Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:50, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте; составить общую характеристику четырех темпераментов.
2) Изучить теории темперамента.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие о темпераменте…………………………………………………...5
1.1Теории о темпераменте……………………………………….…..5
1.2Физиологические особенности………………….………………..8
1.3Характеристика типов темперамента……………………………10
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников……14
2.1 Характеристика младшего школьного возраста……………….14
2.2 Учет темперамента детей в учебной - воспитательной работе...17
3.Изучение педагогического опыта по учету темперамента в учебно-воспитательной работе……………………………………………………………..20
3.1Анализ диагностической методики исследования темперамента……………………………………………………………….20
3.2Проведения исследования типов темперамента………………….
3.3Разработанные рекомендации………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………….
Используемая литература………………………………………………........
Приложение ………………………………
У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.
Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.
Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.
Флегматик
Его отличает
неторопливость и спокойствие. Отвечает
на вопросы не сразу и без какой-либо
живости. Если не знает точного ответа
на вопрос, предпочитает промолчать. Он
не избегает дополнительной умственной
нагрузки, даже если много занимается,
вряд ли его можно увидеть усталым.
Он говорит длинно и рассудительно.
В классе к нему относятся хорошо,
подтрунивая над его
Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно маловыразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.
Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.
Меланхолик
На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.
Меланхолики
- ученики со слабым типом нервной
системы, быстро утомляются. При выполнении
заданий эти дети должны делать
довольно частые перерывы для отдыха.
Меланхолики, как правило, немногословны
и говорят тихим голосом. Внимание
такой ребенок может
Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.
Глава 2. Особенности проявления темперамента у младших школьников
2.1 Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце достаточно выносливо.
Происходит функциональное совершенствование мозга. Постепенно изменяется соотношение процессов торможения и возбуждения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной ведущей деятельностью первоклассника отныне становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желание общим устремлением, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности и дисциплины. Усвоение моральных норм и правил поведения требует и учитель, и вся организация школьной жизни, и деятельность школьника в коллективе.
Усвоение знаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умение анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте – противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развитии ребенка, уровнем развитии его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.
Знания младших школьников в процессе обучения формируются при рациональном соответствие двух путей познания – путем непосредственного восприятия и путем освоение словесного описания тех или иных предметов и явлений. Описание дает учитель или оно содержится в учебнике. С каждым днем знания совершенствуются – увеличивается количество сведений, представлений и понятий, усвоенных школьником, знания становятся все более точными, глубокими и осмысленными, ученики постепенно подходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания объединяются в определенные системы.
В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников.
Вскоре после начала обучения важнейшим мотивом учения школьника постепенно становится стремление получить хорошую отметку, одобрение, похвалу учителя и родителей, желание не огорчать родных. На первых парах многие первоклассники не понимают конкретного значения отметки, для них важен тот факт, что учитель как-то отнесся к ним, отреагировал на их работу.
Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, без осознания ее значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у первоклассников интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Ученик начинает понимать, что учение дает возможность узнать много интересного и полезного.
2.2 Учет темперамента детей в учебной работе
Знание темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в учебной и воспитательной работе. При этом надо иметь в виду следующее: при любом типе нервной системы, то есть при наличии любого типа темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этих чертам. И. П. Павлов подчеркнул, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания и обучения.
В процессе воспитания не следует
ставить задачу изменить темперамент.
Во-первых, это практически не выполнимая
задача, так как процесс преобразования
топологических свойств нервной
системы протекает очень
Задача заключается в том, чтобы
находить наилучшие пути, формы и
методы воспитания положительных черт
личности применительно к особенностям
типа нервной системы воспитанника.
Обучение и воспитание должны не менять
темперамент, а преодолевать их недостатки,
развивать его положительные
стороны, имея целью создавать на
основе данного темперамента ценные
черты личности. Зная темпераменты
учащихся, учитель должен так организовать
деятельность каждого школьника, чтобы
постепенно все менее и менее
резко проявлялись
У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Говорить с ним не следует резким повышенным тоном, это усиливает его возбуждение. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.
Проводя воспитательную работу с учащимися-меланхоликами,
всегда следует помнить, что в
основе лежит слабый тип нервной
деятельности и сильных воздействий
люди с такой нервной системой
не переносят. Мягкость, тактичность, чуткость
и доброжелательность в отношениях
с детьми-меланхоликами
Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше действовать и проявлять активность. Но следует соблюдать постепенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
У детей меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества.
У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учащихся-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроках в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
У учащихся-флегматиков надо воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьёзное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.
Разумеется, большую роль в овладении своим темпераментом играет самовоспитание – сознательная установка школьника на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
3. Изучение педагогического опыта по учету темперамента в учебно-воспитательной работе
3.1Анализ диагностической методики исследования темперамента
Методика «Определение свойств темперамента»
С помощью описываемой далее методики, автором которой является В. М. Русалов, можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность – это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность – это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность – склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.
Предполагается, что свойство темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.
В процессе работы над методикой на каждый из следующих ниже вопросов испытуемый должен ответить однозначно: «да» или «нет». Нейтральных ответов нет и ухода от ответа не допускается. (Приложение 1)
Обработка данных.
Ниже для каждого свойства темперамента, оцениваемого при помощи описанной методики, указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Степень развития каждого темперамента оценивается по количеству баллов, которое оно получило.
Информация о работе Типы темпераментов детей младшего школьного возраста