Пластичность  в общении с людьми: «да» в ответах  на вопросы 2,9, 18, 26, 45, 68, 85,99; «нет» в  ответах на вопросы 31, 81, 87, 93.

Темп  в работе: «да» в ответах на вопросы 1, 13, 19,33, 46, 49, 55, 57; «нет» в ответах  на вопросы 29, 43, 70, 94.

Темп  в общении с людьми: «да» в ответах  на вопросы 24, 37, 39. 51, 72, 92; «нет» в  ответах на вопросы 5, 10, 18, 56, 96, 102.

Эмоциональность  в работе: «да» в ответах на вопросы 14, 17,28,40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

Эмоциональность  в общении с людьми: «да» в ответах  на вопросы 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63,75, 80, 84, 100.

Контрольные вопросы: «да» в ответах на вопросы 32, 52, 89,; «нет» в ответах на вопросы 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Вначале по ответам на контрольные вопросы  устанавливается, настолько искренне испытуемый ответил на предложенные ему вопросы. Если ответы на контрольные  вопросы более, чем в трех случаях, совпадает с ключевыми, то это значит, что в ответах на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т. е. был недостаточно искренним. В таком случае его ответам на основные вопросы доверять нельзя и получить достоверную информацию о нем на основании заполненного опросника невозможно.

Если  ответы испытуемого на ключевые вопросы  обнаруживается не более трех совпадений с теми, которые даны выше, то его  ответам на основные вопросы доверять можно.

Оценка  результатов и выводы об уровне развития свойств темперамента.

Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито – если пол нему получено 4 и менее баллов. При  суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается  среднеразвитым.

Вывод о  доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями  этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

Сангвиник – средне развитые показатели по всем свойствам.

Холерик – высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при  средних или высоких показателях  по пластичности.

Флегматик – низкие показатели по всем свойствам  темперамента.

Меланхолик  – низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних  или высоких показателях по эмоциональности.

К чистому  типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится  только при полном совпадении степени  развитости его показателей с  теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях  считается, что у человека имеется  так называемый смешанный тип  темперамента.

Отдельно  для каждого испытуемого устанавливаются  два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется  в общении с людьми.

 

 

 

Заключение 

 

Используемая литература

  1. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология»   Москва «Просвещение» 1988.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М.; ФиС, 1978.
  3. Ж. Годфруа «Что такое психология» Москва - «Мир» - 1992 год.
  4. Е. Жариков, Е. Крушельницкий «Для тебя и о тебе» Москва - «Просвещение» - 1991 год.
  5. Климов И. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1969.
  6. В.А. Крутецкий. Психология Текст :Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  7. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников: Текст.- Минск: 2001.-189 с.

 

 

 

Приложение 1

Определение свойств темперамента

  1. Подвижный ли ты человек?
  2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебе разговор?
  3. Предпочитаешь ты уединение большой компании?
  4. Испытываешь ты постоянное желание чем-либо заниматься, что-либо делать?
  5. Медленно ли ты говоришь?
  6. Ранимый ли ты человек?
  7. Часто ли тебе не спиться из-за того, что ты поссорился с друзьями?
  8. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?
  9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав, как следует?
  10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
  11. Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?
  12. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в школу?
  13. Нравится ли тебе быстро бегать?
  14. Сильно ли ты переживаешь плохие отметки, замечания учителей и родителей?
  15. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительного внимания и сосредоточенности?
  16. Трудно ли тебе быстро говорить?
  17. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил, как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?
  18. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
  19. Нравится ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты?
  20. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?
  21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?
  22. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?
  23. Говоришь ли ты о вещах, в которых не разбираешься?
  24. Легко ли тебе одновременно говорить в быстром темпе с несколькими людьми?
  25. Легко ли тебе одновременно делать несколько разных дел?
  26. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь не подумав?
  27. Любишь ли ты простую, привычную, не требующих усилий работу?
  28. Легко ли ты расстраиваешься, когда неожиданно обнаруживаешь, что то-то сделал не так?
  29. Любишь ли ты сидячую работу?
  30. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
  31. Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем высказаться?
  32. Все ли твои привычки хорошие?
  33. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?
  34. Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обществе незнакомых людей?
  35. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на другой?
  36. Плохо ли к тебе относятся близкие люди?
  37. Разговорчивый ли ты человек?
  38. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?
  39. Всегда ли ты говоришь свободно, без запинок?
  40. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой или работой?
  41. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои личные недостатки?
  42. Если у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной работой?
  43. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?
  44. Бывают ли у тебя мыли, которые ты хотел бы скрыть от других людей?
  45. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку щекотливый, трудный для него вопрос?
  46. Доставляют ли тебя удовольствие быстрые движения?
  47. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, чем ты занимаешься?
  48. Возникают ли у тебя беспокойство, тревога перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?
  49. Можно ли тебе сказать, что ты быстро выполняешь то, что тебе поручается?
  50. Любишь ли ты работать самостоятельно?
  51. Легко ли узнать твое внутреннее состояние по выражению лица?
  52. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание?
  53. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?
  54. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?
  55. Любишь ли ты быстрые игры?
  56. Любишь ли ты делать паузы в своей речи?
  57. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?
  58. Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться каким либо трудным делом?

 


Информация о работе Типы темпераментов детей младшего школьного возраста