Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:40, реферат
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.
Введение 3
1. Деловое общение 4
1.1. Общие положения 4
1.2. Принципы делового общения
1.3. Этапы делового общения 5
7
2. Виды делового общения 9
2.1. Устное деловое общение 9
1.4. Письменное деловое общение 10
3. Типы взаимодействия при деловом общении 12
Заключение 15
Список литературы 16
Оглавление
Введение |
3 |
|
4 |
|
4 |
|
5 7 |
2. Виды делового общения |
9 |
2.1. Устное деловое общение |
9 |
|
10 |
3. Типы взаимодействия при деловом общении |
12 |
Заключение |
15 |
Список литературы |
16 |
Введение
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.
Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) - деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений.
Таким образом, умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего.
Цель работы – рассмотреть социально-психологические особенности делового общения.
Объект – социально психологические особенности делового общения.
Предмет – деловое общение.
Задачи:
Методы – теоретические (анализ, синтез, обобщение литературы).
Деловое общение –
процесс взаимосвязи и
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств.
Прямое деловое общение
обладает большей результативностью,
силой эмоционального воздействия
и внушения, чем косвенное, в нем
непосредственно действуют
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
- общающихся людей
отличает хорошее
- основная задача делового
общения – продуктивное
[3; С. 177].
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов:
1. Пунктуальность (делайте
все вовремя). Только поведение
человека, делающего все вовремя,
является нормативным.
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
3. Любезность, доброжелательность
и приветливость. В любой
4. Внимание к окружающим
(думайте о других, а не только
о себе). Внимание к окружающим
должно распространяться на
5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона [3; С. 179].
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.
Как в процессе прямого,
так и косвенного общения используются различные методы
влияния или воздействия на людей. Среди
наиболее употребительных из них выделяются
следующие - убеждение, внушение, принуждение.
Убеждение - воздействие
посредством доказательств, логического
упорядочения фактов и выводов. Подразумевает
уверенность в правоте своей позиции,
в истинности своих знаний, этической
оправданности своих поступков. Убеждение
- ненасильственный, а значит, и нравственно
предпочтительный метод влияния на партнеров
по общению.
Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.
Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения [9; С. 156].
В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:
1) установление контакта –
2) ориентация в ситуации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. Нужно сразу выяснить, каким по длительности будет разговор, и в зависимости от этого строить свою тактику.
3) вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения – это своего рода искусство. Важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его.
4) для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста – указывая на отличие нашей точки зрения на возможность совместной деятельности от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него и эффект ассимиляции – подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами.
5) в психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который остается в памяти партнера, и на будущее деловое общение. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта – приветливость. В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной [5; С. 121].
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
- приветственная речь;
- торговая речь (реклама);
- информационная речь;
- доклад (на заседании, собрании).
К диалогическим видам относятся:
- деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;
- деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений;
- переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу;
- интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
- дискуссия;
- совещание (собрание);
- пресс-конференция;
- контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог;
- телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Значительны языковые различия
между диалогической и
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации [7; С. 127].